Жизнь Карамзина, формирование его мировоззрения, деятельность.

Родился в семье среднего помещика, капитана в отставке. Вырос в провинции, в Симбирской губернии (первый учитель – сельский дьячок, первая книга, выучен-ная наизусть, - басни Эзопа; увлекался переводными нравственными романами). Еще ребенком был записан в полк, куда должен был явиться после завершения образования уже в чине младшего офицера (это была привилегия дворян).

После пансиона оказался в частном пансионе проф. Шадена в Москве. Стал гуманитарно-образованным человеком, хорошо знающим немецкий и франц. языки, западную литературу.

Военная служба не влекла, вышел в отставку скоро. Знакомится с видным переводчиком того времени И.П.Тургеневым, кот видя ранний талант юноши в области л-ры, забрал его в Москву и познакомил с Новиковым.

Был у Новикова переводчиком книг, с 1787 г. стал редактировать вместе с молодым писателем Петровым первый журнал для детей – «Детское чтение».

Поселился в доме Новикова вместе с Петровым и Алексеем Кутузовым, которые оказали на него большое влияние.

Они были масоны (религиозно-мистическая организация свободомыслия). Ну, романтика масонских ритуалов. Сначала увлекся масонством, потом отошел и увлекся идеями Просвещения, критикой деспотизма. Потом отошел от политики, увлекся философией, эстетикой.

С 1785 г. увлекся Шекспиром, Интерес к человеку вне сословной принадлежности – а это привело к демократизму, к идеям Ломоносова. Его мировоззрение стало не социальным, а ГУМАННЫМ и ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ (поэтому и был в литературе «Карамзинский период» увлечения Карамзиным )

В 1789 г. получил какую-то часть наследства после смерти отца и едет за границу. Был во Франции, Швейцарии, Англии.Наблюдал жизнь разных народов, изучал их историю, знакомился с работой правительств, с бытом, народом, культурой, экономикой, монархиями, революциями, диктатурами.

Результатом явилась первая книга«Письма русского путешественника» - первое реальное знакомство русского читателя с Западной Европой.

Занимается переводами: идиллии швейцарца Геснера «Деревянная нога», поэмы Галлера «Происхождение зла», трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», роман Стерна «Тристан Шенди», «Вечера» Мармонтеля, из поэзии Лафатера, из Лессинга, Калидаса (индийский поэт 5 века) и т.д.

Дальше занимается издательством журналов с 1790 г. – ежемесячный «Московский журнал», в 1802 -1803 г. – ж. «Вестник Европы», первый исключительно литературно-критический журнал с некоторыми отступлениями либерально-политического характера. Сотрудники у него – Державин, Херасков, Дмитриев, молодые Измайлов и Вас. Андр. Жуковский. В журнале Карамзин излагает свою программу – забота о нравственности и патриотическом воспитании сограждан. Изучение истории страны и стран. Призывал ко внесословному, хотя и не для всех равному просвещению.

В 1800-е годы, с 1804 г. занялся исключительно (последние 23 года) работой над «Историей государства Российского». Дописал царствование Бориса Годунова – в 11-м томе, а 12-й не дописал. Умер в 1826-м году. В последние годы в доме его в Москве были частыми посетителями декабристы Николай Тургенев и Н. Муравьев, Вас. Андр. Жуковский , Пушкин и др. писатели.

3.Первое произведение «Письма русского путешественника» (1791-92).

Печаталось в его журнале «Московский журнал» в 1791-92 гг.

Жанр – записки путешествия – был распространенным жанром л-ры сентиментализ-ма в Европе. Начало этому жанру положила книга Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». В России – 2 таких книги – у Радищева «Путеше-ствие из Петербурга в Москву» (первое произв. критич. реализма) и у Карамзина (сен-тиментальное, просветительского реализма, романтизма).

· Это многогранная панорама европейской жизни, философская и идейная программа молодого Карамзина.

· Это произведение обычно считают сентиментальным. ОДНАКО тут есть и романтизм, и много мест сугубо метода Общечеловеческого реализма (который стали иногда замечать и у него, и в лит-ре вообще только в самом конце 20-го века).

Вот, например – какой тут метод? «Вечер был тих и прохладен. Я заснул крепким сном молодого путешественника и не чувствовал, как прошла ночь. Восходящее солнце разбудило меня лучами своими; мы приближались к заставе, маленькому домику с рогаткой» (с. 88). (общечеловеческий)

А это какой метод? «…смотреть не на что. Леса, песок, болота; нет ни больших гор, ни пространных долин. Напрасно будешь искать и таких деревень, как у нас. В одном месте видишь два двора, в другом три, четыре и церковь. Избы больше наших и разделены обыкновенно на две половины: в одной живут люди, а другая служит хлевом» (с. 86-87). (общечеловеческ.)

А это какой метод? «Дорогою видел я везде веселых поселян, собирающих плоды с богатых полей своих. Между ними заметил я много таких, у которых висели под бородой превеликие зобы» (с.253) (общечеловеческий).

· ЭПИКО-ЛИРИЧЕСКОЕ произведение: тут свои переживания и изложение объективных фактов, часто сквозь авторское восприятие.

Сам Карамзин так писал в конце книги: «Вот зеркало моей души в течение 18 месяцев. Оно через 20 лет будет для меня еще приятно, пусть для меня одного: загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал».

Вот примерчик: «Кибитку дали мне негодную, лошадей скверных. Лишь только отъехали с полверсты, переломилась ось: кибитка упала в грязь, и я с нею… Этого еще мало: пришел какой-то полицейский и начал шуметь, что кибитка моя стояла среди дороги. «Спрячь ее в карман!» - сказал я с притворным равнодушием и завернулся в плащ. Бог знает, каково мне было в эту минуту! Все приятные мысли о путешествии затмились в душе моей» (с. 84) (курсивом – лирика, остальное - эпос).

И везде – авторское лирическое восприятие: «Вечер был тих и прохладен…не чувствовал, как прошла ночь… Колокольчик зазвенел, лошади помчались…и друг ваш осиротел в мире, осиротел в душе своей» (с.82).

· В книге показаны – экономическая жизнь Запада, материальное положение крестьян, обычаи, нравы, костюмы, культурный облик стран, городов, сельской местности, природа, памятники искусства, легенды и т.д.

· Первые письма описывают прибалтийские страны: Ригу, Кенигсберг. Посещение немецкого философа Канта, беседа с ним. Был на ярмарке.

Описывает свойразговор с немцем, французом:«…два немца легли возле меня на траве и от скуки стали бранить русский народ. Я перестапл писать и спросил, были ли они в России дальше Риги. – Нет.- А когда так, государи мои, то вы не можете судить о русских, побывав только в пограничном городе».

Пруссия ему не понравилась. Отмечает тупость и невежество прусского офицерства, педантичность обычаев и нравов.

Описание Швеции: здешний воздух – нечто оживляющее, дыхание стало свободнее… Описывает рестораны и трактиры, дворцы и лачуги, часовни и соборы, гулянья и театры, библиотеки, замки, озёра.

· Много места описанию природы, памятникам искусства.

· Во Франции, Германии, Швейцарии встречался с Гердером (философ, поэт), Гете (узнал, что его нет дома, он уехал в Йен), Лафатером (журналистом), Мармонтелем (сказочник), видел во Франции дом Вольтера, дом Буало.

· Несмотря на знакомство с Западом - тоскует по родине.

· Это его первое произведение «Письма русского путешественника» впервые, повторим, познакомило с реальным состоянием, жизнью Запада.

Поэтика повестей Карамзина

Писал сентиментальные (крестьянские) повести, романтические (и исторические романтические) и реалистические (бытовые, социальные).

Поэтика повестей:

· Маленькие по объему (средние), меньше романа, больше рассказа. (Можно выяснять, каков же объективный жанр их).

· Есть в них обработка и старых сюжетов (античные, древн.истории, восточные)

· Есть в ним АВТОР как рассказчик или как действующее лицо.

· Есть и образы современных людей: мужчин, женщин, дворян и крестьян.

· Жизнь рисует с позиций гуманизма, доброты, общечеловеческой морали.

· Ввёл биографию героя как принцип построения образа.

· Сюжеты строятся на любовной истории, ибо в любви человек глубже всего раскрывается (раньше считали это ненужным).

· Ввел описания природы и даже развернутые, они помогают раскрывать внутренний мир героев.

· Решает в повестях этические проблемы (нужны, доказывает, доброта, взаимопонимание, просвещение, верность в любви, трудолюбие, забота о Родине, критика эгоизма).

· Везде утверждение простого разговорного ЯЗЫКА.

5.Ранние крестьянские повести: «Фрол Силин», «Бедная Лиза».

До Карамзина считали, что крестьяне не могут быть с высокой моралью. Карамзин доказывает обратное – крестьяне способны на благородные поступки.

1791 г. – повесть «ФРОЛ СИЛИН»:

Начинается словами: «Пусть Вергилии прославляют Августов! Пусть красноречивые льстецы хвалят великодушных знатных. Я ХОЧУ ХВАЛИТЬ Фрола Силина, простого поселянина».

Карамзин и его современники говорят, что Фрол – реальное лицо. Это крестьянин села Троицкого, села деда Карамзина – Дмитриева. Из семейных записок Дмитриева известно, что Фрол – незаконный сын крестьянки, украденной разбойниками, а потом бежавшей от них, как говорили, без денег. Фрола называли колдуном.

Карамзин взял не романтическую историю, а реальную картину его жизни во взрослом возрасте.

СЮЖЕТ: Показал трудолюбие Фрола Силина, доброту, заботливость. Однажды в соседнем селе был неурожай, крестьяне бедствовать стали. А у Фрола в этот год уродился богатый урожай. И он помогает – даёт соседние крестьянам зерно, сено, семена. На следующий год эти крестьяне «вернули Фролу сторицей» за его доброту и помощь.

1792 г. – повесть «БЕДНАЯ ЛИЗА»:

· Эта повесть – первая психологическая в России. Знаменует собой рождение в России психологических повестей.

· Сюжет у неё – о любви дворянина и простой девушки. Лиза жила около Москвы, ездила туда и торговала цветами: ландышами. Однажды у неё купил некий дворянин Эраст. Она ему понравилась, хотел заплатить даже рубль. Она отказалась (честная, порядочная, добрая). Разговорился с нею. Понравились друг другу. Он часто у неё стал покупать ландыши. Потом Лиза пригласила его домой познакомить с матерью. Дальше Лизу сватает сын богатого крестьянина, мать хочет отдать её. Лиза грустная на следующий день. Опять приходит Эраст: чего грустная. «Я должна сказать всё». И рассказала. Он говорит, что «по смерти матери я возьму тебя к себе и будем жить где захочешь». – «Так тебе нельзя быть моим мужем. – Почему. – А я крестьянка». Он: Так мне в тебе важнее всего то, что ты чувствительная, невинная душа. Обнялись.

Но постепенно Эраст стал хотеть уже большего, чем просто невинные поцелуи и невинные отношения. Но люди разных сословий не могли жениться. Дней 5 его не было, потом сказал: меня некоторое время не буде, дело есть. Потом сказал: у нас война, полк мой уйдет в поход. Лиза едва в не упала в обморок.

Чувствительные сцены…. (плакать хочется, когда читаешь).

Прошло два месяца. Однажды Лиза вдруг увидела его в карете. Вот карета остановилась, вышел Эраст и хотел войти в дом. Но тут он оказался в объятиях Лизы. Напряженный разговор. Эраст признался: обстоятельства изменились. Я не могу. Вот тебе 100 рублей и иди домой.

Тут дальше автор от себя: «Сердце моё обливается кровью в сию минуту… Почему я не пишу роман, а печальную повесть».

И дальше: на самом деле Эраст все эти дни – вместо того, чтобы сражаться с неприятелем - играл в карты и проиграл почти всё своё состояние. Приходилось, чтобы «поправить дела выгодным браком», «жениться на богатой пожилой вдове» . К ней и стал ходить, к ней и переехал жить. Автор: «Но все сие может ли оправдать его?»

ЛИЗА СТРАДАЕТ, жить не хочет. Пошла на пруд под Москвой , увидела подругу, отдала ей для матушки 10 империалов, сказала, что один жестокий человек Э… (да на что знать его имя) ей изменил и бросилась в воду. Её и похоронили рядом с прудом. (этот пруд в самой жизни стали после чтения этой повести называть: «Лизин пруд»). Матушка её, как услышала, «от ужаса охладела – глаза навек закрылись».

Заканчивается: Эраст до конца дней своих был несчастлив, «почитал себя убийцей…Я познакомился с ним за год до его смерти… он и привел меня к Лизиной могиле. – ТЕПЕРЬ, может быть, они уже примирились!».

Такой вот чувствительный конец у этой СЕНТИМЕНТАЛЬНОЙ повести.

ИДЕИ ПОВЕСТИ: человек ответственен за свои чувства и поступки; цена ошибки, предательства – часто сломанная судьба. Искупление тут – муки раскаяния. У крестьян есть душевное богатство. А у дворян…

· В литературе было много подражательных повестей и рассказов. Были и целые паломничества к «Лизину пруду» возле Симонова монастыря.

· Вскоре появились «Бедная Маша» Измайлова, «Несчастная Лиза» Долгорукова, «Бедная Лилла» Попова и др.

6. Исторические повести: «Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница».

1892 – «Наталья, боярская дочь» - родоначальница исторического романа.

· СЮЖЕТ: Наталья и Алексей – любят друг друга. Но их семьи враждуют. Что делать? Они решают уйти в леса и там жить (по принципу: с милым рай и в шалаше). Это повесть о ВСЕМОГУЩЕЙ ЛЮБВИ. Живут счастливо в лесу.

И вот война. Наталья и Алексей тоже одевают доспехи , шлемы с забралом, садятся на коней – и едут на войну (где в лесу доспехи?.. Так ведь перед нами не только историческая, но и РОМАНТИЧЕСКАЯ повесть: подумаешь – где взяли… Взяли и всё. Главное в другом ).

Так вот. Дерутся они на войне смело, отчаянно. Во многом благодаря им враг разбит.

И вот героев в забралах и на конях встречают как победителей. В толпе и их родители (враждующие семьи). Просят открыть забрала. Они открывают. Чувствительная сцена. И семьи их примирились друг с другом. Вот так!!!

ИДЕЯ: прекрасное и справедливое торжествует. Любовь побеждает все преграды.

1803 – повесть «Марфа Посадница».

Главная тема – борьба Марфы, жены посадника Борецкого, за Новгородскую вольность против притязаний царя Ивана 3-го на Новгород в 15-м веке.

Сюжет:новгородцы во главе с Марфой выступили с протестом против царя ЗА НОВГОРОДСКУЮ РЕСПУБЛИКУ. Победил Иван 3-й. Марфа погибли на плахе.

ИДЕИ: симпатии Новгороду, новгородцам. Восхищается идеей республики.

Однако не все так просто. Есть и противоечия:

· По идее – лучше республика. НО в истории то и дело перерождаются республики (как во Франции), побеждают диктатуры, Наполеоны, буржуазные отношения. И Карамзин пишет:

· В журнале: «Исчезли истинные граждане, остались одни купцы».

· В письме Дмитриеву: «По чувствам останусь республиканцем и притом верным подданным царя русского: вот противоречие, но только мнимое».

7. Романтические повести: «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена».

1894 - «Остров Борнгольм»- и этой повесть, и второйввёл в русскую литературу романтические традиции.

В повести всё таинственно.Сначала рассказчик показывает светлый морской пейзаж. Потом плывет на корабле около утёса – и видит наверху молодого человека, прежде времени состарившегося, который на утёсе под гитару поёт грустную песню о безымянных любящих, которые вынуждены жить в разлуке ПОЧЕМУ-ТО. И в песне произносит: ОСТРОВ БОРНГОЛЬМ рядом с Британскими островами. (Такой остров есть на самом деле. Только запомнить надо название, а то иной раз студенты вспоминают искаженно: типа: Остров БЕРНГОЛЬЦ… было и такое у наших студентов).

Рассказчик запомнил название острова. Плывут дальше – и вот проплывают МИМО этого острова. Он просит капитана и матросов остановиться и ссадить его на остров. ВСЕ ВОКРУГ НЕГО – В УЖАСЕ. Но подошли к берегу, бросили трап, и как только Рассказчик сошёл на берег, - быстрее подняли паруса И СКОРЕЕ УНЕСЛИСЬ. НО сказали, что утром придут за мной опять – возьмут на борт.

Дальше в хрестоматии и сочинениях проще сказано. НО я скажу из раннего варианта, рукописного:

Рассказчик остался один. Думает и не понимает: почему все так пугаются. Идет сквозь ЗАРОСЛИ ВГЛУБЬ ОСТРОВА. Кустарник…кустарник… ВДРУГ кто-то положил ему руку на плечо… В ужасе оглядывается и … видит мальчика. ТЫ чего?.. МОЛЧА мальчик показывает рукой, куда надо идти. ПОШЕЛ – и вышел на поле, вдали – ЗАМОК. Оглянулся на мальчика – а его уже НЕТ, ИСЧЕЗ.

Дальше – опять из текста в Сочинениях, т. 2-й: Всё же пошел к Замку с мостом через РОВ. Подошёл к воротам – а ОТКУДА-ТО СВЕРХУ Г О Л О С : «КТО ТАМ?». Я сказал: Странник, прошу ночлега, если есть на свете добродетель. Ответа нет. НО засов загремел, мост опустился.

Я вошел – высокий человек в длинном черном платье повел меня. Вдали во дворе вход в ПОДЗЕМЕЛЬЕ. Идет – и в дальнем углу видит картину: за решёткой с замком спит девушка. Проснулась. Начали разговаривать, но она не захотела открыть свою тайну: Но ты невинна? – «Если это он послал тебя, то скажи, что ч умру его нежною, несчастною…» и замолчала.

В конце – разговор со старцем, кот. тоже страдает и ушел от мира : Ты видел её? – Видел, но не узнал, почему она страдает в темнице. – Старец сказал, что они любители добродетели, из секты друидов (поклонники Природы, поклоняются Дубу). – И рассказал ему их историю…

Но я – говорит рассказчик – не буду её рассказывать, это «тайна страшная»… В другой раз…

В самом конце: утром сел опять на корабль… «Вздохи теснил грудь мою – наконец я взглянул на небо – и ветер свеял в море слезу мою». 1793 год.

КАК ПОНИМАТЬ? : так и остается неизвестным, в чем их вина, почему закон осуждает их. МОЖЕТ БЫТЬ – любящие – это брат и сестра, может близкие родственники. НЕИЗВЕСТНО.

ИДЕЯ: ПРИРОДНЫЕ ЗАКОНЫ НАДО СОБЛЮДАТЬ, НЕ НАРУШАТЬ!

ТАК ЖЕ ТАИНСТВЕННА – и повесть «СИЕРРА-МОРЕНА» :

· Заглавие – это название горы, по-испански – ЧЕРНАЯ ГОРА.

· Сюжет – творческая переработка испанской баллады о трагической любви Алонзо к Эльвире.Они клялись больше никого не любить .НО вот Алонзо пошел в море на корабле – и КОРАБЛЬ ПОГИБ В БУРЮ.

· Эльвира страдает, делает памятник для Алонзо. С нею вместе страдает и рассказчик: «Я смешал слёзы мои с её слезами».

· Эльвира перед Алонзовым памятником просит «тень любезного Алонзо! Прости меня!.. Простишь ли ты свою Эльвиру?»

· Рассказчик и Эльвира встречаются – и полюбили друг друга. Сказали друг другу: «Я люблю тебя!»

· В общем, через годИмоджина и Рассказчик готовятся к свадьбе. Говорит он: все родственники Имоджинины любили меня.

· НО в день свадьбы является незнакомец в черном и с кинжалом (это Алонзо, который спасся всё же, живым оказался) и говорит он ей: «Вероломная! Ты клялась… Я клялся тоже любить тебя до гроба. И вот я умираю» и пронзил себя кинжалом. Эльвира потеряла сознание. Её еле привели в себя.

· Рассказчик:это он решил наказать её своей смертью.

· Эльвира похоронила опять Алонзо и ушла в женский монастырь

· Рассказчик: я уехал на несколько лет из Европы. А когда вернулся – узнал, что Эльвира переселилась уже в обители небесные. Я пролил много слёз. И вот теперь «живу в стране печального севера… в уединении и внимаю лишь бурям».

· ИДЕЯ: 1) за неверность судьба наказывает; 2) губят людей бурные страсти. (выбирайте, какая идея ближе к тексту. ИЛИ КАК?).

8. БЫТОВЫЕ повести (РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ:

«Юлия», «Рыцарь нашего времени», «Моя исповедь».

С середины 90-х гг.– он начинает работать над бытовыми повестями на современном материале, отбрасывает романтику, мистику и показывает жизнь с позиций просветительского, критического и даже больше: общечеловеческого РЕАЛИЗМА. Эти повести – сатирические.

Повесть «ЮЛИЯ» - 1794 – действие в светской среде. Всюду тут разврат, развлечения, ложь и обманы. ЮЛИЯ, красивая девушка, окружена обожателями. Её любит скромный АРИСТ. И он ей нравится. НО приезжает блестящий модный кавалер князь N. Он усиленно соблазняет Юлию, но жениться не собирается. Юлия устояла и выходит замуж за Ариста. Она счастлива, но живет в деревне. Хочется ей в город. В столице князь N опять пытается соблазнять её. АВТОР опять спасает Юлию и осуждает порочность светской среды.

Повесть «РЫЦАРЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». – 1801 – на биографическом материале, по замечанию Карамзина. ЭТО первая попытка создать МЕМУАРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ .

Показано развитие ребенка и влияние на него окружающей среды.

О младенчестве: «Оно (младенчество) слишком просто, слишком невинно, а потому и слишком нелюбопытно для нас, испорченных людей». А вот дальше – чтение романтическим романов, пылкие и нежные поцелуи «второй маменьки» рано развили в нем чувствительность. Повесть не окончена, но и так ясно: ДУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ИСКАЛЕЧИЛО РЕБЕНКА.

Повесть «МОЯ ИСПОВЕДЬ» - 1802 - показывает систему воспитания в дворянской семье – и в результате вырос холодный, расчетливый человек:

«В голове моей не было никакой ясной идеи, а в сердце никакого сильного чувства, кроме скуки… Я видел себя истинным законодателем столицы…Будучи модным прелестником, я тиранил женщин…».

Он женился. Скоро всё состояние прокутил (пропил, проиграл в карты). Тогда он позволил своей жене выйти замуж вторично выгодно. Сделал отданную жену своей любовницей - и стали они прокучивать состояние богатого старика, второго мужа.

Заканчивает свою исповедь рассказчик замечание: «…некоторые люди смотрят на меня с презрением и говорят, что я остыдил род свой, что знатная фамилия есть обязанность быть полезным гражданином в гос-ве… НО поверю ли им, видя… как многие из наших любезных соотечественников стараются подражать мне, живут без цели, женятся без любви, разводят других для забавы и разоряются для ужинов».

ИДЕЯ: разносторонняя резкая критика дворянских нравов. А КРОМЕ ТОГО, резкая критика ВСЕОБЩЕГО ЭГОИЗМА, основанного на мысли: «ВСЁ для человека, а вот ЧЕЛОВЕК ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ».

Ах! Как это злободневно для современности во всём мире. Жаль Планету. Она страдает больше всех: из-за отрицательной, холодной АУРЫ - метели, резкие перепады, участившиеся магнитные бури, сдвиг полюсов и т.д.

9. ПОЭЗИЯ КАРАМЗИНА.

Стихи Карамзина имели меньшее значение, в основном он прозаик.

Специфика его поэзии – субъективное, психологическое описание тончайших настроений души. Преобладает ЛИРИКА.

Метод – в основном сентиментализм, есть и романтизм, ЕСТЬ и реализм.

· Характерное – «Ах! Не всё нам горькой истиной

Мучить томные сердца свои!

Ах! не всё нам слёзы горькие

Лить о бедствиях существенных;

На минуту позабудемся

В чарованьи красных вымыслов!» (романтизм).

· Антитеза – стих «КЛАДБИЩЕ»: «О д и н г о л о с.

Страшно в могиле, хладной и темной! -

Ветры здесь воют, гробы трясутся,

Белые кости стучат.

Д р у г о й г о л о с.

Тихо в могиле, мягкой, покойной.

Ветры здесь веют; спящим прохладно;

Травки, цветочки растут.

П е р в ы й.

Червь кровоглавый точит умерших,

В черепах желтых жабы гнездятся,

Змии в кропиве шипят.

В т о р о й.

Крупок сон мертвых, сладостен, кроток;

В гробе нет бури; нежные птички

Песнь на могиле поют»

(И в таком духе – еще 6 куплетов. Прелесть!)

· В его сентиментальных и романтич. стихах – масса разных чувств и оттенков душевного состояния: надежды, сомнения, радость, боль и стон, отчаяние, гнев, поучения, горе, страдание, нежность, любовь и т.д.

· Пример сентиментально-романтического стиха:

ВЫБОР ЖЕНИХА.

Лиза в городе жила,

Но невинною была.

Лиза, ангел красотою,

Ангел нравом и душою.

Время ей пришло любить…

Всем любиться в свете должно,

И в семнадцать лет не можно

Сердцу без другого жить.

Что же делать? Где искать?

И кому любить сказать?

Разве в свете появиться,

Всех пленить, одним плениться?

Так и сделал она.

Лизу люди окружили:

Лизе все одно твердили:

«Ты прельщать нас рождена!»

«Будь супругою моей! –

Говорит богатый ей, -

Всякий день тебе готовы

Драгоценные обновы;

Станешь в золоте ходить;

Ожерельями, серьгами,

Разноцветными парчами

Буду милую дарить».

Что ж красавица в ответ?

Что сказала? Да иль нет?

Лиза только улыбнулась,

Прочь пошла, не оглянулась.

Гордый барин ей сказал:

«Будь супругою моею;

Будешь знатной госпожею:

Знай, я полный генерал!»

Что ж красавица в ответ?

Что сказала? Да иль нет?

Генералу поклонилась.

Только чином не пленилась.

Лиза … далее идёт;

Ищет, долго не находит…

«Так она и век проходит!..»

Ошибаетесь – найдёт!

Лизе суженый сказал:

«Чином я не генерал

И богатства не имею,

Но любить тебя умею.

Лиза! Будь навек моя!»

На любезного взглянула

И сказала: «Я твоя!» (1795).

· Он сам сформулировал задачи поэта. В стихе «ПРОТЕЙ» он говорит, что дело поэта – «выражать оттенки разных чувств», А в стихе «ПОСЛАНИЕ ЖЕНЩИНАМ» он заявляет: поэта должен «верно переводить всё тёмное в сердцах на ясный нам язык, слова для тонких чувств ».

· Но есть у него и горькие стихи, меланхолические («Меланхолия»), есть и грустные строки. Пример – стих «ПОСЛАНИЕ К ДМИТРИЕВУ в ответ на его стихи, в которых он жалуется на скоротечность счастливой молодости» с такими строками:

И я, о друг мой, наслаждался

Своею красною весной;

И я мечтами обольщался –

Любил с горячностью людей,

Как нежных братий и друзей;

Желал добра им всей душею;

Готов был кровию моею

Пожертвовать для счастья их…

Но время, опыт разрушают

Воздушный замок юных лет;

Красы волшебства исчезают…

Теперь иной я вижу свет, - …

Ах! Зло под солнцем бесконечно,

И люди будут – люди вечно…

Любовь и дружба – вот чем можно

Себя под солнцем утешать!

Искать блаженства нам не должно,

Но должно – менее страдать.

И кто любил, кто был любимым,

Был другом нежным, другом чтимым,

Тот в мире сем недаром жил,

Недаром землю бременил…

· Верную оценку поэзии Карамзина дал Вяземский: «С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, поэзия внутренняя, задушевная».

· Карамзин проложил дорогу Жуковскому, а затем и Пушкину.

10.Карамзин-историк.

«История государства российского».

«Карамзинский период в литературе».

В 1804 г. Карамзин полностью отдался научно-публицистической деятельности – начал работать в архивах надмноготомным трудом:

«История государства Российского».

В 1818 г. вышли из печати первые 8 томов. В них речь шла о самодержавной власти и роли дворянства в жизни страны. О жизни народа лишь кратко и изредка вспоминал.

Наши рекомендации