Философская лирика а.с.пушкина
1. «Анчар» (1828 ) - ямб
15. Какова основная идея пушкинского стихотворения «Анчар»?
В стихотворении «Анчар», представляющем собой образец зрелой философской лирики, А.С.Пушкин вновь обращается к магистральной теме своего творчества – теме естественного права. Опираясь на представления французских философов-просветителей, поэт развивает мысль о том, что все люди рождаются на свет равными. Главная задача автора стихотворения – показать, какое зло таится в искажении первоначальных отношений между людьми. Смысловым центром пушкинского стихотворения становится строчка: «Но человека человек послал к анчару властным взглядом», и уже на этой основе возникает противопоставление «раб-владыка», переходящее в отождествление власти с символическим образом Анчара – дерева Смерти. Итог, к которому подводит читателя Пушкин, неутешителен: ничем не ограниченная власть царя и бездумная покорность раба приводят к гибели не только его самого, но и окружающих. Свобода – это неотъемлемое достоинство человеческой личности, которое необходимо отстаивать в любых обстоятельствах.
16. В каких еще произведениях XIX - XX вв. столь же значима проблема власти и свободы?
Проблему власти и свободы, на мой взгляд, можно отнести к разряду так называемых сквозных в литературе. В определенные моменты общественного развития она приобретает особую актуальность. В связи с этим обратимся в качестве примера к лирике М.Ю.Лермонтова, отразившего в своем творчестве трагическую эпоху безвременья, и О.Э.Мандельштама, жизненный путь которого совпал с постепенным установлением тоталитарного режима в России XX века.
В качестве примера мне хотелось бы обратиться к стихотворению, с которым М.Ю.Лермонтов дебютировал в литературе – это «Смерть поэта». В нем поэт ставит важный вопрос о том, насколько свободен гений, оказавшийся беззащитным перед злобной, невежественной толпой? Почему решение его судьбы в руках тех, кто «жадною толпой» стоит у трона? Их, палачей «Свободы, Гения и Славы» Лермонтов безжалостно предает анафеме, подчеркивая, что их позорное судилище – это лишь временная власть. Но придет время, все эти ничтожные клеветники, лжецы, ловкие пройдохи, мздоимцы окажутся перед Божьим Судом, и ничто не поможет им смыть со своих преступных рук «праведную кровь» поэта.
В стихотворении О.Э.Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…» также встает вопрос о выборе поэта: сохранить собственную внутреннюю свободу, верность своим нравственным принципам или, приняв идею о непогрешимости государства, признать его власть над собой. Лирический герой предпочитает первое, хотя и понимает, что «век-волкодав» попытается уничтожить его. Осознавая близкую гибель, он тем не менее не хочет пассивно участвовать в расправе над собой, ему важно погибнуть лицом к лицу с противником, сражаться с ним, как с равным.
Таким образом, проблема власти и свободы, как мы убедились, получает в творчестве разных поэтов своеобразное решение. Приведенные нами примеры являются наглядным подтверждением сказанному.
2. «19 октября» (1825) - дружеское послание (с чертами элегии), ямб
15. С какой целью автор для раскрытия основной темы стихотворения обращается к жанру дружеского послания?
Жанр дружеского послания, избранный Пушкиным, способствует поэту в раскрытии авторского замысла. Лирический герой поочередно обращается ко многим друзьям, такая структура предполагает наличие в поэтическом мире идейно значимого образа дружеского «круга», «братства», своеобразного «союза избранных». Такой образ существовал у Пушкина на протяжении всего творчества и был обусловлен не только воспоминаниями о Лицее, но и тесной дружбой с друзьями-лицеистами.
Открывается послание типичным «михайловским пейзажем», а в дальнейшем развивается как воспоминание о тех, кого уж нет. При этом автор широко использует романтические мотивы: морское путешествие, «тайный рок» и «долгая разлука», мнимая дружба, упоминание о бурных днях Кавказа, О Шиллере. Завершается же стихотворение традиционным для пушкинского дружеского послания мотивом пира. Заключительный образ стихотворения – последний друг, который переживет всех остальных и будет в одиночестве праздновать очередную годовщину Лицея. Появление этого образа связано с мотивом смерти и сопутствующими мотивами – бег времени, увядание природы.
В стихотворении воплотился высокий нравственный и эстетический идеал поэта, выраженный в прославлении свободы, в утверждении дружбы как одного из благороднейших чувств человека.
16. В каких еще стихотворениях XIX – XX вв. звучит сходный пушкинскому мотив воспоминаний о юношеских друзьях, о братстве близких по духу людей?
Прежде всего, следует сказать, что жанр дружеского послания был необыкновенно популярен в романтической поэзии начала XIX века. Образцом для А.С.Пушкина стала в этом смысле поэзия К.Н.Батюшкова. В качестве наиболее показательного примера можно вспомнить известное стихотворение поэта «Мои пенаты», написанное в форме послания Жуковскому и Вяземскому. Лирический герой стихотворения - поэт, живущий в деревне в старом, бедном дедовском доме, но он не тяготится этим, напротив, мы чувствуем, и это жилище и уединенный образ жизни по душе герою. Он призывает самых разнообразных друзей, среди которых и божества, и известные античные поэты, и, наконец, уважаемые автором русские поэты. Таким образом, жанр послания позволяет поэту непосредственно обратиться к этим личностям и тем самым показать свое отношение к ним.
Жанр дружеского послания не утратил своей популярности и в XX столетии. Так, к примеру, для формулировки своей эстетической позиции к данному жанру обращается В.Я.Брюсов. Речь идет о стихотворении «Юному поэту», в котором автор размышляет над вопросами о том, каким должен быть настоящий поэт, в чем смысл и суть его творчества.
Таким образом, приведенные нами примеры свидетельствуют о том, что жанр дружеского послания обладает достаточно широкими возможностями, он позволяет затронуть самые разнообразные проблемы: от смысла жизни до смысла творчества.
3. «Песнь о вещем Олеге» (1822) - историко-философская баллада, лиро-эпический род, амфибрахий
15. Каким изображает в своей балладе А.С.Пушкин легендарного князя Олега?
Центральным героем пушкинской «песни» является историческое лицо – киевский князь Олег, прозванный за свою мудрость «вещим», а основу сюжета соответственно составила легенда о его гибели, записанная в «Повести временных лет». Следует сказать, что А.С.Пушкин не только воспевает мощь личности князя, но и подводит философский итог его деяний.
Нити жизни пушкинского героя в руках судьбы: волхв предрек князю необыкновенную смерть, и несмотря на попытку избежать роковой участи, Олег, действительно, принимает смерть от верного коня. Образ центрального героя «Песни…» психологически очень разнообразен, князь показан с различных сторон: это и смелый воин, и «вещий» мудрец, и человек, способный слушать, принимать советы, чувствовать, переживать, испытывать тревогу. Получается, что Пушкин не стремился представить своего героя исключительной личностью, а нарисовал очень жизненный, достоверный портрет обычного человека.
Вполне естественным в связи с этим представляется и отношение к Олегу его дружины, соратников. Именно поэтому финал произведения лишен трагизма, напротив, там звучат оптимистические ноты: пока будет жива память о великом киевском князе, и он будет жить. Пушкинский Олег – это воплощение русского характера, героического и в то же время реального, близкого читателю, достоверного.
16. В каких еще произведениях авторы обращаются к историческому прошлому и какова причина данного обращения к истории?
Интерес к национальному прошлому, к отдельным масштабным фигурам, созидавшим историю, всегда характеризовал русскую литературу. Многие прозаики, поэты в различные эпохи обращались к исторической проблематике. А.С.Пушкин, к примеру, в разные периоды своего творческого пути создал гениальные произведения на исторические темы («Борис Годунов», «Капитанская дочка»), что касается «Песни о вещем Олеге», то ее поэт написал в романтический период своего творчества, избрав излюбленную романтиками форму баллады. В качестве примера мне хотелось бы вспомнить о произведениях, которые представляются наиболее показательными в данном случае: это памятник древнерусской книжности - «Слово о полку Игореве» и лермонтовская «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
В первом создан образ сильного и мудрого киевского князя Святослава, который выступает подлинным носителем идеи единения. В своем «золотом» слове герой с болью и горечью говорит о том, что стало с Русью, какие горести выпали на ее долю из-за бездумного стремления князей утвердить свою власть и силу. Святослав призывает их забыть о распрях, о междоусобицах, вступить в «стремя златое», выступить на защиту Руси.
Если неизвестный автор «Слова…» обращается к осмыслению похода Игоря на половцев, чтобы поставить вопрос о необходимости объединения русских земель вокруг сильного центра, то М.Ю.Лермонтов преследует несколько иные цели. Обращение поэта к истории, к прошлому не было для него самоцелью, он стремился противопоставить современному поколению, загубленному эпохой «безвременья», сильных, ярких, целеустремленных людей, способных на настоящие чувства. В своих героях Лермонтов стремился подчеркнуть те черты, которые наиболее значимы в народном сознании: честность, достоинство, нравственная стойкость, цельность.
4. «Зимнее утро» (1829) - ямб
15. Какие чувства испытывает лирический герой данного стихотворения?
Ведущее чувство лирического героя, которое является лейтмотивом всего стихотворения – это восторг бытия, осознание жизни как чуда. Мечтая о свободном полете, переживая полноту чувств, он способен открыть красоту не только в великолепном зимнем пейзаже, но и в уюте комнаты, в потрескивании затопленной печи. Автор не случайно использует прием обращения к таинственной возлюбленной, это позволяет лирическому герою быть предельно искренним, обнажить самые сокровенные струны взволнованной, трепетной души. Благодаря приему антитезы, который лежит в основе композиции, А.С.Пушкину удается передать саму динамику развития чувства героя от состояния печали, уныния к светлому восторгу, к бурному восхищению красотой русской зимы. Все стихотворение буквально пронизано светом, радостью, чувством обновления, пробуждения зимней природы, этим прекрасным картинам созвучно и настроение лирического героя пушкинского стихотворения.
16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. лирический герой испытывает сходные чувства восхищения жизнью как чудом?
Лирический герой пушкинского стихотворения потрясен красотой зимнего утра и стремится передать переполняющее его чувство восторга перед чудом жизни. Подобные переживания лирического героя удавалось запечатлеть и другим поэтам.
Во-первых, обратимся к одному из поздних стихотворений М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», лирический герой которого переживает столь редкое для него мгновенье гармонического слияния с красотой природы, с миром. Отсюда и чувство внутренней просветленности, которое в финале перерастает в благодатный восторг: «И счастье я могу постигнуть на земле / И в небесах я вижу Бога…». Этот краткий миг слияния небесного и земного становится для лирического героя «чудным» мгновеньем жизни.
Во-вторых, хотелось бы упомянуть о стихотворении Б.Л.Пастернака «Февраль». Лирический герой данного стихотворения воспринимает мир «навзрыд», настолько силен его эмоциональный порыв, чувства предельно напряжены, обострены. С окружающим миром у героя складываются родственные отношения, все, что происходит в природе, он переживает как неотъемлемую часть собственной жизни. Безусловно, такое чувство лирического восторга, осознание жизни как чуда, сближает между собой лирических героев названных произведений.
5. «Зимняя дорога» (1826)- элегия, хорей
15. Какие черты приведенного стихотворения позволяют назвать его элегией?
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога» представляет собой традиционную элегию. Ведущим настроением произведения становится грустное, медитативное переживание, связанное с неясностью дальнейшего пути. Неслучайно своеобразным лейтмотивом стихотворения, очень точно передающим состояние лирического героя, становится слово «печальный». Это состояние подчеркнуто Пушкиным и выбором времени действия стихотворения: ночью, когда человек остается один на один со своими чувствами, его начинают еще сильнее терзать сомнения, обостряются внутренние противоречия.
В начальных строках поэт рисует типичный русский зимний пейзаж: «волнистые туманы», мутное небо, печальные снежные поляны. На этом фоне нарисована дорога, ассоциирующаяся с поиском своего пути, целей и смысла человеческого существования.
Лирический герой размышляет об однообразии и скуке жизни, в которой все привычно. Неудивительно, в связи с этим, что музыка колокольчика названа однозвучной, а путь складывается из бесконечно мелькающих верст. Мотив скучно текущей жизни усугубляется упоминанием о часовой стрелке, которая рано или поздно завершит свой круг. Однако финал стихотворения не создает ощущения безысходности. Пушкинский скиталец мечтает о доме, о тепле камина, о теплом взгляде родных глаз. Именно с мотивом дома связан для лирического героя жизненный идеал.
16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. лирический герой также мечтает о доме, о тепле очага?
Образ дома – один из важнейших символов пространственной организации произведения. Это, безусловно, не просто место действия, а определенный мир, со своей неповторимой атмосферой; место, где пересекается прошлое и настоящее. Данный образ, без сомнения, можно назвать сквозным в литературе. В качестве примера мне хотелось бы обратиться к творчеству поэтов, чьи судьбы совпали с трагичнейшим периодом русской истории, - это М.И.Цветаева и С.А.Есенин.
Каждый из названных поэтов по своему отразил трагедию крушения дома, наступление времени всемирного «бездомья» или, по верному замечанию М.И.Цветаевой, «мирового кочевья». Так, в первом сборнике поэтессы «Вечерний альбом» есть целый ряд стихотворений, центральным в которых является образ дома. Это понятие для Цветаевой означало особый уклад жизни, неповторимую атмосферу юношеских увлечений, тайн. Дом для ее лирической героини – живое существо, преданное и понимающее.
В стихотворении «Ты, чьи сны еще непробудны» Цветаева пророчески говорит о неотвратимой гибели этого родного и такого близкого мира. При этом речь идет о гибели мира красоты, гармонии, духовности, олицетворенного образом дома. В дальнейшем творчестве М.И.Цветаевой тоска по дому, чувство бездомья будут неотъемлемой частью его художественного мышления.
В художественном мире С.А.Есенина образ крестьянской избы, дома также является центральным. Лирический герой стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями», уставший от метаний, бунтарства, тянется к исконным, простым и понятным жизненным ценностям. Естественно, что самым важным для него является отчий дом, его образ, согласно кольцевой композиции появляется в начале и финале стихотворения. Оттого еще более убедительно звучит его клятва верности «малой родине».
6. «Бесы» (1830) - элегия, хорей
15. Какова основная идея стихотворения «Бесы»?
«Бесы» - одно из глубоких философских стихотворений А.С.Пушкина, отразивших кризисное душевное состояние поэта. Здесь общая картина вьюжной ночи, узнаваемая по «Зимней дороге», усугубляется метелью, бураном, сбивающим героя с дороги. Символика метели в общем контексте пушкинской лирики довольно важна: речь идет о потрясении, сомнениях, своеобразных «внутренних бесах», терзающих человека, о духовном бездорожье. В композиционно-образном строе стихотворения подчеркивается нарастание, нагнетание хаоса, некой иррациональной стихии, враждебной человеку.
Вместе с тем, архетип дороги в стихотворении довольно многозначен. По сути, в «Бесах» изображен символический образ мира, сбившегося с пути, и состояние души, охваченной трагическими страстями. Автору удалось воплотить в произведении многоликость враждебных стихий, опутавших личность и мешающих России обрести свой путь.
16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. представлен образ мира, сбившегося с пути и состояние души, охваченной трагическими страстями?
Размышления о судьбе России, о ее неповторимом национально-историческом пути развития привлекали внимание многих русских поэтов. И неоднократно вставал вопрос о враждебных силах, «бесах», которые мешают нормальному пути, создают непреодолимые препятствия, сеют в душах зерна сомнения и тревоги.
В качестве примера мне хотелось бы, во-первых, вспомнить стихотворение Н.Гумилева «Заблудившийся трамвай». Зловещий, трагический колорит нагнетается в нем с самого начала. Все стихотворение пронизывает ощущение обреченности, гибельности начатого исторического пути. Судьба лирического героя неразрывно связана с общей судьбой «заблудившегося трамвая», символизирующего роковую неизбежность происходящего в России. Революционное «бесовство», по мысли Н.Гумилева, несет России неминуемую смерть.
Во-вторых, обратимся к стихотворению С.А.Есенина «Сорокоуст», проникнутое чувством ожидания грядущей гибели патриархальной деревенской Руси. Предвестник этой гибели – поезд – зловещий символ вторжения цивилизации, чуждой вековому укладу русского быта. В неравной схватке «железного» дьявола и естественного мира природы происходит умерщвление всего живого. Неудивительно, что стихотворение пронизано апокалиптическими предчувствиями, подчеркивающими семантику названия: сорокоуст – поминальная молитва по умершему. Путь, на который толкает Россию «железный» век, не просто трагичен, но губителен.
7. «Няне» (1826) - послание, ямб
15. Какие черты близкого человека воспел А.С.Пушкин в данном стихотворении?
Стихотворение «Няне» стало поэтическим выражением того глубокого сыновнего чувства, которое испытывал поэт к своей няне. Образ, созданный в произведении, получился очень живым, реальным и одновременно сказочным, мифопоэтическим. Уже в первых строчках обозначены наиболее дорогие лирическому герою черты: верность, преданность, самоотверженная материнская любовь. Именно няня стала для него «подругой» в дни испытаний, окружила заботой, теплотой, создала теплую семейную атмосферу домашнего очага. Глубоко личный, интимный тон стихотворения позволил поэту передать мельчайшие оттенки чувства лирического героя к няне: необыкновенная нежность, любовь, бесконечная благодарность.
16. В стихотворениях каких еще поэтов XIX – XX вв. созданы подобные образы?
Образ доброй, мудрой старушки – хранителя дома, неустанно вглядывающегося в окно, связывающее это защищенное пространство с миром больших дорог, получился у А.С.Пушкина необыкновенно трогательным и гармоничным. Однако подобные образы можно проследить и в творчестве иных поэтов.
Во-первых, вспомним стихотворение С.А.Есенина «Письмо матери». Его лирический герой, несмотря на чувство греховности, надеется на духовное возрождение, на излечение от душевных ран материнской любовью. Стихотворение носит исповедальный, покаянный характер: это своеобразный вариант истории блудного сына, возвращающегося в отчий дом. Он верит, что любовь матери, ее тепло, забота обогреют сердце, позволят вновь окунуться в чудесный мир детства.
Во-вторых, хотелось бы обратиться к поэтическому циклу А.Т.Твардовского «Памяти матери», состоящему из четырех стихотворений, объединенных общим названием и темой – историей жизни матери. Первое стихотворение «Прощаемся мы с матерями» задает общий тон всему циклу: это скорбь, покаяние, осознание невосполнимой сыновней утраты. Основная идея стихотворения – драматизм разлуки сына с матерью, осознание потери, которую не восполнить ничем.
8. «Безумных лет угасшее веселье…» (1830) - элегия, ямб
15. Как содержательно соотносятся между собой первая и вторая строфы стихотворения А.С.Пушкина «Элегия»?
«Элегия» А.С.Пушкина – один из ярких образцов философской лирики, проникнутый свойственной поэту оптимистической тональностью. В основе композиции стихотворения – принцип снятия трагического противоречия жизни, реализующийся в структуре: тезис-антитезис-синтез.
Исходная мысль, заявленная в первой строфе, подчеркнуто драматична: молодость прошла, все лучшее позади, грядущее сулит лишь «труд и горе». Однако по принципу антитезы во второй строфе звучат совершенно иные ноты. Нежелание лирического героя смириться с обстоятельствами, безвольно плыть по течению жизни дарует ему надежду на будущее. Это, безусловно, не заглушает трагического звучания элегии, поскольку в ней отра-жено все, что есть в жизни человека, но все же главным становится то, что составляет высший смысл существования: чувство прекрасного, радость творчества, способность «мыслить и страдать», вера в чудное мгновенье любви.
16. В каких произведениях русской поэзии XIX – XX вв. содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинской «Элегией»?
Многие поэты в своих лирических размышлениях обращаются к философскому осмыслению собственного бытия, целей и смысла жизни. Прежде всего, в качестве наиболее показательного примера хотелось бы обратиться к лирике М.Ю.Лермонтова как достойного преемника и одновременно своеобразного поэтического антипода А.С.Пушкина.
В философской лирике поэта представлен особый лирический герой – мыслящий, усомнившийся, сомневающийся. Его критический ум находится в постоянной работе; он отражает огромный диапазон переживаний – от страстного призыва: «Я жить хочу! хочу печали» до признания того, что жизнь «пустая и глупая шутка…» Мотивы душевного беспокойства, жажда перемен, новых впечатлений в первом стихотворении постепенно сменяются в зрелой лирике чувством душевной опустошенности, тоскливым отчаянием, сомнением в идеалах. Комплекс этих мотивов обозначен в стихотворении «И скучно и грустно».
Другим примером может служить творчество Б.Л.Пастернака, который в целом ряде стихотворений размышляет о бытии человека в мире, о его жизненном пути. Так, к примеру, стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», проникнуто стремлением постигнуть сложность жизненных явлений «до оснований, до корней, до сердцевины». Приближаясь к пушкинскому философскому постижению жизни («Я жить хочу - чтоб мыслить и страдать»), Пастернак пишет о желании схватить нить времени, которая позволит ему «жить, думать, чувствовать, любить»
1. «Вновь я посетил…» (1835)- элегия, ямб
15. Какова основная идея данного стихотворения?
В стихотворении «Вновь я посетил…» А.С.Пушкин подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о судьбе и в то же время говорит о будущем, выражает свое утверждение жизни, ее неизменного круговорота. Все стихотворение словно подготавливает появление ключевого образа – молодой зеленой рощицы, которая раскинулась у подножия трех сосен. Этот образ олицетворяет вечное движение жизни, ее развитие, веру в будущее. Явление «племени младого, незнакомого» порождает строки, полные оптимизма, глубокого философского значения. Именно финальные строки стихотворения раскрывают его лирический и философский подтекст: это идея вечного обновления природы, идея бессмертия.
16. В каких произведениях русской поэзии XIX – XX вв. лирический герой, вернувшись в родные места, испытывает чувства, сходные переживаниям пушкинского героя?
Следует сказать, что мотив возвращения в родные места, мотив воспоминаний довольно частотен для русской поэтической традиции. Вместе с тем, решение его в творчестве различных авторов может быть неповторимо индивидуальным. В качестве примера мне хотелось бы обратиться к лирике поэтов, которые в XX столетии развивали пушкинские традиции – это С.А.Есенин и Н.Рубцов.
Так, в стихотворении Есенина «Русь советская» пушкинский мотив встречи лирического героя с «племенем младым», его тема гармонии и естественной преемственности поколений, решается трагически. В своей родной деревне он лишь «пилигрим угрюмый», в стране – иностранец. Лирический герой больше не чувствует кровных уз, некогда питавших его талант. Теперь настало время иных песен, а бывшие односельчане будто говорят на чужом языке.
Лирика Н.Рубцова также органично включается элегическую линию классической русской поэзии с ее вниманием к общечеловеческим ценностям дома, семьи, Родины. Примечательно в этом плане стихотворение «Тихая моя родина». Лирический герой, вернувшийся на свою «малую» родину, вынужден признать, что в деревне многое переменилось, многое разрушилось. Он даже не может найти могилу своей матери, тогда на помощь приходит память сердца, заставляющая заново окунуться в мир детства, пережить самые значимые моменты. Возвращение к истокам позволяет герою вновь почувствовать себя родным в деревне. Мир, принявший героя как своего теперь не просто провожает его, но благословляет перед дальней дорогой.
«Туча» (1835)- элегия, анапест
15. Какие особенности поздней лирики Пушкина прослеживаются в данном стихотворении?
Лирика А.С.Пушкина тридцатых годов (а элегия «Туча» написана в 1835г.) проникнута общим чувством духовной просветленности. На смену восторгу перед мятежной красотой чувственных страстей приходит умиленное созерцание духовной красоты природы и человека. Бури суетных земных тревог, грозовые тучи смиряются. Подобно тому, как природа переживает очищение и обновление во время грозы, так и душа, проходя через искушения, возрождается к новой жизни, приобщается к красоте и гармонии мира. Не случайно в стихотворении поэт радостно приветствует это душевное просветление.
16. В каких еще стихотворениях XIX – XX вв. поэты обращаются к философскому осмыслению собственного бытия, целей и смысла жизни?
Многие поэты в своих лирических размышлениях обращаются к философскому осмыслению собственного бытия, целей и смысла жизни. Прежде всего, в качестве показательного примера хотелось бы обратиться к лирике Б.Л.Пастернака, который в целом ряде стихотворений размышляет о бытии человека в мире, о его жизненном пути. Так, к примеру, стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути...»,проникнуто стремлением постигнуть сложность жизненных явлений «до оснований, до корней, до сердцевины». Приближаясь к пушкинскому философскому постижению жизни, Пастернак пишет о желании схватить нить времени, которая позволит ему «жить, думать, чувствовать, любить»
Другим примером может служить творчество С.А.Есенина, который в целом ряде стихотворений размышляет о бытии человека в мире, о его жизненном пути. Особенно пронзительно слова об уходящей молодости, свежести звучат в элегии «Не жалею, не зову, не плачу». Переживаниям лирического героя оказываются созвучны картины увядания природы. Этапы жизненного цикла героя переданы путем тонких метафорических аналогий с миром природы. Так, уходящая молодость предстает в образах цветущего сада, «половодья чувств», «утраченной свежести», «сиреневой цвети» души. Однако для природы смена времен года – это надежда на будущую весну, а для лирического героя, сравнивающегося себя с цветком, листом, а не со всем мирозданьем, каждая пора жизни единственная: «Я не буду больше молодым».
Необходимо отметить, что осень в контексте стихотворений Есенина не только время года, не только возраст, но и состояние души лирического героя. «Осеннее» настроение связано с мотивом подведения итогов, переосмысления прошлого:
Возможную трагедийность позволяет снять присущее лирическому герою Есенина чувство растворения в природе, согласия с миром. Скоротечность жизни вызывает у него не трагические переживания, а мудрую «улыбку увяданья», умиротворенность.
Такая философская позиция позволяет ему, как и А.С.Пушкину, благословить жизнь, что дала счастье «весенней гулкой ранью проскакать на розовом коне», и все то, что «пришло процвесть и умереть».