Особенности эллинистической психологической мысли (Киники, эпикурейцы, стоики)

Киники: для достижения блага жить следует подобно собаке, то есть, сочетая в себе простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям, умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя, верность, храбрость.

Стоики: объявили войну аффектам, усматривая в них «порчу разума», поскольку они возникают в результате неправильной деятельности ума. Удовольствие и страдание – ложные суждения о настоящем, желание и страх – столь же ложные суждения о будущем. От аффектов следует лечить, как от болезней. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений (как положительных, так и отрицательных) способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг и сохранять внутреннюю свободу.

В этике стоицизм близок киникам, не разделяя презрительного отношения последних к культуре. Все люди – граждане Космоса как мирового государства, стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное действие является самосохранением и самоутверждением, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки – это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Необходимо развивать свою личность в противовес всему внешнему, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. Стоики выделяют 4 вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением. Все вещи стоики делят на благо, зло и безразличие. Предпочитать стоит вещи, сообразные с природой.

Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы полагали, что для счастливой жизни человеку необходимо отсутствие телесного страдания, невозмутимость души, дружба. Главный принцип – удовольствие как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничивать лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям.

Неоплатонизм (Плотин)

Неоплатонизм – идеалистическое направление античной философии 3 – 6 вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Это завершающий период в истории античного платонизма. Началом неоплатонической философии считается учение Плотина (204–269). Характерными чертами неоплатонизма являются учение об иерархически устроенном мире, порожденным от запредельного ему первоначала, особое внимание к теме «восхождения» души к своему истоку, разработка практических способов единения с божеством (теургии) на основе языческих культов, в связи с этим устойчивый интерес к мистицизму, пифагорейской символике чисел. К школе Плотина в Риме принадлежали Амелий и Порфирий. Уже в этот ранний период были разработаны основные понятия неоплатонической системы: Единое превыше бытия и мышления, оно может быть познано в сверхразумном выходе за пределы дискурса (экстазе); в переизбытке своей мощи Единое порождает путем эманации, т.е. как бы излучая, остальную реальность, представляющую собой последовательный ряд ступеней нисхождения единого. За единым следуют три ипостаси: бытие-ум (содержит в себе все идеи), мировая душа (обращенная к уму) и видимый космос (порождаемый, душой). Внизу мировой иерархии – бесформенная и бескачественная материя, провоцирующая всякую высшую ступень к порождению своего менее совершенного подобия. Система Плотина была изложена им в ряде трактатов, изданных после смерти Плотина Порфирием под названием Эннеады. Зафиксированная в Эннеадах антиаристотелевская позиция Плотина в дальнейшем развитии неоплатонизма сменяется признанием роли Аристотеля как последователя Платона, философия Аристотеля, в особенности его логика, понимается как введение в философию Платона. Начиная с Порфирия, в неоплатонизме начинается систематическое толкование сочинений Платона и Аристотеля.

У Порфирия учился Ямвлих – основатель Сирийской школы неоплатонизма. Двумя основными школами позднего неоплатонизма были Афинская и Александрийская.

Неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие средневековой философии и теологии. Разработанный в школе понятийный аппарат, учение об устремленности к нетленному и вечному были переосмыслены и вошли в контекст христианского богословия, как на Востоке (каппадокийцы), так и на Западе (Августин).

Наши рекомендации