Философия жизни» и опят переоценки всех ценностей рационалистической культуры Фридрихом Ницше.

С. 261-266.

«Философия жизни» возникает преимущественно в Германии в посл. трети XIX в. К основным представителям этого направления относятся Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, Л, Бергсон, X. Ортега-и-Гассет.

I. Общая характеристика

Классическая философия стремилась к систематической целостности, завершенности. В основе этого стремления лежала вера в естественную упорядоченность ми­роустройства, доступную рациональному постижению. Философия жизни в противовес классической философии говорит о сомнительности исторического прогресса, релятив­ности истины, иррациональности истории и самой души человека. Выдвигается идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа для философии. Подсознание и интуиция становятся центрами философской антропологии.

II. Предпосылки возникновения Ф. жизни

1. Открытие цивилизаций, основанных на иных моральных ценностях

2. Развитие психологии и понимание того факта, что наше поведение зачастую обу­словлено причинами неосознанными и неосознаваемыми. Сознание, разум не могут больше претендовать на единственно правильную опенку реа­льности.

На место морали самоограничения, ущербности и не­подвижности приходит этика индивидуальной свободы, само­осуществления, полной реализации себя.

III. Основные понятия

«Жизнь» как первичная, фун­даментальная реальность, органическая целостность, предшествующая разделению на субъект и объект, материю и дух, бытие и сознание. Понятие «жизнь» противопоставляетсяпонятию«бытие» к классической философии.

Подчеркивается сложность, противоречивость, изменчивость, творческий и непредсказуемый ха­рактер жизни. Иррациональная в своей основе, жизнь познает­ся лишь внеинтеллектуально, интуитивно, образно-символиче­ски.

2 направления ф. жизни(в зависимости от трактовки понятия жизнь)(ШП):

1. Биологически-натуралистическое толкование(Ницше, Клагес, Т. Лессинг): «живое» - естественное в противоположность механически сконструированному, «искусственному»

Особенности:

· оппозиция не только материализму, но и идеалистическому рационализму - «духу» и «разуму»,

· склонность к примитиву и культу силы, попытки свести любую идею к «витальным влечениям», «интересам», «инстинктам», «воле» индивида или обществ. группы,

· прагматическая трактовка нравственности и познания (добро и истина - то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь - то, что его ослабляет),

· подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом (тотальностью).

2. Историцистский вариант (Дильтей, Шпенглер, Зиммель, Ортега-и-Гасет): «жизни» - непосредственное внутреннее переживание, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры.

Если в др. вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым, уникальным культурно-историческим образам.

3. Пантеистический вариант (Бергсон) связан с истолкованием жизни как некой космической силы «жизненного порыва», родственного «мировой душе» неоплатоников и Шеллинга и характеризующегося непрерывным воспроизведением себя и творчеством новых форм; субстанция жизни - чистая «длительность», изменчивость, постигаемая интуитивно.

Предмет философии: жизнь как «вечное становление» (Ф. Ницше), «творческий порыв» (А. Бергсон), «поток культур­но-исторических переживаний» (В. Дильтей).

Задача философии: обосновать новую систему ценностей, дать цен­ностно- мировоззренческие ориентиры человеку в условиях кризиса европейской культуры.

Методы:

1) Ницше:вместорационально-дискурсивного метода классической философии (человек выступает как застывший «объект» исследования, метод схватывает в нем лишь усредненное) предлагает символический язык искусства

2) Дильтей: выделение специфики гуманитарного знания по сравнению с естественнно-научным. В науках о природе господствуют методы объяснения. В науках о духе, напротив, должны быть непосредственные способы по­стижения жизни: понимание, вчувствование, интерпретация.Задача «наук о духе» — выразить изменчивость, целостность и смыслисторических событий, познать целикультурно-истори­ческого творчества, а не редуцировать их к причинно-следст­венным связям природного мира.

3) Бергсон рассматривает всякую философскую концепцию как выражение основной глубинной интуиции её создателя, невыразимой по своему существу, неповторимой и индивидуальной, как личность её автора.

Условия, делающие возмож­ным это понимание:

Ø знание контекста, в котором что-либо происходит

Ø знание о культурных системах, которые задают типы мировоззрения (эти культурные системы не могут быть поняты «объективно», т. е. вне целей самого субъекта как активного участника исторических событий)

В. Дильтей (1833—1911)

Основатель ф. жизни как академической дисциплины. Если у Ницше жизнь рассматривалась как лишенная цели, В. Дильтей рассматривает жизнь как поток культурно-исторически обусловленных переживаний человека.

В структуре состояния жизни В. Дильтей выделяет три момента:

1) репрезен­тативный момент внешнего или внутреннего мира (приводит к возникновению у индивида и в обществе объективного образа мира),

2) момент аф­фективного стимула (приводит к проверке жизненных ценностей, связанных с этой картиной мира)

3) волевой момент (высвечивает принци­пы действия, посредством которых управляют жизнью)

Жизнь, по Дильтею представляет загадку для человеческого разума. Чело­веку присуши три способа разрешения этой загадки, соответст­вующие трем формам мировоззрения: религиозному, художест­венному и философскому.

Внутри философского мировоззрения существуют также три типа:

a) натурализм (древний и современ­ный материализм, позитивизм),

b) объективный идеализм (стои­цизм, Спиноза, Лейбниц, Гегель)

c) идеализм свободы (Платон, Кант, Фихте).

Все они — порождения самой жизни, ее трех тенденций. Философию во всем разнообразии ее объективного содержании необходимо понять, исходя из самой структуры жизни. Это понимание В. Дилътей называет интерпретацией или герменевтикой. Герменевтика - истол­кование отдельных явлений как моментов целостной духов­но-душевной жизни реконструируемой эпохи. Поэтому фило­софия как систематическая интерпретация жизненного опыта должна основываться на широчайшем знании жизненных про­явлений — психологии, истории, филологии, литературной критике, сравнительной религии и праве.

Фридрих Ницше (1844-1900)

Сопоставляя два начала бытия и культуры - «дионисийское» («жизненное», оргиастически-буйное и трагическое) и «аполлоновское» (созерцательное, логически-членящее, односторонне-интеллектуальное), Н. видит идеал в достижении равновесия этих полярных начал. Уже здесь содержатся зачатки учения о бытии как стихийном становлении, развитого позднее в учение «о воле к власти» как присущей всему живому тяге к самоутверждению, и его утопической философии истории, обращающейся в поисках идеала к досократовской Греции. Философия Н. обретает выражение в поэтическом творчестве, легенде, мифе («Так говорил Заратустра»). Н. стремится преодолеть рациональность филос. метода; понятия не выстраиваются у Н. в систему, а предстают как многозначные символы. Таковы понятия «жизнь», «воля к власти», которая есть и само бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия и т. д.

Освальд Шпенглер (1880-1936). Гл. труд «Закат Европы».

Исходит из понятия органической жизни, подвергнутого неограниченному расширению. Культура трактуется им как «организм», который, во-первых, обладает жестким, сквозным единством и, во-вторых, обособлен от других, подобных ему «организмов». Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Ш. насчитывает 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и культура майя; ожидается рождение русско-сибирской культуры. Каждому культурному «организму», по Ш., заранее отмерен определенный (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию. Для греко-римской культуры он произошёл в эпоху эллинизма, а для западного мира - в 19 в., с которого начинается его «закат».

Анри Бергсон (1859-1941)

Утверждает в качестве подлинной и первонач. реальности жизнь - целостность, радикально отличающуюся от материи и от духа, которые, взятые сами по себе, являются продуктами распада жизненного процесса. Сущность жизни может быть постигнута только с помощью интуиции, которая непосредственно проникает в предмет, сливаясь с егоиндивидуальной природой. Интуиция не предполагает противопоставления познаваемого познающему как объекта субъекту; она есть постижение жизнью самой себя. Поэтому Б. призывает обратиться к собственной жизни сознания, которая дана каждому непосредственно.

Жизнь, имеет временной характер. Это «качественное», «живое» время радикально отличается от механическо-физического времени, которое возникает в результате разложения интеллектом длительности. Интеллект - орудие оперирования с «мёртвыми вещами» (материальными, пространств. объектами) - противопоставляется его интуиции.

Учение об интеллекте и интуиции получает у Б. обоснование в его метафизике - в концепции эволюции органического мира. Жизнь - метафизическо-космический процесс, «жизненный порыв», могучий поток творческого формирования: по мере ослабления напряжения жизнь распадается, превращаясь в материю, которая характеризуется В, как неодушевлённая масса, вещество. Человек - существо творческое, поскольку через него проходит суть «жизненного порыва» Способность к творчеству связана с иррациональной интуицией, которая как божественный дар дана лишь избранным. Признаёт два типа общества и соответственно два типа морали: «закрытая» (удовлетворяет требованиям социального инстинкта и имеет целью сохранение рода: личность приносится в жертву коллективу, истина - в жертву пользе) и «открытая» (личность и творчество выше интересов сохранения рода)

Наши рекомендации