Сократ и софисты как единомышленники и оппоненты

В период своего становления человеческое познание было направлено на объективный мир. Изменение общественной жизни, формирование новых общественных потребностей, накопление философией объема знаний обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Произошел переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Возникло новое направление в философии, представителями которого были софисты и Сократ.
Термин софисты применяется для обозначения группы древнегреческих мыслителей середины V - первой половины IV века до н.э. Ее наиболее видными представителями являются Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт. Со второй половины 4 века до н.э. слово "софист" стало обозначать особый тип философа-профессионала, учителя философии. •
Софисты отождествляли мудрость со знанием, умением, способностью доказывать все, что они считали необходимым, выгодным. Они утверждали, что доказывать можно все, что потребуется доказать в тех или иных обстоятельствах.
В философии софистов человек становится единственным бытием. По их утверждению, бытие вне человека не существует, человек только в себе самом может найти истину. Софист Протагор выразил свою мысль в следующем утверждении: "Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют." Софисты подчеркивали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок.
Учеником софистов, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Для Сократа мерилом всех вещей является человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Основополагающей способностью человека является разум, способный дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы найти его.
Исходным началом метода Сократа, помогающего рождению человеческой мысли, является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему Сократ пробуждал у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая основывалась бы на логических аргументах. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания, сознание черпает из самого себя все понимание истины. Задача философа заключается в том, чтобы помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм.

Сократ(ок. 470-399). Ничего не писал. Это первый по рождению афинский философ. Взгляды Протагора и других софистов возбудили гнев Сократа, обличавшего их позицию. Занимая ту же позицию, что и софисты, а именно: в центре внимания - человек, в отличие от них рассматривал человека исключительно как нравственное существо, видя проблему человека как морального существа. Предметом философии он считал не природу, а человека. По этой причине считается, что проблему человека в философии поставил он, а не софисты. Занимаясь природой нравственности человека, определением добра, зла, справедливости, любви, т.е. того, что составляет суть души человека, он стремился к самопознанию. Призыв «Познай самого себя!» стал для Сократа другим девизом после «я знаю, что ничего не знаю». Оба этих девиза определили суть его философии. Познать себя - значит познать человека вообще как нравственное существо. Отсюда главное содержание его философии - этические вопросы. Метод Сократа - это метод субъективной диалектики. Он ироничен. В беседе Сократ методически ставил вопросы собеседнику, иронизируя над ним и ставя его в тупик. Например, что такое добродетель? Сократовская ирония - это не ирония скептика и не ирония софиста. Скептик сказал бы здесь, что истины нет. Софист добавил бы, что если истины нет, считай истиной то, что тебе выгодно. Сократ же считал, что каждый человек может иметь свое мнение, но истина для всех должна быть одной. Ее надо искать путем достижения понятийного знания. Но так как сам Сократ до таких понятий еще не дошел и знал об этом, то он и утверждал, что ничего не знает.

Софисты (вторая пол. 5 в. - первая пол. 4 в.). Из всех «досократиков» софисты занимают особое «переходное» положение, поскольку активно интересуются проблемами мышления человека, связи мышления и языка, отношений личности и общества. Они вырабатывали прагматические рецепты поведения человека в обществе. Это ряд философов (Протагор, Горгий), которые учили «мудрости» за деньги. Они учили искусству убеждать, красиво говорить и правильно аргументировать свои мысли, а главное, искусству опровергать суждения противной стороны. Софисты были «практическими» философами, и высокие космологические теории с объяснением структуры мира, его законов и прочее их интересовали в той степени, в какой эти теории применялись в жизненной практике. То есть почти не интересовали. Для того чтобы преуспеть в суде, в политической жизни, надо было знать логику, риторику, основы судопроизводства, быть (как говорят) «от природы» психологом. Это, однако, не означает, что все софисты плохо разбирались в философии и не имели собственных теорий.

Протагор (ок. 490-ок.420). Осн. труды: «О сущем», «О науках», «О государстве». Примыкал к ионийской традиции. Протагор - материалист. Он считал, что основные причины всех явлений находятся в материи. Главное ее свойство - изменчивость, текучесть. Постоянно изменяется не только мир, но и человек. Он был солидарен с Кратилом, который утверждал, что в одну и ту же реку нельзя войти и единожды. Релятивизм Протагора проявляется также в том, что ничто не существует само по себе, а все существует и возникает лишь в отношении к другому. При этом в мире все меняется не как попало, а так, что все существующее в мире постоянно приходит в противоположное себе. Отсюда он сделал вывод, что о каждой вещи возможны два противоположных мнения. Поэтому «все истинно». Но надо выбрать одно мнение. Отсюда главный его тезис: «Человек - мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют».

Горгий (ок. 480-ок.380). Осн. труд: «О природе, или О несуществующем». Примыкал к италийской традиции. Его учитель - Эмпедокл. Он учил, что все ложно, что ничего не существует, а если и существует, то непостижимо, а если и постижимо, то невысказываемо и необъяснимо. «Ничего не существует» означает: нельзя доказать ни того, что небытие существует, ни того, что бытие существует, ни того, что бытие и небытие существуют вместе. Как и все софисты, Горгий учил, что моральные ценности и правовые нормы условны, что они - искусственные построения людей, которые не всегда считаются с природой.

Наши рекомендации