Что такое пространство для человека

В современной философии трактовка понятия «пространство», как и понятия «время», еще во многом зависит от физической картины мира. Кроме того, что пространство и время являются формами существования материи, надо сразу уяснить, что простран­ство — это не некое вместилище тел, ведь тогда бы оно обладало самостоятельным существованием вне материи. Это и не протяжен­ность, как считали древние.

ПРОСТРАНСТВО выражает порядок расположения одно­временно сосуществующих объектов.

Движение материи изменяет ее пространственные формы. Это достаточно хорошо показано в теории относительности. Исследова­ния Бутлерова и Федорова обнаружили зависимость пространствен­ных форм от физической природы материальных тел, обусловлен­ность пространственных форм строением материальных объектов.

Но в таком случае человек, как представитель всех структурных уровней материи, обладает разнообразными пространственными ха­рактеристиками. Этот факт в науке осмыслен еще не до конца и при рассмотрении данного вопроса необходима достаточно высокая сте­пень обобщения.

Во-первых, человек обладает всеми пространственными характе­ристиками физических тел. Что это значит? Рост, вес, артериальное давление, скорость передвижения — все это вписывается в рамки физических законов, действительных для любого материального объ­екта. И все эти характеристики у человека строго индивидуализиро­ваны. Можно сказать, что каждый человек отличается от другого своей пространственной определенностью. Более того, люди могут взаимодействовать друг с другом только благодаря тому, что имеют разные пространственные характеристики.

В медицине врач постоянно должен учитывать пространственные характеристики пациента, хотя мало кто отдает себе в этом отчет. Например, при назначении медикаментозного лечения определен­ные дозы лекарственных препаратов назначаются в расчете на кило­грамм веса тела пациента.

В фармакологии хорошо известно, что изменение геометрического пространства молекул препарата придает им иные функциональные свойства. В основе этого лежит изменение пространственного взаимо­действия молекул препарата с соответствующими рецепторами.

Например, существует два стереоизомера эфедрина. Один из них оказывает психостимулирующее и бронхолитическое действие, а другой лишен всех этих физиологических эффектов.

Многие болезни бывают связаны с изменением физических про­странственных характеристик. Так, увеличение веса тела, как извест­но, может быть поводом к проявлению гипертонической болезни, обменного артрита, дискинезии желчевыводящих путей и т. п.

И, наоборот, изменения в гомсостазисе приводят к изменению пространственных характеристик. Так, известно, что люди, бросив­шие курить, быстро набирают вес. Применение анаболиков дает «всплески» роста мускулатуры т. д. В акушерстве пространственные характеристики плода иногда бывают решающими для его жизнеспо­собности. В стоматологической практике учет физических простран­ственных характеристик является непременным условием успешного лечения, особенно это касается ортопедической стоматологии.

Мы уже не говорим об областях, косвенно связанных с медици­ной, где изменение физических пространственных характеристик тела может быть жизненно важным для социального статуса личнос­ти. Так, ампутация конечностей, пересадка органов, слишком боль­шой или слишком маленький рост значительно суживают социаль­ные перспективы человека. В старой России существовала даже «шкала роста» — людей ниже 162 см в армию не брали. В спортивных единоборствах всегда существовало деление по пространственно со­вместимым категориям (борьба, бокс, тяжелая атлетика).

Таким образом, физическое пространство является для человека индивидуально-образующим фактором. Но ведь человек еще и пред­ставитель животного мира, следовательно, он существует не только в физическом, но и в биологическом пространстве.

Что такое биологическое пространство ? Понятие биологического пространства несколько непривычно, но мы постоянно пользуемся его характеристиками в оценках человека. Это прежде всего то, что называется средой обитания. Строго говоря, микробиологическое про­странство — это биосфера.

Даже вырываясь за пределы Земли, человек вынужден брать с собой «биосферу в миниатюре», поскольку может существовать только в ее пространственных координатах. Типичный пример — космические по­леты.

Некоторые ученые полагают, что макробиологическое простран­ство для человека — это не биосфера, а ноосфера, т. е. та часть биосферы, которая испытала антропогенное влияние. Такая точка зрения больше соответствует современным научным представлениям о пространстве, тем более что она согласуется с тезисом о возмож­ности изменения человеком своих пространственных характеристик.

Типичный пример — изменение климата (посадка деревьев, осушение болот, гидромелиорация и т. д.) и микроклимата (озонаторы, кондици-

онеры и т. п.). Само строительство жилищ разной архитектуры есть изменение человеком своего жизненного пространства.

Что же касается микробиологического пространства, то речь может идти прежде всего о генотипе, который «задает» параметры индиви­дуальной жизни. Наследственные признаки — это тот предел, кото­рый человек не может перейти.

Можно возразить, что существует медицинская практика измене­ния пола. Но известно, что трансвертисты не дают потомства. Искусственное изменение пола обрывает генетический путь.

Представление о генетическом пространстве человека, как ни странно, сформировалось задолго до возникновения генетики, у наших предков. Вспомним, что первым социальным табу было требо­вание, основанное на необходимости сохранения генетического про­странства, а именно — запрет инцеста. Сейчас мы на основе данных науки можем доказать положение о том, что при кровосмешении генетическое пространство стремится к нулю, то есть данному дему грозит вырождение. Но древние люди ничего этого не знали, однако уже умели охранять свое генетическое пространство.

Представления о том, что есть генетическое пространство для человека, заложены в одном-единственном русском слове семья — «семь Я». Здесь фактически отражен закон передачи наследственной информации, когда наследственные признаки могут «прыгать» через поколение (но не через два).

СЕМЬЯ

БабушкаДедушкаБабушкаДедушка

МамаПапа Я

Очень болезненным является вопрос о несовместимости генети­ческого пространства людей при вступлении в брак. По сути дела, это означает, что они могут дать неполноценное потомство.

Так, если у женщины по материнской линии в роду были шизофрения или гемофилия, то существует реальный риск для потомства. Если у мужчины в роду по материнской линии были те же заболевания, риск равен среднестатистическому.

К этому вопросу можно подходить по-разному. С одной стороны, генетическая консультация перед зачатием позволила бы избавить от страданий и родителей, и их будущих детей. С другой стороны, любые принуждения или запреты в этой области прямо ведут в объятия евгеники. Но этот вопрос уже не относится к биологическим харак­теристикам непосредственно.

Да и неверно было бы ограничивать бытие человека только физическим и биологическим пространством. Тем и отличается он



от животного, что обладает характеристиками социального простран­ства.

Что такое социальное пространство для человека? Это совокуп­ность социальных связей личности. В принципе, каждый человек сам воспроизводит свое социальное пространство. Чем больше вы можете себе позволить, живя в обществе и не ссорясь с ним, тем оно больше. Естественно, чем шире круг друзей, родственников, сослуживцев — тем обширнее социальное пространство. Но здесь есть одна сложность, которая многим «мешает жить». Это вопрос о возможности расширения своего социального пространства за счет других людей.

Совокупное социальное пространство можно представить как континуум (общество). Внутри него, а правильнее сказать — состав­ляют его локализованные индивидуальные пространства. Как клетки в живой ткани. В зависимости оттого, насколько свободно чувствуют себя люди в этом мире — насколько развиты у них наука, техника, искусство, — настолько возможно расширение этого пространства. Так, в период до неолитической революции, когда люди жили собирательством, замкнутые в собственном племени, социальное пространство почти отождествлялось с территорией, которая их кормила и поила. Оно было узким и уязвимым.

Когда человек перешел к оседлому образу жизни и сам стал создавать на земле то, что ему было нужно (растения, животных, жилища и т. п.), его социальное пространство расширилось. После промышленной революции, когда появились принципиально новые виды транспорта, связи, источники энергии, произошел новый ска­чок в расширении социального пространства. Сейчас мы переживаем очередную революцию, связанную с появлением атомной энергии, компьютеров, лазера, биотехнологий и так далее. Это значит, что в социальном пространстве опять произошли изменения. Вывод здесь может быть только один:

Макросоциальное пространство расширяется за счет внутренних возможностей человека.

В основе изменения макросоциального пространства лежат изме­нения индивидуальных пространственных характеристик. Человек отличается от животных расширенным воспроизводством своих по­требностей. Как только он удовлетворит одну потребность, на ее место тотчас приходит другая. Человеку всегда мало того, что он имеет, и это хорошо. Если бы люди вдруг стали всем довольны, человечество незамедлительно вымерло бы.

Получается, что каждый человек потихоньку помогает человече­ству развивать свои возможности, становиться сильнее. Но сами мы этого не замечаем, потому что время индивидуальной жизни несоиз­меримо с историческими эпохами. А что же происходит в этой самой индивидуальной жизни?

Поскольку макросоциальное пространство предстает для человека как континуум, то расширить свои индивидуальные возможности оказывается реальным... за счет других людей. Первый очевидный факт такого рода — замещение выбывающих членов общества. Функ­ции тех, кто умирает, принимают на себя тс, кто живет. Это — конечный результат довольно длинной цепочки замещения одних людей другими. Попробуем се проследить.

Первый шаг в расширении своего жизненного (здесь — соци­ального) пространства — это обучение. Ребенок поступает в пер­вый класс школы, но он имеет такую возможность только тогда, когда в этой самой школе состоялся выпускной вечер и одиннад­цатиклассники сделали очередной шаг в своей карьере. Выпускник поступает в вуз — еще один шаг, но опять на освобожденное кем-то место. Молодой специалист поступает на работу, но с этой же работы кого-то провожают на пенсию. Вот такие примерно заме­щения происходят в четко ограниченных рамках — от рождения до смерти.

Но если бы все изменения индивидуального социального про­странства укладывались в такую схему, человечество напоминало бы хорошо смазанный механизм, не способный к развитию. Потому что развитие начинается тогда, когда нарушается равновесие. И в жизни люди часто претендуют на места, которые заняты другими, повинуясь врожденному стремлению к расширению своего жизненного про­странства. Классическим примером здесь является борьба за поли­тическую власть.

Два кандидата на один государственный пост. Каждый стремится расширить свое, в данном случае политическое, пространство. За счет другого. Кто-то победит на выборах, кто-то проиграет. Политическое пространство проигравшего сужается, это может сказаться и на других пространственных характеристиках — неудачливый кандидат может растерять свои социальные связи, доходы, здоровье.

Аналогичная история может приключиться и в отношении инди­видуального экономического пространства (оно также является со­ставной частью социального). Размер доходов строго определяет рамки этого пространства. Потратить больше, чем заработал, зна­чит, расширить свое экономическое пространство за счет другого. Деньги можно занять, но тогда придется отдавать. Их можно украсть, но тогда их, скорей всего, отберут вместе со свободой. Как тут не вспомнить известный тезис — «За все в жизни надо платить»:

За деньги мы расплачиваемся работой.

За власть — одиночеством.

За рождение — смертью.

И получается, что, расширяя какие-то параметры своего социаль­ного пространства, мы одновременно ограничиваем другие. Причем общество строго следит, чтобы границы индивидуальных про-





странств не нарушались. Оно издаст законы, требует соблюдения моральных и религиозных норм, вводит экономические санкции, содержит армию и тюрьмы. Отбор людей, которые имеют право на расширение своего социального пространства за счет других, очен ь жесткий. Фактически, отбираются те, кто можете этим простран­ством управиться, то есть использовать его не во вред другим, а на пользу.

Соотношение макро- и микросоциального пространства также очень четкое. Только расширение макросоциальною пространства может обеспечить бесконфликтное расширение индивидуальных социальных пространств. В обыденном сознании это правило имеет давно известную форму: в развитых странах люди живут лучше.

Как видим, проблема социального пространства имеет не только онтологический смысл. По мере углубления в нее вес яснее заявляют о себе ценностные компоненты. В рассуждениях о социальном пространстве нельзя игнорировать двухсубстанциональную природу человека. Сознание играет в его формировании большую роль, поэтому так трудна для понимания динамика его изменений. Но мы ведь еще не знаем, что такое сознание, поэтому завершим наши размышления о социальном пространстве положением, которое будет обосновано в дальнейшем.

Существует один-единственный вариант, когда человек, расши­ряя свое социальное пространство за счет другого, позволяет ему также расширить свою жизненную сферу. Этот единственный вари­ант — соединение людей в любви. Когда один человек любит другого (это могут быть самые разные виды любви), он как бы присваивает его, включает его пространственные характеристики в свою жизнен­ную сферу. Но объект любви ничего не теряет от этого, наоборот. Его «среда обитания» также расширяется. Люди реализуют себя друг в друге. Приращение бытия — так это называется в философской антропологии.

Все виды пространственных характеристик человека тесно свя­заны между собой. В принципе, выделение физического, биологи­ческого, социального пространства возможно только теоретичес­ки. На самом деле изменение биологического пространства (на­пример, болезнь) автоматически ведет и к изменению социального пространства (в данном случае — снижение работоспособности), и к изменению физического пространства человека. Поэтому надо помнить, что любое врачебное вмешательство влияет на все без исключения пространственные характеристики человека. Чаще всего изменение индивидуального пространства не является необ­ратимым. Но оно тесно связано с другими параметрами человечес­кой жизни — с временными характеристиками. А вот их изменение необратимо всегда.


Наши рекомендации