Софисты. Сократ. Платон, Аристотель

Софистика (от греч. «софос» ̶ мудрый) – в Vв. до н. э. обобщенное название взглядов греческих просветителей на различные проблемы социальной жизни. В это время появляется потребность ярко и убедительно говорить в народных собраниях и судах. Так появляются платные учителя, научавшие «мыслить, говорить и делать».

Впервые софисты, в противоположность греческой натурфилософии, в сферу философских интересов ставят человека и с этим развивается проблема языка, играющая у софистов большую роль, обучая ораторскому искусству. В своём стремлении к убедительности софисты развивали идею, что можно, а иногда и нужно доказать всё, что угодно и что угодно опровергнуть. Это всё зависит от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истине.

К софистам можно отнести Протагора, Горгия. Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор(480-410 гг. до н.э.). Ему принадлежат знаменитые слова: «Человек есть мера всех вещей». Принцип изменчивости, как основное свойство материи, он перенёс и на человека (принцип релятивизма).

Горгий (480-380 гг. до н.э.) ̶ теоретик и практик риторики. Считал, что в теории познания действует три тезиса. Первый: ничего не существует. Второй: если что-то и существует, его невозможно познать. Третий: если что-то и возможно познать, то эти знания невозможно передать и объяснить другому.

Итак, если до второй половины V века до н. э. философы пытались раскрыть суть окружающего мира, то софисты повернули философскую мысль с проблем космоса на проблему человека. С конца V века до н.э. эта тематика стала предметом особого внимания, особенно, у древнегреческого философа Сократа.

Сократ(470-399 гг. до н. э.) из Афин. С него начинается классический этап развития греческой философии. Главной задачей изучения Сократ считал «дела человеческие». Он имел много последователей и учеников, самым знаменитым из которых был Платон, оказавший огромное влияние на развитие мировой философской мысли. Сократ не оставил сочинений. То, что известно о Сократе, изложено в сочинениях его учеников – Платона и Ксенофонта Афинского.

Сократ согласен с Протагором, что «человек ̶ мера всех вещей». Но не согласен, «что все суждения истинны», что выгода важнее истины. Он критиковал софистов за то, что те «учат мудрости за плату», утверждая, что такие человеческие качества, которые у человека от Бога и священны (красота, мудрость и др.) и поэтому аморально торговать ими. Значит, мудрость неотделима от знания. Метод обретения человеческой мудрости ̶ «познание самого себя».

Проводя большую часть времени на площадях, Сократ вступал в беседы с любым, кто желал говорить с ним. Стиль и характер этих бесед отражены в диалогах Платона.

Диалог стал основным методом нахождения истины. Истину он понимал как объективное, независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалога. Беседовать, считал он, значит сдавать моральный «экзамен души». Свой метод (метод субъективной диалектики) он называл майевтикой. Основная задача ̶ «всеобщее» в нравственности, установить нравственную основу частных добродетелей.

Сущность человека ̶ его душа. Душа возвышается над «животностью» человека и задача души ̶ управлять человеческими страстями. Метод познания (определение) блага ̶ познание самого себя, диалог души с самой собой. Человек, управляющий страстями, приобретает счастье, ибо его душа становится добротетельной и гармоничной.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1) умеренность (знание, как обуздать страсти);

2) храбрость (знание, как преодолеть опасность);

3) справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человече-ские),

Основная задача познания не теоретическая, а практическая – искусство жить.

В сфере социальной философии Сократ придерживался мнения, согласно которому государство выступает инструментом воплощения в жизнь общего понятия о справедливости и для воплощения этой цели власть должна принадлежать мудрым и добродетельным.

Человек и его место в мире, его отношение к семье, обществу, законам, не в последнюю очередь, отношение к богам стали центром философии Сократа.

Платон (427-347гг. до н.э.) ̶ ученик Сократа. В сорок лет основал собственную школу ̶ Академию, которой руководил до самой смерти.

Платон создал одну из первых и самых развернутых систем объективного идеализма, а платонизм в целом явился важнейшим философским источником возникновения христианства.

Это первый известный философ, практически все произведения которого дошли до нашего времени. Свои произведения он писал в форме диалога. Среди них: «Апология Сократа», «Законы», «Пир», «Государство», «Федр», «Тимей» и др. В диалогах Платона изложена натурфилософия, учение о Космосе, теория познания и диалектика.

Главное место в философии Платона занимает учение об идеях. Идеи – нематериальные, вечные и неизменные сущности (греч. ̶ эйдос). Идеи ̶ суть прообразы реального мира, по которым сформированы предметы видимого мира. Они существуют объективно, то есть независимо от нашего познания и мышления (объективный идеализм).

Идеи ̶ это совершенные, нематериальные вечные сущности (истинное бытие), а вещи являются несовершенными, сотворенными материальными «тенями» идей. Идею можно «увидеть» только разумом, вещь ̶ чувствами.

Центральная идея платоновской философии – идея Блага. Благо было основной целью сократовской философии, но у Платона она рассматривается более глубоко, выходя за пределы этики. Она уже становится как теоретико-познавательное и онтологическое обоснование целого и причиной всякого бытия.

Исходя из идеи Блага, сущее приобретает порядок, меру, единство. В символе солнца (в «Государстве») Платон показывает, что человек в состоянии познавать бытие лишь на основе, в свете Блага.

Теория познания построена на том, что человек имеет врожденные идеи. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, она вспоминает о мире идей (умопостигаемый мир), которые видела раньше. При этом чувственно-эмпирический опыт подталкивает к воспоминанию, поэтому Платон советует обращаться к душе. Сделать это можно при помощи речи, а основным средством воспоминания является метод диалектики ̶ беседа.

Человек являет собой единство души и тела, в основе которого лежит душа, ибо она бессмертна. Душа состоит из трёх частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной и вожделяющей, которые создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании. Платон образно показывает это тройственное деление души: разум ̶ это возничий, ярость ̶ послушный конь, а вожделение ̶ непослушный.

Каждую из трёх частей души Платон наделяет добродетелью. Задача разумной части человеческой души ̶ приобретать мудрость, её добродетель; задача аффективной части ̶ истово слушаться разума(её добродетель ̶ мужество); вожделению приходиться прислушиваться к указаниям разума,поэтому его добродетель ̶ сдержанность.

Эти три добродетели Платон подчиняет четвертой ̶ добродетели справедливости. Она правит душой, когда все её части выполняют свои задачи.

В «Государстве» и «Законах» Платон создаёт модель идеального государства.

Философия Платона и особенно его представление о государстве, морали, праве оказали огромное влияние не только на развитие античной, но и на последующей мировой культуры.

Аристотель (384-322 до н.э.) – мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания. В течение двадцати лет был учеником Платона в его Академии. Около 342 г. до н.э. стал учителем Александра Македонского. Позднее основал в Афинах собственную школу ̶ Ликей.

Высоко оценивая Платона, он в последующем, полемизируя с некоторыми его идеями, и вовсе подверг критике его учение; известна его крылатая фраза: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель пытался устранить платоновский дуализм идеи и реального предмета («Метафизика»). Поэтому он требует искать сущность вещей в них самих.

Вместо этого Аристотель вводит другой дуализм: материи и формы. В материи сущность заложена лишь как возможность. А действительность она обретает благодаря форме. Каждое единичное бытие ̶ сочетание материи и формы. Сущность вещей не заложена в их трансцендентных идеях, а постепенно проявляется. Это развёртывание сущности Аристотель называет энтелехией («entelеcheia» ̶ имеющая цель в самом себе).

По мнению Аристотеля, форма – первая сущность, а конечной формой всех форм является Бог. Бог ̶ это первичный неподвижный двигатель природы и конечная причина мира.

Душа человека, как и его сущность или форма тела, даёт смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела…».

Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа ̶ над телом, разум ̶ над чувствами. Существует три вида души, которые относятся к иерархии природы: растительная душа (вегетативная), чувственная или животная и разум, которым обладает лишь человек. Функцией растительной души является питание, животной ̶ ощущение, разума ̶ духовная деятельность.

Назначение человека – в разумной деятельности, отличающей его от растений и животных. С помощью воли человек формирует себя как личность, вырабатывает качества нравственного человека. Благо для человека – деятельность человека сообразно с разумом.

В теории познания Аристотеля суть вещей познаётся с помощью ощущений. И хотя ощущения дают нам знания только единичного, в них потенциально содержится и знание общего, которое познаётся наукой. Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Логика помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выявления общего, с помощью которого можно объяснить единичное, Аристотель называл индукцией. Метод доказательств из общих выводов ̶ дедукцией. Классифицировать всё сущее позволяет определение (дефиниция). Оно вводится через род и видовые отличия («человек есть разумное живое существо»).

Аристотель впервые в античной философии проанализировал формы мышления и заложил основы формальной логики.

Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Аристотель усматривает причины возникновения государства в естественной склонности индивидов к общности. Известно его высказывание: «Человек по природе существо общественное». Язык для Аристотеля – также указание на то, что человек ориентирован не просто на выживание, но на общность, в рамках которой следует договориться, что считать полезным, добрым, справедливым.

Аристотель видит задачу государства в нравственном совершенствовании граждан. Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся только те, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом.

После трудов Аристотеля по этике она становится фактически самостоятельной философской дисциплиной. Если Сократ основной принцип нравственности выявлял в «душе» человека, Платон ̶ в мире божественных идей, Аристотель уже выстраивал социальную систему моральных отношений и в общественных отношениях искал основной принцип нравственности. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение на достижение справедливости. Справедливость понимается Аристотелем как то, что соответствует законам.

Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая богатством мысли, глубиной постановки принципиальных вопросов определила дальнейшее развитие философской мысли.

Философия эллинизма.

Эллинизм (от сл. Эллин ̶ родоначальник греческого народа в древнегреческой мифологии) ̶ постклассический период, период субъективного идеализма. Для этого периода характерно не столько выдвижение новых идей, сколько осмысление, уточнение, комментирование учений, созданных предшествующими мыслителями. Кроме того, если на двух первых периодах развития понятие античной философии совпадает с понятием древнегреческой философии, то на третьем этапе сюда прибавились и философские достижения других, культурно родственных Греции регионов.

Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм ̶ основные направления эллинизма. Ранний эллинизм считается оригинальным, поздний ̶ основанным на заимствовании и повторении.

Эпикур(342-270 гг. до н.э.) ̶ реформатор философии Демокрита.

Он разделил своё учение на три части: теория познания (каноника), учение о природе (физика) и этика (учение о достижении человеком счастья).

Все явления природы и Вселенной Эпикур объяснял различными соединениями бессмертных атомов, которые отличаются не только по форме и величине, как у Демокрита, но и по весу. Наряду с прямолинейным движением, атомы могут спонтанно отклоняться в ту или иную сторону благодаря наличию в них внутренних противоречий. Эпикур наделяет атомы самопроизвольностью, «свободой воли». Что является показателем свободы не только естественной природы, но и индивидуальной (человеческой), становится возможным свободный выбор, независимый от предопределённости.

Благодаря истечению атомов (эманации) от поверхности тел, возникают образы, происходит восприятие органами чувств окружающего мира. Чувственное познание не является критерием истины. Чувственный мир – это настоящая реальность. Отсюда основной этический принцип эпикурейцев – удовольствие (гедонизм). У Эпикура речь идёт о спокойном, уравновешенном удовольствии, где отсутствуют боль и смятение. Деля потребности на три группы: естественные и необходимые; неестественные и не необходимые; неестественные и не необходимые, Эпикур говорил, что потребности первой группы можно удовлетворить без труда. Поэтому умение обходиться малым Эпикур считает важнейшей добродетелью. Главная жизненная задача ̶ достижение счастья и душевной невозмутимости (состояния атараксии).

Стоицизм.

Стоицизм – направление, зародившееся в эпоху эллинизма и просуществовавшее до конца античного мира. К стоикам принадлежали Зенон из Китиона (336-264 гг. до н.э.) ̶ основатель стоицизма и Хрисипп (281-208 гг.до н.э.) ̶ систематизатор стоицизма.

В противоположность Эпикуру стоики стремились обосновать обретение душевного спокойствия посредством разумного подчинения природе.

Философия стоиков подразделяется на три основных части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа).

Физика стоиков составлена главным образом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и поэтому не отличается особой оригинальностью. В её основе лежит идея о Логосе как всё определяющей, всё порождающей, во всём распространённой субстанции ̶ разумной мировой душе или Боге. Вся природа есть воплощение всеобщего закона, изучение которого необходимо, так как это одновременно и закон для человека, в соответствии с которым ему следует жить. Цель человека - в том, чтобы жить «в согласии с природой». Лишь так он достигнет гармонии, ведущей к счастью (эвдемонии), правда, если покой души не будет нарушен никаким аффектом, он сможет освободиться от мирских желаний.

Скептицизм.

Скептицизм (греч. ̶ размышление, рассматривание) ̶ основное направление эпохи эллинизма. Основатель ̶ Пиррон (365-275 гг. до н.э.), но систематически был изложен Секстом Эмпириком (200-250 гг. н.э.).

В отличие от Эпикура и стоиков, скептики стремились обосновать обретение душевного спокойствия посредством воздержания от категорических суждений. Они указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость. Античный скептик отвергал познаваемость жизни.

Бытие представляет собой многообразие в своей текучести. Устойчивый смысл вообще отсутствует, всё текуче. Познавший многое не может придерживаться строго однозначных мнений. Так в скептицизме Пиррона прослеживается взаимосвязь воздержания от суждения и невозмутимости (атараксии).

Заслуга скептиков ̶ в попытке определить пределы рационального мышления. Недовольные границами, в которых функционирует разум, они обращались к религии. Подрывая выводы разума, скептики, тем самым, подготовили наступление христианства, для которого вера выше разума.

Примерно в то же время получает направление неоплатонизм, который принимает религиозную направленность (А.Саккас, Плотин, Прокл).

2.Философия средневековой Европы.

В Средневековье, когда утверждаются феодальные отношения, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви.

Средневековая философия ̶ отдельный этап в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией.

В средневековой философии выделяют два крупных периода: патристику (IV-VIII вв.) и схоластику(VIII-XIV вв.).

Переход от античной философии к средневековой растянулся на несколько столетий и в Европе был тесно связан со становлением христианства в I-IV вв. Патристика ознаменована усилиями отцов церкви разработать христианское учение с помощью античной философии, укрепить его и защитить от язычества. Основные мыслители этого периода – Филон Александрийский и Августин Аврелий.

Апологеты II века защищают молодое христианство от предрассудков и обвинений» язычников. Это ̶ Климент Флавий (Климент Александрийский) (ок. 150-219 гг. н.э.) который был одним из крупнейших представителей «апологетики». В его трудах чётко обозначилась линия на союз с «эллинской философией», которая, по его мнению, близка к христианству. Климент обнаруживал в философии те стороны, которые могли быть использованы богословием. Именно ему принадлежит положение, что философия одобрена Богом, а разумное пользование ею целительно.

Дружелюбию Климента противостоит отрицание философии Тертулианом (ок.160-220). Он против вторжения философии в сферу веры. Только вера, божественное откровение приводит к истине. Ориген (ок.185-254) начинает видеть философию в качестве рефлексии над содержаниями откровения.

Августин Аврелий (354-430 гг.) - теолог, епископ. Пришёл в христианство после длительного периода духовных исканий и преодоления в возможности познания Бога. Основные его сочинения - «О Божьем граде», «Исповедь».

Первоначально Августин находился под влиянием манихейства ̶ религиозно-философского учения, основанного в III веке персидским мыслителем Мани. Согласно этому учению, существует два начала мира ̶ свет и тьма. Свет олицетворяет божественное, духовное начало, а тьма – дьявольское, материальное. Противопоставляя свои взгляды христианству, Мани утверждал, что зло и тьма вечны. Поэтому человек должен пребывать в строжайшем аскетизме, чтобы преодолеть зло, поскольку он как творение тьмы (материи), которая заключила душу («искру света») в плоть. Это вело к дуалистической позиции объяснения мира - борьба двух начал - добра и зла, света и тьмы и представление о мире, и его происхождении ограничивало всемогущество Бога и вступало в противоречие Ветхим Заветом, что объясняет яростную борьбу, которую христианство повело против манихейства.

Переход от манихейства к христианству занял у Августина значительное время. В своей знаменитой «Исповеди» Августин стремился пробудить и других язычников к обращению в христианство. Здесь он подробно описывает тернистый путь своего перехода к этой религии.

Из философов Августин высоко ценил Платона, считая его философию

более всего подходящей для обоснования Бога. Он принялположение Платона о существовании телесных идей («сущностей»). Но он видоизменил понятие идей Платона и включил все платоновские идеи в религиозный Абсолют. Он заявил, что идеи Платона – «это мысли творца перед актом творения». Идеи суть прообразы всякого бытия в духе Божьем. Сотворенный мир есть воплощение в материи и отражение этих идей, благодаря творческой активности Бога.

Августин дал принципиально новое понимание времени. Он делает поворот от античного, связанного с космосом понимания времени к линейному толкованию времени, внутреннему осознанию времени. Понятие о времени как движении от прошлого к будущему, а не как о постоянном повторении того, что уже когда-то было, стало основой формирования исторического сознания. Но для Августина история ̶это промежуток между двумя «вечностями»: созданием мира Богом и «тысячелетним» Царством Божиим на Земле. Такое понимание времени было характерно для всей средневековой культуры.

В заключительном периоде патристики на смену оригинальным отцам церкви пришли заурядные их последователи. Если для отцов церкви абсолютным авторитетом было Священное писание, то их продолжатели добавили ещё и авторитет самих отцов. Можно выделить два имени с точки зрения выдвижения новых оригинальных идей ̶ Боэций и Эриуген.

Боэций завершает период патристики, Эриуген стоит на пороге нового этапа средневековой философии ̶ схоластики.

Схоластика характеризовалась углублённым вниманием к философским проблемам богословия. Начало схоластики приходится на IX столетие. Схоластика ̶ «школьная философия». Различие между схоластикой и патристикой в следующем: в период патристики стояла задача систематизации догматики; схоластики уже располагали догматической конструкцией и их задача заключалась сделать её доступной для всех. Схоласты пытались посредством диалектического метода решить универсальные философские проблемы (например, соотношение веры и разума, воли и интеллекта, а также существование Бога). В рамках схоластики была разработана целая система «доказательств» бытия Бога. В начальный период средневековья авторитет отцов церкви оставался непререкаемым. В XI веке под влиянием Абеляра, на первый план схоластической философии вышла логика, что в свою очередь поставило под сомнение исключительный авторитет отцов церкви. Для таких богословов, как Фома Аквинский значительную роль приобрела категория разума, который является дополнением веры.

Наибольшим влиянием среди различных школ богословия пользовались идеи Иоанна Скота Эриугены и Фомы Аквинского.

Согласно И.С. Эриугены (ок.810-877 гг.), всякое человеческое стремление к истине должно исходить из веры в откровение. На долю разума выпадает

прояснение этого откровения.

В своём главном произведении «О разделении природы» он различает 4 формы природы: природа творящая и не сотворённая (Бог как творец); природа сотворённая и творящая (божественные идеи и прообразы); природа сотворённая и не творящая (индивидуальные вещи); природа не творящая и несотворенная (Бог в состоянии покоя, закончивший творение).

Творение в целом следует мыслить как самооткровение (теофанию) сокровенного Бога, тем самым познающего себя самого.

Центральная проблема средневековой философии – статус универсалий.

Универсалии – суть общие, родовые понятия, в отличие от конкретных вещей.

Платон полагал, что сущности вещей, их идеи существуют вне вещей. Аристотель показал, что сущности вещей могут находиться только в самих вещах. Спор между Платоном и Аристотелем в средневековой философии принял форму спора между реалистами и номиналистами.

Начало спорам реалистов и номиналистов положил Боэций(480-524 гг.) ̶ христианский философ. Он пытался выяснить в «Комментариях к Порфирию», им самим переведенному, существуют ли виды и роды вещей или они реальны лишь как понятия.

Первое время христианские философы не придавали значения данному вопросу. Но уже в IX веке начинают формироваться два противоположных направления ̶ номиналисты и реалисты ̶ направления средневековой схоластики, разрабатывавшие альтернативные варианты решения проблемы «универсалий» или общих понятий. Для реалистов существуют первоначально существуют общие понятия (универсалии) для каждой конкретной вещи (Ф.Аквинский и др.). Для номиналистов реально существуют лишь конкретные вещи, а универсалии ̶ слова, понятия, которые употребляются для обозначения множества вещей (Оккам, А. Кентерберийский).

Пьер Абеляр(1079-1142 гг.) занимает в споре об универсалиях позицию, близкую к номинализму (её также называют концептуализмом). Он доказывал, что общее существует не само по себе, а лишь в словах, которые обозначают схожие между собой предметы.

Наиболее ярким представителем схоластики был Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Если Августин следовал Платону, то Фома Аквинский основывался на философии Аристотеля. Его достижение ̶ связь аристотелизма с христианской философией августиновского типа. В XIX вв. его труды объявлены католической церковью основой христианской философии, и неотомизм стали изучать в религиозных учебных заведениях.

Ф.Аквинский доказывал, что Бог познается не только посредством откровения, но и научного изучения его творения ̶ природы.

Основные сочинения: «Сумма против язычников», « Сумма теологии», а также различные «Вопросы».

Задача Ф.Аквинского состояла в примирении веры и знания, что было не простой проблемой для католической церкви.

Мыслитель полагал, что универсалии существуют трояко: в божественном интеллекте, до всяких вещей, как архетипы; в субстанциях или вещах, как их сущность; в нашем уме, как абстрагированная форма.

Человеку присущи две способности познания ̶чувства и интеллект.

В своих произведениях Ф.Аквинский не затрагивает естественнонаучные проблемы. Тем не менее, он понимает, что церковь во избежание конфликта должна примириться с ростом и влиянием конкретных научных дисциплин и признать правомерность научно-философского знания. Отсюда и его решение проблемы монотеистической религии (отношение между знанием и верой, философией и теологией), не совпадающее ни с одним из имевшихся к тому времени решений этого вопроса, и прежде всего, с концепцией «двух истин».

Аквинский полагает, что знание обладает ценностью, но ещё более необходима человеку вера. Наука и философия в определённом смысле союзники теологии, но главенствующее положение принадлежит теологии.

Фома приводит 5 доказательств бытия Бога. Поскольку познание начинается у человека, как существа плотского, с чувств, Фома отвергает априорные доказательства. Поэтому его доказательства исходят из опыта.

1) Движущим началом является Бог (так как Бог ̶ перводвигатель)

2) Бог ̶ первая причина всего.

3) Бог ̶ причина природной необходимости и случайности (Бог ̶ первая необходимость).

4) Бог ̶ причина всех благ и совершенств в природе (Бог ̶ первое благо и совершенство).

5) Бог ̶ причина целесообразного существования всех природных вещей (Бог-первая цель).

Приведенные рассуждения лежат в основе убежденности Ф.Аквинского в абсолютном превосходстве веры над знанием, вера обладает большей достоверностью, чем знание. Отсюда его убеждение в том, что нет ничего зазорного в том, что и наука, и философия пребывают в служанках у теологии.

В этической концепции Ф.Аквинский показывает причину наличия зла в свободном выборе человека между злом и благом. Бог создаёт зло непреднамеренно. И человек несёт ответственность за выбор грешного пути.

Этика Фомы перекликается с его пониманием права, первой разновидностью которого он считал так называемое вечное право, совокупность правил, составляющих основу божественного руководства миром. Вечное право отражается в естественном праве, которое дано всем живым существам, в том числе человеку. Последней разновидностью права, его конкретной формой проявления является человеческое право. Это право проявляется в двух вариантах: общенародное право и гражданское, действующее в конкретных государствах.

В XIV веке в схоластике возникли течения, которые стремились обособить философское и научное знание от теологического.

Д. Скот (1268-1308 гг.) – самый известный критик Ф.Аквинского. Реалист. Подверг сомнению возможность умозрительного доказательства существования Бога, а также возможность сотрудничества теологии и философии.

Впервые об эмпирическом познании природы стал говорить Роджер Бэкон(ок.1214-1294 гг.). Он показывал ненужность и даже вредность далёкого от реальности схоластического метода и призывал изучать природу путём наблюдения и опыта. Понимая единство философии и теологии, он считал, что оно познаётся не как подчинение, а как признание рациональной необходимости философии, которая раскрывает свойства внешнего мира.

Ещё один представитель поздней схоластики Уильям Оккам (1285-1349 гг.) обращал внимание на возможности изучения природы и человека независимо от теологии. Он призывал к их научному исследованию путём логики и опыта. А чтобы сделать логику более приспособленной для познания конкретных явлений, нужно её очистить от лишних понятий схоластического теоретизирования. Познание возможно на основе не априорных причин, а опыта. Так называемый принцип экономии мышления («бритва Оккама») гласит: « Не умножай сущности без необходимости», то есть «не создавай абстракций, которым ничего не соответствует в реальном мире».

Постепенно философия отходит от богословия.

Уильям Оккам на исходе средних веков даёт начало теоретическому мышлению, подготовившему основу для мышления Нового времени.

3. Философия эпохи Возрождения.

Период развития Европы с начала XIV века и до конца XVI века принято называть эпохой Возрождения (Ренессанс). Это время отмечено выдающимися достижениями во всех областях науки и культуры.

Эпоха Возрождения пришлась на завершение средневековой философии и начало Нового времени. Это время зарождения капиталистического способа производства, технических и географических открытий, которые приводят к бурному развитию торговли и производства, к изменения в социально-классовой структуре общества.

Ослабло влияние церкви и религии на духовную жизнь общества, возрос интерес к античному наследию, на первое место выдвигаются проблемы человека, исследование его творческих способностей, прагматического управления обществом (Никколо Макиавелли), независимого от морали и религии, и наоборот, построения идеального общества (утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы) на основе идеи равенства.

Философия Возрождения имеет следующие периоды в развитии своих идей:

1) Раннее Возрождение (Данте, Петрарка, Боккаччо)

2) Высокое Возрождение (Кузанский, Пико делла Мирандола)

3) Позднее Возрождение (Телезио, Патриций, Бруно и др.).

Крупнейшими представителями эпохи Возрождения являются Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей.

Возрождение вырабатывает новую мировоззренческую парадигму, получившую название пантеизм. На основе открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия.

Творчество Николая из Кузы (Кузанский) (1401-1464 гг.) стоит на пороге Нового времени. Его мышление отмечено влияниями неоплатонизма и мистики.

Главный вопрос для Николая Кузанского – может ли человеческий разум выразить в рациональной математической форме тождество Бога и природы. Основное его сочинение - «Об учёном незнании».

Одно из центральных мест в философии Кузанского занимает учение о Боге. Кузанец отходит от схоластических идей в толковании Бога и развивает идеи, близкие к античному пантеизму, деперсонализирует Бога, который выступает у него как «абсолютный максимум», актуальная бесконечность. Мир же есть «ограниченный максимум», потенциальная бесконечность. «Ограничение» («самоограничение») Бога, как актуальной бесконечности, означает фактическое «развёртывание» Бога в чувственный мир, мыслимый как «ограниченный максимум». Таким образом, Кузанский выдвигает идею отождествления творца и творения. «Бог во всех вещах, как и они в Нём». Бог представляет собой единство противоположностей ̶ абсолютного максимума и абсолютного минимума. Совпадение максимума и минимума позволяет заключить, «во-первых, что Бог пребывает во всём («всё во всём») и признание мира вне Бога является непоследовательным; во-вторых, Бог есть единство причины и следствия, т. е. творящего и сотворённого; в-третьих, сущность вещей и Бога совпадает, а это свидетельствует о единстве мира. Бог есть единое бытие, так как в нём, как в бесконечности, совпадают все противоположности и разрешаются все противоречия.

Джордано Бруно (1548-1600 гг.) – пантеист с атеистическим и материалистическим подходом. Считал природу единой и бесконечной субстанцией, творящей саму себя. Основные работы: «Изгнание торжествующего зверя», « Пять диалогов о причине, начале и едином».

Важная особенность эпохи Возрождения ̶ ориентация философского мышления на помощь науке. Дж. Бруно ̶ мученик науки, погибший в пламени костра инквизиции за свои убеждения.

Космологические идеи Кузанского оказали большое влияние на Дж. Бруно. Круг теоретических интересов Бруно сконцентрировался на решении натурфилософских проблем. Он считал, что цель философии заключается в познании природы, являющейся «Богом в вещах» (пантеизм).

Возрождая суждения древнегреческих атомистов, он выдвинул учение о «монадах» (единица бытия), минимальных неделимых частицах, в деятельности которых сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Верховная субстанция есть «монада монад», или Бог. Вселенная и природа совпадают с Богом. Снимая границу между творцом и творением, он разрушает противоположность формы (активного начала) и материи (пассивной). Бруно приписывает природе активный, божественный импульс.

Пантеизм Бруно ̶ путь к материалистическому пониманию природы.

Этика Бруно проникнута идеей героического энтузиазма (работа « О героическом энтузиазме») – стремление человека к познанию философской истины и труду.

Личность и жизнь Джордано Бруно стали легендой. Его жизнь являет собой пример «героического энтузиазма», о котором он так глубоко размышлял.

Николай Коперник и Галилео Галилей начинают принципиально новый период развития научного знания.

Николай Коперник (1473-1543 гг.) своей теорией гелиоцентризма разрушил геоцентрический принцип, где Земля является неподвижным средоточием Вселенной. Отвергал вместе с этим принципом и представление о конечности космоса. Коперник (в работе «Об обращении небесных сфер») описывает движение Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца, которое является центром Вселенной.

Галилео Галилей (1564-1642 гг.), рассматривая вопрос об отношении Бога и природы, отходит от пантеизма и создаёт деистическую модель мира. Бог, согласно его рассуждениям, создал природу, наделив её определенным порядком и закономерностями. После этого создатель не вмешивается в природу, она живёт и развивается самостоятельно. На основании вывода о независимом существовании природы Галилей разработал свои принципы её познания. Он ввёл экспериментально-математический метод исследования природы, космоса.

Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) устанавливает связь между математическими и динамическими (физическими) закономерностями в астрономии.

Леонардо да Винчи (1459-1519 гг.) был не только гениальным живописцем, но и основателем современного естествознания, мыслителем, который применил экспериментально-математический метод исследования природы. Математику он считал достовернейшей из наук при осмыслении и обобщении опыта. Реалистическое искусство Леонардо да Винчи свидетельствует о значительном развитии художественно-эстетической мысли эпохи Возрождения. По его мнению, искусство, как и наука, служит познанию реального мира. Подчёркивая мудрость природы, индивидуальность, красоту души и тела человека, Леонардо выступал как учёный-анатом, психолог и замечательный живописец.

Социальная мысль эпохи Возрождения, а это ̶ э

Наши рекомендации