Iv. любовная лирика а. с. пушкина.
Урок можно продолжить прослушиванием романсов М. Глинки, А. Алябьева, Н. Римского-Корсакова на стихи Пушкина.
Рассказ об адресатах лирики.
1. По свидетельству Марии Николаевны Волконской, Пушкин, «как поэт, …считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел».
Заметный след в жизни поэта оставило чувство к Елизавете Воронцовой. С ней он встретился в Одессе в 1823 г. Это была блистательная аристократка. Она сразу привлекла внимание поэта… Перед разлукой Е. Воронцова подарила Пушкину перстень с красным сердоликом. (Этот камень считался на Руси символом страсти и любви.) Воронцовой посвящены стихи «Талисман», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман». (Прочитать.)
2. Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновение…», 1825 г.) – целая «поэма» о подлинной любви, о ее этапах…
Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, которую поэт встретил впервые на балу в доме Олениных (Петербург, 1819 г.). Через несколько лет в Тригорском состоялась вторая встреча А. П. Керн и А. С. Пушкина. Вторая встреча стала событием в жизни поэта.
Беседа по вопросам:
1) Перечитаем стихотворение. Как оно построено? (Четко делится на три равные части, по две строфы в каждой.)
2) Как показано развитие интимного чувства? (I часть – рассказ о любви, II часть – угасание любви, опустошение души, III часть – счастье, восторг, ощущение полноты жизни.)
3) Отметим черты, которыми поэт наделяет женский образ. Есть ли в стихотворении черты реальной А. П. Керн? (Даны самые общие контуры пленительного женского образа. Единственная черта – «нежный голос»: Керн прекрасно пела.)
4) Какое значение вкладывает поэт в слово «гений»?
5) О любви или о способности любить это стихотворение?
6) Что говорится в стихотворении о самом поэте? Какие подробности его жизни представлены в нем? (Поэт от имени влюбленных обращается к любимой, утверждая, что любовь пробудила его к жизни. Любовь похожа на вдохновение.)
3. Стихотворение «Я вас любил…» (1829 г.) посвящено Анне Олениной.Чувство поэта к Олениной было глубоким, ярким. Пушкин сватался к Анне Олениной, но получил отказ. Родители сочли поднадзорного поэта слишком рискованной партией для своей дочери. (Отец Олениной был Президентом Академии художеств и директором Публичной библиотеки.)
Беседа по вопросам:
1) О чем стихотворение? (Это признание поэта в угасании любви, неизбежности расставания.)
2) Почему нельзя сказать, что стихотворение с начала до конца развития лирического сюжета окрашено элегическим чувством грусти?
3) Как вы восприняли заключительную строку? (Поэт сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой ему дорог: «Я не хочу печалить вас ничем». Любимой женщине он желает полного счастья.)
Олениной посвящены стихи «Ее глаза», «Язык любви болтливый», «Не пой, красавица, при мне». (При наличии времени можно стихи прочитать.)
4. Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
(1829 г.).
Стихотворение адресовано Наталье Николаевне Гончаровой.
Беседа по вопросам:
1) Как во второй строфе выражается нарастание светлого чувства любви?
2) Какую роль в стихотворении играет описание природы?
3) Какой смысл имеют поэтические оксюмороны («печаль моя светла», «грустно и светло»)?
Выводы. Каждое стихотворение – свой неповторимый мир, свои оттенки развития чувства любви. Разлука, грусть, страдания сопутствуют самым лучшим стихотворениям Пушкина о любви.
В любовной лирике поэта отчетливо проступает мысль, что любовь, даже неразделенная, даже безответная, – огромное благо. Пушкин воспринимает любовь как удивительный, божественный дар. Любовь – прекрасное чувство, которое «приподнимает» человека над обыденностью, помогает по-настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.
Домашнее задание.
1. Подготовить сообщение «Стихи Пушкина о дружбе и любви».
2. Выучить наизусть, проанализировать стихи «К***» («Я помню чудное мгновение…»), «Я вас любил…» (по выбору).
3. Индивидуальные задания:
1) Подготовить выразительное чтение стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…».
2) Подготовить выразительное чтение стихотворений «Памятник», «Пророк», «Эхо», «Поэт» и другие.
Уроки 20–21
«Мой жребий пал: я лиру избираю!» (А. С. Пушкин)
(А. С. Пушкин о назначении поэзии и поэта,
мотивы смерти и бессмертия в лирике)
Цели: охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике; развивать умение анализировать лирическое стихотворение.
Ход уроков
Эпиграф к уроку:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
А. С. Пушкин
I. Проверка домашнего задания(см. вопросы домашнего задания в предыдущем плане).