Философская лирика Ф. И. Тютчева
Тема 1.
«Былое и думы» А. И. Герцена: портрет поколения 1840-х годов
1. Образ эпохи 1840-х годов в книге Герцена в оценке русских философов и современных ученых.
Как воссоздается и характеризуется духовная атмосфера 1840 годов в «Былом и думах»? Опишите «личный пафос» Герцена, его оценку социально-политической и культурной ситуации этого времени. Как это отражается на стиле повествования?
2. Обобщенный образ деятеля 1840-х годов - «русского мальчика», «праздного человека» (гл. 25) и его общественная роль. Семантика термина «праздный человек» и ее подтекст. Особенности жанра «литературного портрета» в «Былом и думах» (на примере портретов В. Белинского, П. Чаадаева, Н. Станкевича, А. Хомякова и др.).
3. Характеристика западников и славянофилов в книге Герцена.
Как объясняет автор раскол русского общества? В чем он видит своеобразие позиции западников и славянофилов? Как согласуются его оценки с данными современной науки? В чем своеобразие позиций самого Герцена? Что означают его слова о «двуликом Янусе»?
3. Особенности русского гегельянства. Сопоставьте текст 25-й главы из «Былого и дум» А. Герцена и 6-й статьи «Очерков гоголевского периода русской литературы» Н. Чернышевского.
3. Соотношение суждений Герцена с точкой зрения русских философов начала XX века и с дальнейшим развитием русской жизни и русской культуры. Взгляды Герцена на развитие русской истории (глава «Роберт Оуэн» из 6-ой части).
Список литературы
Герцен А. И. Былое и думы. Ч. 4. (гл. 25,29,30; любое издание). См. также: Ч. 6, глава «Роберт Оуэн».
Он же. Долг прежде всего (любое издание).
Бердяев Н. Русская идея. Гл. 2, ч. 2. (отд. издание; или: Русская литература. 1990. № 2; или: Вопросы философии. 1990. № 1).
Зеньковский В. История русской философии. Т. 1, ч. 2.
Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Киев, 1991. Гл. 6.
Хомяков А. С. Иван Васильевич Киреевский // Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988.
Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы: Ст. 6 (любое издание).
Тема 2.
Философская лирика Ф. И. Тютчева
1. Понятие «философская лирика» и его определение (А. А. Потебни, В. Кожинова, Л. Шемелевой, Р. С. Спивак и др.) Предмет художественного изображения в философской лирике Тютчева.
2. Двойственность мира и человека как основа миропонимания Тютчева. Отношение к религиозной вере и его связь с трагическим мироощущением поэта. Отражение состояний веры и безверия в лирическом сознании Тютчева.
3. Человек и природа в художественной концепции Тютчева. Вселенский разлад человека с природой и точки сближения его с мировым целым. Эволюция темы космического одиночества человека (на примере сравнительного анализа двух стихотворений: «Бессонница», 1830 и «Святая ночь на небосклон взошла…», 1850). Противоречия пантеистического мироощущения поэта: вера в дух просветляющий, «ночной хаос» и поиски «мировой души» («Безумие»). Натурфилософские «знаки»: вода, пламя, природа – и их функции в картине мира поэта.
3.Осмысление и изображение отдельного человека в лирике Тютчева. Пределы свободы и личностных возможностей: «Silentium!», «Фонтан» и др. Проблема создания собственного мира и его самооценки («Silentium!»). Драматический пафос, причины и художественные способы его выражения: «Из края в край», «Два голоса» и др. Мотив состояния души и её «просветления» в поздней лирике поэта Толкование истоков этого просветления в работах И. Ю. Подгаецкой и Б. М. Козырева.
4.Стилевые особенности лирики Тютчева: «фрагментарность стиха»
(Ю. Н. Тынянов); контраст и антитеза как формо- и содержательно образующие принципы; метафорика; ассоциации и др. Сочетание лексической архаики со звукописью и цветописью.
Задания
1.Сделать анализ одного из произведений, относящихся к жанру философской лирики.
Список литературы
Тютчев Ф. И. Стихотворения (любое издание).
Анализ одного стихотворения: «О чем ты воешь, ветр ночной?..» Ф. И. Тютчева: Сб. науч. тр. Тверь, 2001.
Благой Д. Д. Гениальный русский лирик: Ф. И. Тютчев // Благой Д. Д. Список литературы и действительность. М., 1959.
Бухштаб Б. Ф. И. Тютчев // Тютчев Ф. И. Полн. собр. стихотворений. М., 1957 (Б-ка поэта; Большая серия).
Он же. Русские поэты. Л., 1970.
Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии XIX вей. М., 1978 (гл. 4).
Кожинов В. Ф. И. Тютчев. М., 1987 (Сер. ЖЗЛ).
Некрасов Н. А. Русские второстепенные поэты // Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. Т. 9. М., 1950.
Козырев Б. М. Письма о Тютчеве // Литературное наследство. Т. 97, кн. 1. М., 1988.
Пигарев К. В. Тютчев и его время. М., 1978.
Соловьев В. С. Поэзия Ф. И. Тютчева // Литературная критика. М., 1990 (или: Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 465-482).
Тема 3.
Драма Островского «Гроза»
1. История создания произведения и проблема прототипов.
2. Основной конфликт «Грозы». Новаторский характер изображения «темного царства». Два поколения героев и система их взаимоотношений.
3. Своеобразие жанра пьесы: «народная трагедия» или социально-бытовая драма? Полемика Д. Писарева с Н. Добролюбовым.
4. Противостояние Катерины и «темного царства». Специфика проблемы «свободы и необходимости» и ее решение. Борьба в душе Катерины и трактовка финала произведения. Трагизм образа героини.
5. Поэтика пьесы: ремарки; монолог; символика названия; вещь - символ; сравнение - символ; язык действующих лиц. Мифопоэтика образов, хронотоп.
6. Особенности исполнения роли Катерины в театре (на примере известных русских актрис XIX–XX веков).
Список литературы
Островский А. Н. Гроза (любое издание).
Григорьев А. Литературная критика. М., 1967 (или: Григорьев А. Театральная критика. Л., 1985).
Добролюбов Н. Темное царство; Луч света в темном царстве (любое издание).
Писарев Д. И. Мотивы русской драмы // Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1955.
Анастасьев А. «Гроза» Островского. М., 1975.
Журавлева А. «Гроза» А. Н. Островского // Лит. в школе. 1984. № 2.
Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр А. Н. Островского. М., 1986.
Лебедев Ю. В. О народности «Грозы», «русской трагедии» А. Н. Островского // Русская литература. 1981. № 1.
Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961. Гл. 6.
Островский А. Н., Чехов А. П. и литературный процесс XIX-XX вв.: Сб. М., 2003. Статьи А. И. Ревякина, М. И. Свердлова, Г. И. Романовой.
Штейн А. Мастерство русской драмы. М., 1973.
Список литературы
Островский А. Н. Бесприданница // Островский А. Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 5. М., 1975.
Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века. М., 1988.
Костелянец Б. «Бесприданница» А. Н. Островского. Л., 1982.
Лакшин В. Я. А. Н. Островский. М., 1976.
Холодов Е. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963.
Штейн А. Три шедевра. М., 1983.
Тема 4.
Роман Гончарова «Обрыв»
1. Творческая история «Обрыва». Гончаров о романе как о завершающей части трилогии. Что, по мнению автора, объединяет все три романа? Смысл заголовка. «Обрыв» как метафора эпохи.
2. Система персонажей в «Обрыве». Конфликт «старого» и «нового» и особенности его разрешения.
3. Проблема главного героя романа, его связь с Обломовым и Адуевым. Райский как воплощение современного и «вечного» в человеке. Общественный и культурный смысл поиска героем красоты. Райский – художник: значение рода занятий героя в романе и в концепции автора.
4. Философия любви и типология любовного чувства в романе. Женские образы в произведении как отражение исторической эволюции женских типов (привлечь концепцию В. А. Недзвецкого). Драма Веры и спор о любви. Проблема свободы.
5. Отношение Гончарова к нигилизму и нигилистам: объективное и субъективное в образе Марка Волохова. Художественные способы проявления авторской оценки. Полемика с позитивизмом: философский и этический аспекты.
6. Поиск пути прогресса российского общества как проблемный узел романа. Специфика образов бабушки Бережковой, помещика Тушина. Образ России.
7. Композиция и сюжет романа. Значение формы «роман в романе». Гончаровский полифонизм, пластичность и изобразительность в структуре романа. Символика.
Список литературы
Гончаров И. А. Обрыв (любое издание).
Он же [Предисл. к ром. «Обрыв»] Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв» // Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. М., 1980.
Он же. Лучше поздно, чем никогда (любое издание).
Салтыков-Щедрин М. Е. Уличная философия // И. А. Гончаров в русской критике. М., 1958.
Скабичевский А. М. Старая правда // И. А. Гончаров в русской критике. М., 1958.
Шелгунов Н. В. Талантливая бесталанность // И. А. Гончаров в русской критике. М., 1958.
Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. СПб.,1997.
Кулешов В. И. Нестареющее обаяние «Обрыва» // Кулешов В. И. Этюды о русских писателях: Исследования и характеристики. М., 1982.
Лебедев Ю. В. Над страницами романа И. А. Гончарова «Обрыв» // Литература в школе. 1995. № 4, 5.
Недзвеикий В. А. И. А. Гончаров — романист и художник, М.: МГУ, 1992.
Старосельская Н. Д. Роман И. А. Гончарова «Обрыв». М., 1990.
Тема 5.
Список литературы
Бицилли П. М. Возрождение аллегории // Русская литература. 1990. № 2.
Горячкина М. С. Некоторые особенности психологизма Достоевского и Щедрина // Рус. лит. 1971. № 1.
Григорьян К. Н. «Господа Головлевы» – роман Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1962.
Покусаев Е. И., Прозоров В. В. «Господа Головлевы» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 13. М., 1972.
Покусаев Е. И. Шедевр социальной сатиры // Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». М., 1970.
Он же. «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.
Прозоров В. В. Роман в теоретическом и художественном истолковании Салтыкова-Щедрина // История русского романа: В 2 т. Т. 2. Л., 1964 (гл. 8).
Он же. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.
Тема 6.
Список литературы
Достоевский Ф. М. Записки из подполья (любое издание)
Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 77–89.
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 5, раздел 2.
Зеньковский В. В.. История русской философии. Л. Т. 1, ч. 2. С. 229–236.
Кийко Е. И. Записки из подполья [Примечания] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 5. Л., 1973. С. 374–386.
Латынина А. Н. Достоевский и экзистенциализм // Достоевский - художник и мыслитель: Сб. статей. М., 1972. С. 220–226, 249–252.
Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. С. 187-195.
Назиров Р. Г. Об эстетической проблематике повести «Записки...» // Достоевский и его время. Л., 1971.
Он же. Проблема художественности Ф. М. Достоевского // Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза. Екатеринбург, 1991.
О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 гг. М., 1990 (статьи Н. А. Бердяева, Г. В. Флоровского, С. Л. Франка, Ф. А. Степуна).
Шестов Лев. Избр. соч. М., 1993. С. 194–199, 223–231,242.
Щенников Г. К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987. С. 101–109.
Тема 7.
Роман Достоевского «Бесы»
1. «Бесы» и «бесовщина» в романе. Расшифруйте этическое, религиозно-философское и художественное содержание понятий. Соотнесите разные истолкования с художественной логикой романа. Объясните эпиграфы. Как они «работают» в тексте?
2. Верховенские: отец и сын. Смысл конфликта. Концепция нигилизма.
3. Загадка Ставрогина. Проанализируйте главы «Ночь», «Ночь (продолжение)», «У Тихона» (специфика хронотопа, характер и проблематика диалогов). Как раскрываются в диалогах Ставрогин и его оппоненты? «Идеи» Шатова и Кириллова.
4. «Лавинообразный» характер 3-й части. «Трагедия и сатира - две сестры и идут рядом». Покажите это на конкретных примерах.
Список литературы
Достоевский Ф. М. Бесы (с главой «У Тихона»).
Достоевский Ф. М. Бесы: Роман в трех частях // «Бесы»: Антология русской критики. М., 1996.
Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 19-31.
Булгаков С. Русская трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990.
Бердяев Н. А. Духи русской революции // Лит учеба. 1990. № 2 (или любое другое издание).
Он же. Ставрогин // Наше наследие. 1991. № 4. Или в кн.: Властитель дум: Ф. М. Достоевский в русской критике конца XIX – начала XX века. СПб., 1997.
Флоровский Г. В. Религиозные темы Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990.
Сараскина Л. И. «Бесы», роман-предупреждение. М., 1990.
Корякин Ю. Ф. Прозрения и ослепления: (О «Бесах») // Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. М., 1989.
Тема 8.
Список литературы
Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы (любое издание).
Фридлендер Г. М. и др. [Примечания к роману «Братья Карамазовы»] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 15. Л., 1976. С. 399–604.
Белкин А. «Братья Карамазовы»: Социально-философская проблематика // Творчество Достоевского. М., 1959.
Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского (гл. 8, 9) // Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1.
Кантор В. К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М., 1983.
Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.
О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1992.
О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М., 1990.
Розанов В. В. Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Он же. Мысли о литературе. М., 1989. С. 41–157.
Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М., 2007.
Щенников Г. К. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001. С. 145–342
Тема 9.
Список литературы
Толстой Л. Н. Анна Каренина (любое издание).
Бабаев Э. Г. Из истории русского романа XIX в.: Пушкин, Герцен, Толстой. М., 1984. С. 117–235.
Вишневская И. Театр в природе Толстого // В мире Толстого. М., 1978. С. 351–384.
Набоков В. В. Лев Толстой // Он же. Лекции по русской литературе (любое издание).
Эйхенбаум Б. Пушкин и Толстой // Б. Эйхенбаум О прозе. Л., 1969. С. 167–184.
Эйхенбаум Б. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960. С. 151–229.
Тема 10.
Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»
1. Эволюция мировоззрения Толстого в конце 1870-х-1880-е годы: от экзистенциального кризиса к нравственному и творческому перевороту (см. философско-публицистические произведения Толстого: «Исповедь», «О жизни»).
2. История замысла и создания романа «Воскресенье».
3. Проблема нравственного падения и возрождения личности в романе. Роль композиции и авторского повествования в раскрытии души Нехлюдова и Катюши Масловой. Подумайте, зачем несколько раз описана в романе история прошедшей любви героев, чем отличаются все эти описания.
4. Антропологическая концепция Толстого и ее воплощение в образе Нехлюдова. Жизнь «животная» и «духовная» в развитии человека. Этапы пути Нехлюдова, его роль в спасении Катюши. Насколько необратимо духовное перерождение героя?
5. История жизни, падения и возрождения Катюши Масловой. Отношение к героине со стороны автора-повествователя. Разные способы характеристики внутреннего мира Нехлюдова и Катюши. Характер толстовского психологизма: проследите объяснение повествователем поведения Катюши. Сравните портреты трех героинь Толстого: Наташи Ростовой, Анны Карениной и Катюши Масловой. Насколько меняется авторская оценка и повествовательная техника писателя?
6. Сатира Толстого в изображении различных социальных институтов России. Образы революционеров в романе; Толстой и революция.
Список литературы
Толстой Л. Н. Воскресенье Исповедь. О жизни. Власть тьмы. Хозяин и работник. Смерть Ивана Ильича (любое издание).
Андреева Е. П. Толстой-художник в последний период творчества. Воронеж, 1980.
Ищук Г. Проблемы эстетики позднего Толстого. Ростов н/Д., 1967.
Купреянова Е. Роман «Воскресенье» // История русского романа: В 2 т. Л., 1964. Т. 2.
Ломунов Н. Над страницами «Воскресенья». М., 1979.
Ремизов В. Б. Роман Толстого «Воскресение»: Концепция жизни и формы ее воплощения. Воронеж, 1986.
Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: историко-функциональное исследование. Сб. ст. М., 1991.
Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. М., 1978. Гл. 7-10.
Шкловский В. Лев Толстой. М., 1963.
Тема 11.
«Однодум» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова
Список литературы
Лесков Н. С. Праведники // Лесков Н. С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 2. М., 1989.
Аннинский Л. Несломленный // Аннинский Л. Три еретика. М., 1988.
Видуэцкая И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.
Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.
Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980.
Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. М., 1984.
Лесков и русская литература: Сб. статей. М., 1988.
Снигирева Т. А.., Подчинение А. В. Русская идея как художественный феномен. Екатеринбург, 2001.
Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Лескова. Л., 1978.
Троицкий В. Ю. Лесков-художник. М., 1974.
Хализев В. Лесковская концепция праведничества / В. Хализев, О. Майорова // В мире Лескова. М., 1982.
Тема 12.
Список литературы
Чехов А. П. «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» (любое издание).
Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. С. 319–383.
Карасев Л. В. Пьесы Чехова // Вопросы философии. 1998. № 9.
Паперный З. С. А. П. Чехов-художник. М., 1976 (гл. 9).
Собенников А. С. Художественный символ в драматургии А. П. Чехова (Типологическое сопоставление с западноевропейской «новой драмой»). Иркутск, 1989.
Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987 (гл. «Первая драма: концы и начала»).
Толстая Е. Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. М., 1994 (гл. 4).
Тема 13.
Задание 1
Выявление двусоставного эстетического пафоса пьесы: соединение лирико-патетической тональности с комической.
Работа с текстом первого действия. Студенты должны показать:
– каким образом создается постоянная смена тональности, переход от патетики к комизму и наоборот;
– как служат этой игре тонов необращенные реплики персонажей, их неадекватное высказывание, сцепление случайных фраз; неожиданные столкновения людей, внезапные перемены в их настроениях, «случайные» комические ситуации, в которые попадают главные герои; значительные заявления комических лиц;
– как это двуединство пафоса проявляется во взаимодействии перекрестных и противоположных оценок, которые персонажи пьесы дают одним и тем же лицам (например, Раневской).
Задание 2
Работа над сюжетом пьесы:
– выявление сюжетной роли Лопахина;
– определить, «выстроить» логику личных взаимоотношений Лопахина с Варей и Раневской;
– мнимость его жениховства и искренние признания в любви другой, готовность на жертвы - и реакция на них женщины, которую он любит «больше, чем родную».
Является ли удачей для Лопахина покупка вишневого сада? Как соотносится темы судьбы Лопахина с темой «вишневого сада»?
Задание 3
Исследование взаимосвязи центральных и второстепенных персонажей пьесы.
Определить сходство в ситуации объяснения в любви Лопахина с Варварой, Епиходова с Дуняшей, Дуняши с Яшей. Кто кого отражает и пародирует?
Задание 4
Исследование соотношения бытового и сущностного планов. Работа с текстом 2-го действия.
Как движется сюжет спасения усадьбы? Как прерываются разговоры о быте высказываниями персонажей об общем строе жизни? Кому принадлежат эти высказывания? Как в этом плане соотносятся главные и второстепенные персонажи? Представлены ли «сущностные» высказывания» лишь в патетическом тоне или игра тонами продолжается?
Задание 5
Столкновение двух культур. Проанализировать диалог Раневской с Трофимовым в 3-м действии (от слов Любви Андреевны «Не дразните ее, Петя...» до слов ее же «Какой чудак этот Петя...»).
Объяснить Петину «правду» и «правду» Раневской, выражение в них позиции разных культурных слоев, разных исторических поколений.
Определить авторскую оценку этих «правд». Сколько «правд» в пьесе «Вишневый сад»?
Задание 6
Анализ символических образов пьесы. Как относятся к вишневому саду разные герои пьесы? Каков символический смысл вишневого сада? Почему второе действие разворачивается на границе между домом и открытым пространством?
Насыщение традиционных топосов Дома и Сада новыми интенциями. Какими?
Символический смысл других деталей: телеграммы из Парижа; шума от сорвавшейся в шахте бадьи и др. Найти символические детали и объяснить их.
Список литературы
Чехов А. П. Вишневый сад (любое издание).
Полоцкая Э А. «Вишневый сад» / Э. А. Полоцкая, И. Ю. Твердохлебов // Чехов А. П. Поля. собр. соч.: В 30 т. Т. 13. М., 1978.
Бердников Г. П. Драматургия Чехова. М., 1971 Или: Он же. Избр. работы: В 2 т. Т. 2. М., 1986.
Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. С. 319–383.
Паперный А. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А. П. Чехова // Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 339–380.
Семанова М. Л. «Вишневый сад» А. П. Чехова. Л., 1958.
Тема 14.
Проблема поиска «общей идеи», цельного мировозррения в произведениях Чехова об интеллигенции. Смысл кризиса, испытываемого профессором в «Скучной истории». Как соотносится с его жизнью история жизни Кати? В чем вы видите причины несчастности всех героев повести?
Список литературы
Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1970.
Катаев В. Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.
Кубасов А.В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998.
Линков В. Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995.
Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.
Страда В. Антон Чехов // История русской литературы: ХХ век: Серебряный век. М., 1995.
Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987.
Тихомиров С. В. «Черный монах» (Опыт самопознания мелиховского отшельника) // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995.
Тюпа В. Художественность прозы А. П. Чехова. Новосибирск, 1989.
Тема 1.
«Былое и думы» А. И. Герцена: портрет поколения 1840-х годов
1. Образ эпохи 1840-х годов в книге Герцена в оценке русских философов и современных ученых.
Как воссоздается и характеризуется духовная атмосфера 1840 годов в «Былом и думах»? Опишите «личный пафос» Герцена, его оценку социально-политической и культурной ситуации этого времени. Как это отражается на стиле повествования?
2. Обобщенный образ деятеля 1840-х годов - «русского мальчика», «праздного человека» (гл. 25) и его общественная роль. Семантика термина «праздный человек» и ее подтекст. Особенности жанра «литературного портрета» в «Былом и думах» (на примере портретов В. Белинского, П. Чаадаева, Н. Станкевича, А. Хомякова и др.).
3. Характеристика западников и славянофилов в книге Герцена.
Как объясняет автор раскол русского общества? В чем он видит своеобразие позиции западников и славянофилов? Как согласуются его оценки с данными современной науки? В чем своеобразие позиций самого Герцена? Что означают его слова о «двуликом Янусе»?
3. Особенности русского гегельянства. Сопоставьте текст 25-й главы из «Былого и дум» А. Герцена и 6-й статьи «Очерков гоголевского периода русской литературы» Н. Чернышевского.
3. Соотношение суждений Герцена с точкой зрения русских философов начала XX века и с дальнейшим развитием русской жизни и русской культуры. Взгляды Герцена на развитие русской истории (глава «Роберт Оуэн» из 6-ой части).
Список литературы
Герцен А. И. Былое и думы. Ч. 4. (гл. 25,29,30; любое издание). См. также: Ч. 6, глава «Роберт Оуэн».
Он же. Долг прежде всего (любое издание).
Бердяев Н. Русская идея. Гл. 2, ч. 2. (отд. издание; или: Русская литература. 1990. № 2; или: Вопросы философии. 1990. № 1).
Зеньковский В. История русской философии. Т. 1, ч. 2.
Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Киев, 1991. Гл. 6.
Хомяков А. С. Иван Васильевич Киреевский // Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988.
Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы: Ст. 6 (любое издание).
Тема 2.
Философская лирика Ф. И. Тютчева
1. Понятие «философская лирика» и его определение (А. А. Потебни, В. Кожинова, Л. Шемелевой, Р. С. Спивак и др.) Предмет художественного изображения в философской лирике Тютчева.
2. Двойственность мира и человека как основа миропонимания Тютчева. Отношение к религиозной вере и его связь с трагическим мироощущением поэта. Отражение состояний веры и безверия в лирическом сознании Тютчева.
3. Человек и природа в художественной концепции Тютчева. Вселенский разлад человека с природой и точки сближения его с мировым целым. Эволюция темы космического одиночества человека (на примере сравнительного анализа двух стихотворений: «Бессонница», 1830 и «Святая ночь на небосклон взошла…», 1850). Противоречия пантеистического мироощущения поэта: вера в дух просветляющий, «ночной хаос» и поиски «мировой души» («Безумие»). Натурфилософские «знаки»: вода, пламя, природа – и их функции в картине мира поэта.
3.Осмысление и изображение отдельного человека в лирике Тютчева. Пределы свободы и личностных возможностей: «Silentium!», «Фонтан» и др. Проблема создания собственного мира и его самооценки («Silentium!»). Драматический пафос, причины и художественные способы его выражения: «Из края в край», «Два голоса» и др. Мотив состояния души и её «просветления» в поздней лирике поэта Толкование истоков этого просветления в работах И. Ю. Подгаецкой и Б. М. Козырева.
4.Стилевые особенности лирики Тютчева: «фрагментарность стиха»
(Ю. Н. Тынянов); контраст и антитеза как формо- и содержательно образующие принципы; метафорика; ассоциации и др. Сочетание лексической архаики со звукописью и цветописью.
Задания
1.Сделать анализ одного из произведений, относящихся к жанру философской лирики.
Список литературы
Тютчев Ф. И. Стихотворения (любое издание).
Анализ одного стихотворения: «О чем ты воешь, ветр ночной?..» Ф. И. Тютчева: Сб. науч. тр. Тверь, 2001.
Благой Д. Д. Гениальный русский лирик: Ф. И. Тютчев // Благой Д. Д. Список литературы и действительность. М., 1959.
Бухштаб Б. Ф. И. Тютчев // Тютчев Ф. И. Полн. собр. стихотворений. М., 1957 (Б-ка поэта; Большая серия).
Он же. Русские поэты. Л., 1970.
Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии XIX вей. М., 1978 (гл. 4).
Кожинов В. Ф. И. Тютчев. М., 1987 (Сер. ЖЗЛ).
Некрасов Н. А. Русские второстепенные поэты // Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. Т. 9. М., 1950.
Козырев Б. М. Письма о Тютчеве // Литературное наследство. Т. 97, кн. 1. М., 1988.
Пигарев К. В. Тютчев и его время. М., 1978.
Соловьев В. С. Поэзия Ф. И. Тютчева // Литературная критика. М., 1990 (или: Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 465-482).
Тема 3.