Тема 1. Бытие как философская проблема (3 ч.)

Вопросы:

1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Как связаны между собой бытие, трансценденция и природа человека?

2. От поисков «первоначал» к единому бытию Парменида.

3. Предмет «первой философии» (метафизики). Метафизика как человеческое дело.

4. Отношение мышления и бытия. Проблема основного вопроса философии.

Литература:

К вопросу 1

· Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. – М.: Лабиринт, 1996.– С. 24-40. (Трансценденция и бытие).

· Ахутин А. Тяжба о бытии. – М.: Русское феноменологическое общество, 1996.

· Гайденко П.П. Почему проблема бытия так актуальна сегодня? // Гайденко П.П Прорыв к трансцендентному. – М.: Республика,1997. – С.368-380.

· Хайдеггер М. Бытие и время. М.: “Ad marginem”, 1997. – §1-5. – С. 2-19.

К вопросу 2

· Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. – Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1988. – С. 295-298.

· Фрагменты ранних греческих философов. – Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М.: Наука, 1988. (Фалес. С. 109–110, 114; Анаксимандр. С. 117–119; Анаксимен. С. 130, 134; Гераклит. С. 190, 197, 201, 213).

· Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М. 1979. – Кн. VIII. Пифагор (С.332-346); Гераклит (С.359-364); Парменид (С.365-366).

· Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западной европейской философии. – М.: Изд-во «Московский университет», 1986.

· Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997. – С. 21–54. (Лекция 2–7).

· Монин М.А. Пути Парменида // Вопросы философии, 1997. – № 3.

· Чанышев А.Н. Лекции по курсу древней философии. – М.: Высшая школа, 1981. (Лекции 11–17).

К вопросу 3

· Аристотель. Метафизика. – Соч. в 4-х т. – Т.1. – М., 1975. – Кн. 4-5. – С.119-123, 180-182.

· Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западной европейской философии. – М.: Изд-во «Московский университет», 1986.

· Хайдеггер М. Осн6овные проблемы феноменологии.– СПб.: Высш. рел-филос.шк, 2001. – С.13-18 (§ 3. Философия как наука о бытии).

· Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. – С.16, 26.

· Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. – М.: Республика, 1993. – С.338, 341-342.

К вопросу 4

· Энгельс Ф. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. – Т. 21.– Гл. 2.

· Гуссерль Эд. Философия как строга наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. – С.139-140.

· Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. – М. Лабиринт, 1996. – С.101-115 (Неизбежность метафизики).

Тема 2. Основные онтологические различия (3 ч.)

Вопросы:

1. Бытие и сущее. Понятие «основного онтологического различия»

2. Бытие Ничто. Значение категории ничто в разработке онтологической проблемы.

3. Бытие и Время.

Литература:

К вопросу 1

· Хайдеггер М. Осн6овные проблемы феноменологии.– СПб.: Высш. рел-филос.шк, 2001. – С.13-18 (§22. Бытие и сущее).

· Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С.168-176. (Главы “Различение бытия и сущего и природа человека” и “Бытие как пустота и богатство”).

· Черняков А.Г. Онтологическая дифференциация и темпоральность // Вопросы философии, 1997. – № 6.

К вопросу 2

· Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.

· Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии, 1990. № 10. – С.157- 165.

· Конев В.А. Ничтожение (нетствование) как исходный принцип связи человека и бытия // Ничто и порядок. Самарские семинары по французской философии: Коллективная монография. – Самара: Универс-групп, 2004. С.115–127.

· Лехциер В.Л Экзистенциальная аналитика ничтожения: от опыта вопрошания к тревоге и самообману // Ничто и порядок. Самарские семинары по французской философии: Коллективная монография. Самара: Универс-групп, 2004. – С.128–141.

· Разинов, Ю.А. Небытие в маске или как возможен дискурс негативности // Mixtura verborum’2008: небытие в маске: сб. ст. / под общ. ред. С.А. Лишаева. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2008. – С.54-72.

К вопросу 3

· Августин А. Исповедь // Антология мировой философии. – В 4 т. – Т.1. – М.: Мысль, 1969. – С.582-588.

· Августин А. Время и жизнь // Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Изд. 2-е. – М., 1997 .– С. 394-397.

· Хайдеггер М. Осн6овные проблемы феноменологии.– СПб.: Высш. рел-филос.шк, 2001.– С.13-18 (§19. Время и временность).

· Хайдеггер М. Бытие и время. М.: “Ad marginem”, 1997. – §65-71; 78-83.

· Черняков А.Г. Онтологическая дифференциация и темпоральность //Вопросы философии, 1997. № 6.

· Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987. – С.5-23; 224-248.

· Ахундов М. Д. Концепция пространства-времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982.

· Блауберг И. Анри Бергсон и философия длительности // Анри Бергсон. Собрание сочинений. – Т. 1. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. – М.: Московский клуб, 1992. – С.17-33.

Тема 3. Проблема вещи (2ч.)

Вопросы:

1. Проблема вещи в эпистемологическом аспекте. Вещь и ее образ (идея, понятие, представление): понятие материальной и смысловой структуры вещи.

2. Проблема вещи в экзистенциально-онтологическом аспекте. Вещь сама по себе. Вещь в событии человека и мира.

Литература:

К вопросу 1

· Платон. Государство 514A–517D; Федон 78E, 78D, 100B; Федр 247D–E; Филеб 51C–D, 55B, 65B–66C // Платон. – Соч. В 4 т. – М.Наука,1990.

· Кант И. Пролегомены. Соч.: В 6 т. – Т.4. , ч. 1. – М.: Мысль, 1965. – §36-39.

· Лосев А.Ф. Самое само // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. – М.: Мысль, 1994. – С. 300-314, 331-335.

· Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. – С. 63-68. (Пространство мысли и язык философии).

· Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997. – Лекция 8–9.

· Кучевский В. Б. Анализ категории «материя». М.: Мысль, 1983.

· Рудаш Л. Материя в философском и естественнонаучном понимании // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. – М.: Политиздат, 1990.

· Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии, 1979. – № 6-7.

· Доброхотов А. Мир как имя // Логос, 1996. – № 7.

К вопросу 2

· Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика 1993. – С. 316-326.

· Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.: Рудомино, 1991.

· Лосев А.Ф. Самое само // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. – М.: Мысль, 1994. – С. 300-314, 331-335, 384-397.

· Разинов Ю.А. Dasein вещей или о чем может поведать трубка // Вестник самарской гуманитарной академии. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2008, № 1(3). – С.49-63.

· Топоров В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе // Aequinox. М. Книжный сад; Carte Blanche, 1993. – С.70-94.

· Е. А. Торчинов. Вещь и вещность в китайской и европейской философии // Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: Познание запредельного. – СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2005. – С. 85-95.

· Вещи // Социальная философия: Словарь. – М.: Академический проект, 2003 г. – С. 41-44.

Наши рекомендации