Тема 7. Философское понимание мира. Проблема бытия в философии.

1. Рассмотрите такие подходы к пониманию бытия, как монизм и плюрализм. Приведите несколько доводов в поддержку каждой позиции.

2. Раскройте понятия «явление» и «сущность» в теории бытия. Рассмотрите явление и сущность нескольких (3 – 5) объектов по Вашему выбору.

3. Можно ли отождествить понятия «бытие» и «объективная реальность»? Дайте аргументированный ответ.

4. В чём состоит единство понятий «реальность» и «материя», а в чём они различаются?

5. Сопоставьте представления о материи Демокрита с пониманием материи как объективной реальности в диалектическом материализме. Какая из этих трактовок материи является более широкой?

6. Что такое атрибуты материи? Как они соотносятся с категориями онтологии?

7. Что является более фундаментальным свойством объективной реальности: движение или покой? Дайте аргументированный ответ.

Тема 8. Всеобщие законы развития. Метафизика и диалектика в учениях о развитии

1. Рассмотрите несколько существующих в литературе определений понятия «развитие». Сравните эти определения. Сопоставьте понятие развитие с понятиями «движение», «изменение», «прогресс».

2. Почему для понимания устройства бытия важно исследовать процесс развития и его закономерности?

3. Можно ли считать, что развитие является всеобщим свойством бытия, т. е. что всё существующее находится в развитии? Дайте аргументированный ответ.

4. В чём состоит различие между диалектическим и метафизическим (антидиалектическим) подходами к пониманию развития?

5. Раскройте суть закона единства и борьбы противоположностей. Приведите несколько (3 – 5) примеров проявления данного закона.

6. Что важнее для развития: внешние условия или внутренние свойства развивающегося объекта? Дайте аргументированный ответ.

7. Раскройте суть закона единства количественных и качественных изменений. Приведите несколько (3 – 5) примеров действия данного закона.

8. Раскройте суть закона «отрицания отрицания». Рассмотрите несколько (3 – 5) примеров проявления данного закона.

9. Насколько верна, с философской точки зрения, пословица: «всё новое – это хорошо забытое старое»? Дайте аргументированный ответ, принимая во внимание закон «отрицания отрицания».

Тема 9. Сознание, его сущность, структура и функции

1. Дайте характеристику основных философских подходов к пониманию сознания (идеалистические теории сознания, гилозоизм, вульгарный материализм, диалектический материализм). Выскажите свою позицию.

2. Раскройте основные свойства сознания. Сопоставьте свойства сознания с характеристиками физических объектов.

3. Раскройте основные функции сознания в жизнедеятельности человека. Сформулируйте свой ответ на вопрос: почему сознание необходимо для жизнедеятельности человека?

4. Рассмотрите вопрос о соотношении сознания человека и психики животных. Можно ли утверждать, что животные обладают сознанием? Дайте аргументированный ответ.

5. Сопоставьте сознание с неосознаваемыми формами психики. Какие представления и переживания человека относятся к сфере сознания, а какие протекают неосознанно? Приведите основные точки зрения на этот вопрос.

6. Назовите социально-культурные факторы развития сознания. Верно ли, что сознание, по своей сути, это социально-культурный феномен?

7. Рассмотрите взаимосвязь сознания и языка. Верно ли, что к сфере сознания можно отнести лишь те мысли человека, которые опосредованы языком?

8. Раскройте понятие «самосознание». В чём состоит значение самосознания в жизни человека?

9. Что такое «рефлексия»? Сравните понятия «рефлексия» и «самосознание».

Тема 10. Теория познания

1. Рассмотрите основные трактовки сущности познания в философии. Сравните их между собой.

2. Раскройте проблему соотношения объективного и субъективного в познании. Рассмотрите основные походы к её решению. Верно ли, что всякое представление человека о мире является субъективным? Как в таком случае возможно истинное знание?

3. Рассмотрите чувственный и логический (рациональный) уровни познания. Объясните, в чём состоит значение логического мышления для познания мира?

4. Раскройте суть дискуссии между эмпиризмом и рационализмом в философии Нового времени. Приведите основные доводы обеих сторон дискуссии.

5. Какую роль в познании играет язык? Согласны ли Вы с точкой зрения, что язык определяет взгляды человека на мир? Дайте аргументированный ответ.

6. Рассмотрите дискуссию между рационализмом и иррационализмом о роли разума в познании истины. В чём проявляются иррационалистические тенденции в современную эпоху?

7. Рассмотрите основные трактовки истины в философии (теория соответствия, теория когеренции, прагматическая теория, конвенциализм). Выделите их достоинства и недостатки.

8. Опишите наиболее часто выделяемые в философии критерии истины. Покажите достоинства и недостатки этих критериев.

9. Раскройте роль практики в познании. Согласны ли Вы с тезисом К. Маркса и его последователей: «Практика – критерий истины»?

10. Рассмотрите философскую дискуссию о том, достижима ли истина, познаваем ли мир. Назовите несколько аргументов сторонников агностицизма – философского течения, согласно которому мир непознаваем. Прокомментируйте эти аргументы.

Наши рекомендации