Абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля

Г. В. Ф. Гегель (1770–1831 гг.) – выдающийся представитель немецкой классической философии, называя свою философскую систему «Абсолютный идеализм». Абсолютный идеализм Гегеля связан с его стремлением охватить весь универсум, весь духовный и природный мир единым понятием. Таким исходным понятием у Гегеля является «Абсолютная идея». «Абсолютная идея» – это разум, мышление, разумное мышление, есть первоначало или субстанция всего существующего. Критикуя Канта за противопоставление им «вещи в себе», «вещи для нас», за противоположность субъекта и объекта в процессе познания, Гегель из принципа тождества субъекта и объекта.

По мнению Гегеля – реальный мир, природа, человек, общество представляют собой инобытие абсолютной идеи, абсолютного духа. Предмет, явление в такой мере обладают бытием, в такой мере истинны, в какой они воплощают в себе идею. «Бытием обладает лишь то, что представляет собой идею» [1].

В своей философской концепции Гегель повторяет взгляды Платона с его миром идей и реальным миром, как тенью мира идей. Различие между Гегелем и Платоном – в понимании самого мира идей и абсолютного духа. У Платона мир идей вечен, неизменен, совершенен. У Гегеля абсолютная идея, абсолютный дух сам изменяется, развивается.

В своем развитии Абсолютная идея проходит три этапа:

1. Первый этап (логика) – Развитие «Абсолютной идеи» в своем собственном лоне, в сфере чистого, сверхчеловеческого мышления. Через логику раскрывается в виде системы категорий (бытия, небытия, качества, количества и т.д.).

2. Второй этап (природа) – отчуждение абсолютной идеи в природе, где идея выступает «в форме инобытия». Превращаясь в природу «Абсолютная идея», опредмечивает себя, и тем самым, отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей.

3. Третий этап (субъективный дух, объективный дух) – Отчуждение идей себя в обществе, человеческой истории, где «Абсолютная идея» осознает саму через человека и тем самым возвращается к себе.

Студент при подготовке по данному вопросу может воспользоваться источниками [2; 5; 8].

При подготовке к ответу на вопрос о диалектике Гегеля, студент должен обратить внимание на следующие положения:

В «Науке Логики» Гегель не только создает систему взаимосвязанных категорий, но и раскрывает сам механизм развития, формирует три основных закона диалектики, где каждый из них выполняет свою функцию:

1. Первый закон: закон единства и борьбы противоположностей, раскрывает нам причину всего развития. Гегель при характеристике этого закона оперирует категориями: тождество, различие, противоположность, противоречие. Именно в этом законе проявляется знаменитая гегелевская триада: бытие (тезис) – ничто (антитезис) – становление (синтез). Таким образом, Абсолютный дух, развертывает себя в системе категорий, каждая из которых как бы порождается предыдущей и служит для возникновения последующих, а причина развития существования противоречий.

2. Второй закон: закон перехода количественных изменений в качественные, объясняет нам переход от одного качества к другому. Гегель при характеристике этого закона оперирует категориями: качество, количество, свойства, мера, скачок. Процесс развития выступает, как единство количественных и качественных изменений, единство постепенности, непрерывности и прерывности, скачка.

3. Третий закон: закон отрицание отрицания, раскрывает взаимосвязь старого и нового, а также показывает общую направленность развития. Это диалектическая природа представляет собой единство трех основных моментов: преодоление старого; преемственность и развитие; утверждение нового. При этом развитие идет не по прямой и не по замкнутому кругу, а по спирали, когда в результате второго отрицания происходит как бы возврат к начальному состоянию, но на качественно новой основе.

Подводя итог, можно отметить, что Диалектика «является вообще принципом всякого движения, всякой энергии и всякой действительности» [5; 9].

Студент при подготовке по данному вопросу может воспользоваться литературой [2; 6; 8].

При подготовке к ответу на вопрос система и метод Гегеля, студент должен обратить внимание на следующие положения:

У Гегеля Движение Абсолютной идеи, а следовательно, и всего предметного мира, имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг. У Гегеля получается, что высшей формой и концом развития Абсолютной идеи, где она осознает саму себя и весь пройденный ею путь и становится Абсолютным духом, является философская система самого Гегеля. Отныне восходящее движение Абсолютной идеи прекращается и дальнейший процесс движения, может быть, мыслим, как замкнутый (метафизический) круг, простое повторение идеей пройденного пути.

В определенном противоречии с системой находится диалектический метод Гегеля. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Этот метод в философии встречался и до Гегеля, однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму. По словам В. И. Ленина «Диалектика Гегеля – это алгебра любой революции».

Для лучшего усвоения вышеизложенного материала студент может использовать источники [3; 4].

Литература

1. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики : в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель. – М. : Мысль, 1971. – Т. 3. – 760 с.

2. История философии в кратком изложении. – М. : Мысль, 1994. – 510 с.

3. История философии : учебник для вузов / под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2001. – С. 39-43.

4. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс : учебник для вузов / В. А. Канке. – М. : Логос, 2000. – С. 113–117.

5. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 59–63.

6. Миголатьев, А. А. Философия : учебник для вузов / А. А. Миголатьев. – М. : Юнити–Дана, 2001. – С. 136–143, 147–158.

7. Невлева, И. М. Философия : учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Невлева. – М. : РДЛ, 2002. – С. 129–133.

8. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2001. – С. 494–508.

9. Тиме, Г. Пессимизм духа и оптимизм абсолюта (Гегель) / Г. Тиме // Вопросы философии. – 2000. – № 7. – С. 91–104.

Наши рекомендации