Тема 22. АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ Г.ГЕГЕЛЯ

Методические указания

Работу следует посвятить анализу наиболее значительного произ­ведения Г.Гегеля "Феноменология духа", где раскрывается принцип абсолютного идеализма. Постарайтесь вникнуть в суть проблемы: разберитесь в тождестве субъекта и объекта с точки зрения Гегеля, покажите движение индивидуального сознания к отождествлению с абсолютным "Я", то есть с общечеловеческим сознанием, что возможно лишь путем поступательного развития сознания (Раду-гин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С. 102-113; Исто­рия философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И.Богута. -М., 1995. С. 521). Сознание в своем движении развивается от противоположности с предметом до абсолютного знания, то есть до научных понятий. На этом этапе абсолютного знания развитие сознания останавливается. Обратите внимание на вопрос об отчуждении. Далее сосредоточьтесь на другой важной проблеме в философии Гегеля - логике. Свое логическое учение великий философ изложил, главным образом, в "Науке логики". Логика важна тем, что она рассматривает абсолютную идею в диалекти­ческом развитии. Обратите внимание на принцип триады, который проходит через весь анализ категорий. В заключении раскройте основные категории и законы диалектики (Спиркин А.Г. Фило­софия: Учебник для вузов. - М.,1999.С.158-164).

Заканчивая контрольную работу, оцените вклад В.Г.Гегеля в развитие философской мысли, кратко перечислив все его дости­жения.

Литература

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997. С.96-101.

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С. 185-189.

История философии в кратком изложении: Пер с чега. И.И. Богута. - М., 1995.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. -- М., 1997. С.104-112.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (От романтизма до наших дней). - М., 1997. С.87-94, 98-106.

Спиркин А.Г. Философия. - М., 1999. С. 158-164.

Философский энциклопедический словарь/ Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М., 1983. С. 103-104.

Тема 23. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА

1. Критика идеализма Гегеля и христианской религии.

2. Антропология Л. Фейербаха.

Методические указания

Первым немецким философом, резко критиковавшим систему и метод Гегеля, был Л. Фейербах. Отразите в своей работе эту кри­тику, а начните с разбора его произведения "Сущность хрис­тианства" (Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. - М., 1991. 4.1. С.521-528; Человек: Мыслители прошлого и настоящего о ?го жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М., 1995. С.84-93). Критикуя идеализм своего учителя, он считает, что учение Гегеля есть лишь рациональное выражение теологического учения, а различие лишь в том, что в религии природа сотворена Богом, а в идеализме материальное существо создано нематериальным, то есть абстрактным, существом.

Фейербах - яркий представитель религиозной критики, стремя­щийся показать, что в религии искаженным образом отражен весь человек. Образ Бога для философа - это отчуждение сущности человека; Бог отчуждается от человека. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, ибо это он отнимает у себя. Поэтому Фейербах стремится возродить в человеке чувства самоутверждения и достоинства, что можно сделать только на основе атеистического мировоззрения.

Второй вопрос посвятите анализу философских взглядовЛ. Фейербаха. Объясние, почему его философия получила название"антропологический материализм" (Философский словарь. - М., 1998 ; Краткая философская энциклопедия. - М., 1994), покажите,

что понимает под чувственностью Л. Фейербах. Далее необходимо разобраться в понятии "родовой человек", "родовая сущность" человека.

Литература

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 235-238.

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С.189-192.

Краткая история философии /Под общ. ред. В.Г.Голобокова. -М., 1996. С.417-425.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Новое время) - М., 1994. С. 113-116.

Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. / П.С. Гуревич, В.И. Столяров. - М., 1991. Ч. 2. С.33-40, 521-528.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.164-165.

Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М., 1983. С.716-720.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М., 1995. С.84-93.

Тема 24. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ К.МАРКСА

1. Понятие отчуждения в философии К. Маркса.

2. Принцип практики в марксизме.

Методические указания

В первом вопросе сосредоточьтесь на изучаемом понятии (Фило­софский словарь. - М., 1998) и проанализируйте его. А для этого познакомьтесь с биографией этого выдающегося человека, обратив внимание на 1844 год, когда им была написана работа "Экономико-философские рукописи", в которой он выступает с обоснованием гуманизма, основанного на идее свободной, универсальной творческой сущности человека. Реализации этой сущности, по Марксу, препятствуют различные виды человеческого отчуждения: отчуждение человека от природы, отчуждение от своей собственной "родовой" сущности, отчуждение человека от человека и отчуждение человека от общества. В основе любого отчуждения лежит

отчуждение труда в обществе частной собственности, а преодолеть это отчуждение можно только в коммунистическом обществе. Обратный отчуждению процесс К. Маркс называет процессом присвоения человеком его подлинной родовой сущности, в ходе чего меняется отношение человека к природе и другим людям.

Второй вопрос является логическим продолжением первого, так как на основе концепции присвоения Маркс создает учение об общественной практике и о предметно-практической сущности чело­века. Необходимо разобраться в данной концепции, а поможет в этом следующая литература: Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. - М., 1989. Ч. 2. С.269-285; Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С. 129-137; Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М,, 1995. С. 157-162. Изучив данную литературу, необходимо показать, что именно в труде проявляется специфичность бытия человека; принципиальное отличие человека от животного — в их отношении к материальному миру, природе. Маркс выделяет в деятельности человека два основных момента: опредмечивание и распредмечива­ние. Постарайтесь объяснить эти понятия и подтвердить их понимание примерами.

В заключении контрольной работы покажите роль К. Маркса как философа и социолога в становлении новой философии и идеологии.

Литература

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997. С.230-232.

Блинников Л,В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 162-164.

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С. 227-230; 4.2. С. 269-285.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.107-112.

Лапин И.И. Молодой Маркс. - М., 1986.

Ленин В.И. Крах П Интернационала //Поли. собр. соч. Т. 26. С.209-265.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисло­вие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С.5-9.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С. 90-96: 114-117; 120-127.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. С. 7-544.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

Философский словарь. - М., 1998.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М., 1995. С. 151-171.

Наши рекомендации