Русский космизм как философское направление.

Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достигла философия космизма. Её основоположниками были Вл. Вернадский и К. Циолковский.
Циолковский не считал себя верующим и отвергал наличие двух начал во Вселенной: материального и духовного.
Обращаясь к рассмотрению материи, Циолковский выдвигал три начала или принципа: время, пространство и сила. Эти понятия являются прежде всего «элементами суждений», и оттого они вполне субъективны. Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы, и наоборот.
Главным для Циалковского было учение о монизме материи. Его материя, а значит и атом, оживотворена, действует по законам не только физического, но и психологического мира. По его мнению, нельзя допустить, чтобы чувствительной признавалась только часть Вселенной, т.е. собственно живая материя. Но из этого вовсе не следует, что человек чувствует и познает мир как и всё остальное. Чувствительность Вселенной находит выход в двух измерениях: количественном и качественном. С этой точки зрения, все тела — живые и мертвые — обладают одинаковой по качеству, но различной по количеству степенью раздражительности.
Так как «атом всегда жив», следовательно ему свойственно чувство радости и страдания, более того, к его сущности относится и само «я» — сознание или разум. Разум , основанный на «эгоизме атома», доводится до совершенства в человеческих существах. По мнению Циолковского, разум должен стремиться не только к самосовершенствованию, но и к совершенствованию окружающего мира. Это своего рода суд, но «суд не страшный, а милостивый и выгодный для несовершенных»; ведь после их безболезненного естественного умирания без потомства они впоследствии вновь оживают для лучшей жизни. В конечном счете преобразится не только всё человечество, но и сущность атома, который перестанет источать импульсы несовершенства. Атомы будут соединяться только в . разумных и сознательных существах, либо же в телах, . усовершенствованных разумом.
Фундаментальное открытие Вернадского — осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере.
Биосферу Вернадский определил как область Земли, охваченную живым веществом (совокупностью живых организмов).
Важнейшим признаком разнородности биосферы служит то, что в живом веществе процессы протекают иначе, чем в костной материи, особенно если рассматривать их в аспекте времени. В живом веществе они идут в масштабе исторического времени, в костном — в масштабе геологического.
Первостепенную роль в деле полного заселения биосферы человеком принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанным с этим успехом техники передвижения и мышления, возможностям мгновенной передачи мысли на расстояния. Человечество все более становится неделимым и единым. Всё это свидетельствует о новом переходе биосферы в ноосферу. На этой стадии человечество, как единое целое, охватит весь земной шар и окончательно решит вопрос о лучшем устройстве жизни. Оптимистический идеал ноосферы наводил Вернадского на понятие о новой этике для нового человечества, связанного с научным прогрессом.

42)понятия мир, реальность, и картина мира. Условия формирования картины мира ее изменение. Бытие (существование) — одна из исходных категорий для научного мышления которая трактуется по разному в разное время.
Для материалистов— «бытие» —материальный мир, с которым человечество имеет познание и практику.
«Бытие» у Гегеля — бытие мирового разума.
Религиозное мировоззрение— «бытие Божее».
Все постулаты являются фактами культуры и искусства, но такое нематериальное бытие является объектом веры. При осмыслении единства мира использовалось понятие «материи».
В античной философии стремились найти общую первооснову вещей. Одно из решений античной философии о «кирпичиках» и строении всего мира из них стала основой научного знания вплоть до XX века.
Для материи указывались конкретные характеристики: существование массы, непроницаемость, т.е. предполагалось, что существуют не только неделимые «кирпичики мироздания», но и определенные абсолютные свойства присущие всему мирозданию.
Такая трактовка пережила кризис научной революции начала XX века. При научной революции обнаружилось, что реальный мир многообразен и не существует свойств присущих всем без исключения объектам.
В этот период распространился другой поджод к трактовке материи. Он существует еще с XVIII века, но наибольшее обоснование он получил в марксистской философии.
Суть его в том, что в основу категории материи, в основу осмысления единства мира были положены субъективно — объективные отношения, взятые в наиболее общей форме. Поскольку мир бесконечно многообразен, то оценить его можно относительно нашего сознания («материя — данная реальность через ощущения»).
Она указывает на многообразие мира и является антидогматической. В принципе возможно определить материю как бесконечную совокупность объектов, способную проявлять себя во взаимодействии.
Способность объекта отражаться в сознании, есть частный случай проявления общей характеристики реального бытия. При этом материальный мир оставаясь бесконечно многообразным обнаруживает некоторое внутреннее единство. Это единство проявляется в том, что все объекты при определенных условиях вза им оп ре вращаются друг в друга.
Взаимодействуя объекты производят изменения друг в друге, поэтому мир взаимодействующий объектов это изменяющийся мир и вся совокупность происходящих изменений в философии обозначается понятием движения.
Реальное движение материально, так как это является процессом изменения материального мира. Движение абсолютно в том смысле, что она существует всегда, так как нет изменения объектов и оно бесконечно многообразно. Движение объективно противоречиво, ибо любой объекг одновременно и «прибывает» и « изменяется». Всеобщее взаимодействие и изменчивость есть важнейшая характеристика «бытия».
На протяжении XX века картина мира претерпела глубокие изменения. В классической науке мир представлялся как построенный:
1. из неизменных кирпичиков;
2. на однозначных причинных связях.
Мир представляется гигантской машиной и одно из следствий такого взгляда, это неспособность мира к саморазвитию, нет случайностей, нет человеческой свободы.
Пересмотр этой картины мира потребовал уточнения или изменения традиционных философских категорий, в которых отражены общие связи.



Наши рекомендации