Герменевтика культуры Ницше.
Герменевтика – теория и методология истолкования текстов.
Ф.Ницше – немецкий философ – идеалист. Его взгляды сложились в период перехода капитализма в стадию империализма и является реакцией буржуазной идеологии на обострение классовых противоречий. Его мировоззрение проникнуто ненавистью к духу революции и народным массам. Рабство, по Ницше, принадлежит к «сущности культуры», а эксплуатация находится «в связи с сущностью всего живого». Под этим углом зрения он подвергает переоценке принципы и нормы либерально – буржуазной идеологии: рационалистическую философию, традиционную этику, христианскую религию. Ницше резко отделят идеологию, предназначенную для воспитания духа покорности у трудящихся от идеологии, предназначенной воспитывать «касту господ», проповедую для них безудержный индивидуализм «сверхчеловека». Философия Ницше – волюнтаризм, разуму он противопоставляет волю. Универсальной движущей силой развития признается «борьба за существование», перерастающая в «волю к власти». Основные работы: «По ту сторону добра и зла», «воля к власти». Ницше провозглашал «переоценку ценностей», т.е. отрицание выработанной человечеством культуры, норм морали и справедливости. Это пример того, как реакциальная сущность интеллигентского анархистского нигилизма нашла выражение в буржуазной философии. Нигилизм – точка зрения абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами.
ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ
Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая философия. Наиболее крупные представители: М. Хайдеггер, К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю.
В Германии э. стал складываться после 1 мировой войны (обстановка озлобления и уныния). Новая волна - Франция времен оккупации и после 2 мир войны.
Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности.
Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого Сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для Э имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию.
Э объявляет предметом ф. - бытие. “Современная философия, как и в прошлые времена занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия являются неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.
Хотя бытие вещей совершенно непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это существование нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “существование есть то, что никогда не становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.
Э - это философия, единственный предмет которой - человеческое существование, точнее переживание существования. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете это страх перед смертью.
Для Сартра все вещи, кроме человека есть ”бытие в себе”, а чел. сущ. есть “бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возникает из бытия и не может превратиться в ничто, то для человеческого существования, понимаемого как переживание, не может найтись такого бытия, из которого оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие человека есть ничто. Осознавая свое ничтожество человек испытывает страх “человек есть его страх”.
Ясперс полагает, что человеческая сущность раскрывается лишь в “пограничных ситуации” - страдание, борьба, смерть.
Свобода. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Человек - это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода.
Однако свобода понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающееся выражению в понятиях, иррациональное. Свободой они мыслят как свободой вне общества. Это внутренне состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Такая свобода, противопоставлена необходимости и отрешенная от общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора отношения к окружающей действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть мучительная необходимость.
Характерной чертой человеческой сущности является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо человеческого существования существует потусторонняя реальность, которая понимается как способ существования человека, состоящий в озабоченности человека, направленной куда-то вне его. Вне мир представляет среду, мир заботы человека, окружающий человеческое существование и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы человеческого существования. Время - это переживание существованием своей ограниченности, временности. Представление о времени до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно.
Личность и общество. Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие., навязывая личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое существованиее. Каждый умирает в одиночку.