Мировоззрение и философия. Исторические типы мировоззрения
Мировоззрение – это система взглядов на мир как целое, на человека и его отношение к миру. Оно может быть обыденным или теоретическим. Обыденное мировоззрение представляет собой неупорядоченную, разрозненную, отрывочную систему взглядов, формирующихся на основе знаний, полученных в результате повседневной практической деятельности людей.
Теоретическое мировоззрение – это обобщенная, упорядоченная, логически построенная система взглядов, с целью объяснения сущности мира, человека и его отношения к миру.
Мировоззрение включает следующие основные компоненты:
а) познавательный - обобщенные знания о мире и человеке;
б) ценностно-нормативный - идеалы, ценности, убеждения, нормы, определяющие жизненную позицию человека;
в) морально-волевой - система личностных установок и ориентаций, формирующих готовность к определенному действию;
г) практический - деятельность по реализации знаний, убеждений, установок, ценностных ориентаций.
Основными уровнями мировоззрения принято считать: а) мироощущение, б) мировосприятие, в) миропредставление, г) миропонимание (теоретический уровень).
В каждом конкретном обществе существуют различные формы мировоззрения, но ведущей является та из них, которая дает обществу наиболее значимые для него нормы, идеалы, ценности, стандарты поведения, обеспечивая тем самым духовные основы жизнедеятельности людей. Ведущими формами мировоззрения являются.
Мифологическое - основано на мифе, в котором обозначены закономерности, образцы поведения, правила, соответствующие сакральному порядку. Все происходящие события осмысливаются через сакральное, последнее же подкрепляется табу, обычаем или ритуалом. Мифологическое мировоззрение нацелено на защиту сообщества людей от внутренних и внешних угроз. Включает множество запретов, предписаний, табу для типичных ситуаций. Предполагает принцип единства мира и включенность человека в это единство.
В основе религиозного мировоззрения лежит принцип служения трансцендентному началу - божеству, поддержание установленного им порядка, зафиксированного в заповедях, догматах, религиозных добродетелях. Основные характеристики мира выводятся из воли Бога. Основными религиозными добродетелями считаются смирение, послушание, служение, богобоязненность, богопочитание. Главные пороки человека - гордыня, проявление индивидуализма. В религиозном взгляде на мир формируются зачатки нетерпимости к иным мировоззрениям. Выражается она, с одной стороны, в стремлении обратить всех в свою "истинную" веру, с другой - в агрессивной защите последней (и своего мировоззрения) от экспансии "неистинной" веры.
Идеологическое мировоззрение основывается прежде всего на политических интересах; противостоянии другим взглядам на мир; стремлении добиться победы над идеологическим противником. В основе выбора образа действия, поступка и его оценки часто лежит партийность как требование какого-либо политического сообщества, нередко воинственность. Вместе с тем для этого мировоззрения характерен рост внимания к научным знаниям. Религиозное служение замещается концепцией экономического роста.
Философское мировоззрение формируется философией как системой знаний об общем. Что же составляет специфику философии по сравнению с наукой? Во-первых, философия формирует у человека не мироощущение, не мировосприятие и не миропредставление, а миропонимание, которое основывается не только на чувствах, образах и здравом смысле, но прежде всего на рационально-теоретическом знании. В этом смысле можно утверждать, что философское мировоззрение есть теоретическое мировоззрение.
Каждая специальная наука связана с мировоззрением и вносит свой вклад в формирование мировоззрения, в той мере, в какой она раскрывает то общее, что присуще рассматриваемым явлениям. Что касается философии, то именно она дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления. Если частные науки расчленяют окружающую действительность на узкие сферы рассмотрения, то философия ставит своей задачей изучение мира в его целостности, взаимосвязанности и взаимообусловленности. Философия рассматривает сущность человека с учетом всеобщей взаимосвязи явлений мира, касаясь всех сторон его жизнедеятельности; она изучает обще законы исторического развития, динамику общественных явлений, движущие силы общественного прогресса; рассматривает общий характер отношений человека к миру, связанные с познанием и преобразованием мира. И, именно, поэтому философия составляет основу мировоззрения личности.
3.Основные направления философии: материализм и идеализм. Функции философии.
Специфика философских знаний определяет и характер функций философии, ее место и роль в духовной жизни общества. К числу важнейших общественных функций относится мировоззренческая функция философии.
Не менее важной функцией философии является методологическая функция. В современном понимании методология является системой определённых способов, приёмов, положений, используемых в осмыслении и моделировании в различных сферах деятельности, а также способов и приёмов организации научной деятельности. Методологическая функция философии проявляется в двух основных аспектах.
- Во-первых, философия выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики, общества, культуры, человека. Кроме того, философские положения и выводы составляют общую методологическую основу для исследований в специальных науках.
- Во-вторых, философское учение дает общую методологию к практической преобразующей действительности людей, стимулирующей духовное развитие общества.
Философия играет важную воспитательную роль, значительно способствуя духовному развитию личности. Она приобщает ее к общей человеческой культуре; формирует и развивает основы, навыки и культуру теоретического мышления, теоретического осмысления действительности.
Как особая форма общественного сознания философия выполняет эпистемологическую функцию, т.е. функцию отражения фрагментов действительности. Формируется особое видение действительности сквозь призму общих свойств и закономерностей, когда явление рассматривается с точки зрения всеобщей взаимосвязи, с учетом его места и роли в данной взаимосвязи, проявление единичного в общем, и общего через единичное.
Философия как теоретическое осмысление действительности выполняет и эвристическую (т.е. познавательную) функцию, функцию производства новых знаний.
Основной вопрос философии включает в себя, помимо вопроса о первичности материального и духовного, также вопрос о познавательном отношении человека к миру. Материалисты рассматривают познание мира как отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных (доопытных) категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом и допущений.
Одни философы полагали в основу мира духовное начало. Дух, идея, сознание составляют первооснову всего сущего. Эти явления идеальные. Поэтому философия, в которой за первоначало принимаются дух, сознание, идеальные явления, получила название идеалистической философии.
Идеализм, несмотря на большую разнообразность, проявляется в двух основных формах: объективный и субъективный идеализм.
Различие их заключается в следующем.
Объективный идеализм.
Понятие «объективный» означает «существовать независимо от сознания человека и человечества». Объективный идеализм признает основой мира, его творящим и определяющим началом, «Мировой разум» («Мировой дух», «абсолютная идея»), который существует как объект, независимо от сознания человека. Это духовная сила, стоящая над миром.
Одним из ранних представителей объективного идеализма является древнегреческий философ Платон (428/7-348/7 в. до н. э.).
В современной западноевропейской философии идеи объективного идеализма защищаются религиозной философией НЕОТОМИЗМА. Неотомисты – последователи учения средневекового философа и теолога XIII столетия Фомы Аквинского. В учении Фомы Аквинского первопричиной всего является божественный разум, который содержит в себе идеальные образы всех вещей и явлений, по этим образам он творит материальный мир.
Субъективный идеализм.
Понятие «субъективный» означает зависимый от субъекта, от его сознания. Субъективный идеализм определяющим началом в мире признает сознание субъекта, его разум, волю. Свойства мира определяются особенностями человеческого сознания. Предметы, которые мы видим, осязаем, обоняем, не существуют независимо от наших чувственных восприятий и выступают как комбинации наших ощущений, представлений.
Классическим представлением субъективного идеализма является английский философ 18-го столетия, епископ Джордж Беркли (1685-1753).
Те философы, которые за основу мира, его первоначало принимают материю, называются материалистами. Первичность материи и вторичность сознания означает: что сознание не может существовать без материи; сознание является свойством высокоорганизованной материи; что сознание, его элементы по своему содержанию являются отражением материального мира в мозгу человека. Такому материалистическому решению основного вопроса философии соответствует материалистическая философия.
Материализм в своём развитии прошёл ряд этапов:
1. Домарксовский материализм;
2. Материализм Древнего мира (или наивный материализм древних):
- учение Чарвака;
- даосизм;
- Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар;
3. Материализм XV- нач. XIX вв:
- Д.Бруно, Ф.Бэкон, Б.Спиноза, Д.Локк, П.Гольбах, Д.Дидро, М.Ломоносов, Л.Фейербах;
4. Материализм революционных демократов:
- В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Т.Шевченко, М.Налбандян, Я.Райнис, Х.Ботев, Э.Дембовский;
5. Марксистский материализм:
- К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.
Философы (например, Декарт, Спиноза), которые за основу мира принимают и материю, и сознание называются дуалистами (дуа – двойственный).
В решении вопроса о познаваемости мира и познавательных возможностях человеческого разума в философии можно выделить три основных направления:
- агностики
- скептики
- гносеологические оптимисты.
Следующим критерием различения философских систем является метод мышления. Исторически сложилось два основных метода мышления:
- диалектика
- метафизика
Диалектика – от греч. «диалего–майе» - умение вести спор, полемику. В таком понимании диалектика вошла в философию Сократа (древнегреческий философ). В конце 18 и начала 19в. Г. Гегель словом «диалектика» стал обозначать особый метод мышления, который он сам развивал.
В настоящее время под диалектикой понимается такой метод мышления, при котором все вещи, явления рассматриваются в их всеобщей взаимосвязи и развитии, с учетом противоречий, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания старого состояния новым, с преемственной связью. Это научный метод мышления.
Противоположным диалектике (т. е. альтернативным) является метод метафизический.
Метафизика – (означает после физики). Гегель термином «метафизический» обозначил метод мышления противоположный диалектическому. Сущность этого метода в том, что все вещи, явления рассматриваются как обособленные без учета всеобщей взаимосвязи явлений и как неизменные в своей основе. Это не научный метод мышления.