Эллинистическая философия (эпикурейцы, скептики, стоики, киники)

В развитии философии после Аристотеля выступают совершенно новые черты по сравнению с предшествующим этапом ее развития. В первую очередь происходят изменения в понимании задач и целей самой философии: стремление строить универсальные системы знания, объясняющие что есть и как существует мир, уступает место вопросам частной жизни и морали. В фокусе внимания оказывается проблема счастья, которое понимается не как сумма положительных благ, а как нечто отрицательное, как невозмутимость, отсутствие всего того, что могло бы нарушить спокойствие индивида. На философскую сцену выходят эпикурейцы, скептики и стоики.

Эпикур (342/341-271/270) и его последователи перерабатывают атомизм Демокрита, наделяя атомы способностью самопроизвольно отклоняться при движении на небольшой угол по отношению к первоначальному, благодаря своей тяжести. Это самоотклонение атома является минимальным проявлением свободы, которым обладает все в мире и особенно человек. Почему же обладающий свободой человек не счастлив? По мнению Эпикура, виной всему страх смерти. Критерий счастья – чувство удовольствия. Следовательно, благо – то, что порождает удовольствие, зло – то, что порождает страдание. Познание имеет целью освободить человека от невежества и суеверия, страха перед богами и смертью, без чего невозможно счастье.

Основатель скептицизма – Пиррон (365-275) – утверждал, что философ – это тот, кто стремится к счастью. Счастье же состоит исключительно в невозмутимости и отсутствии страдания, в достижении душевного спокойствия (атараксии). Скептики продолжают традицию софистов и указывают на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий. Источник несчастья в наших убеждениях, представлениях о должном. Если же воздерживаться от суждений об истинной природе вещей, то мы достигнем состояния невозмутимости, т.е. высшей степени доступного философу счастья.

Стоицизм был весьма популярным направлением. Его основателем был Зенон из Китиона (336-264), а виднейшими деятелями – Люций Анней Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Стоики разрабатывают учение о строжайшей необходимости, по которой все происходит в мире, сочетая его с идеей совершенства и целесообразности мира, в котором все его части определяются целым. Для стоиков необходимость (рок, судьба) непреложны, избавление от нее просто невозможно. Судьба ведет тех, кто добровольно ей повинуется, и насильственно тянет того, кто неразумно противится. Жить нужно сообразно природе и для этого руководствоваться разумом. Счастье состоит в свободе от страстей и спокойствии духа, достигаемого благодаря познанию общего детерминизма в мире.

Неоплатонизм

Формирование неоплатонизма приходится на III-IV вв. н.э. Наиболее яркая фигура – Плóтин. Данная школа стремилась к синтезу двух величайших систем философии – платонизма и аристотелизма, в результате чего дала нам учение об эманации, т.е. «истечении», переходе от высшего, абсолютного бытия (Единого) к все более и более низшим его формам, однако предполагающего возможность возврата обратно, к высшему началу. Неоплатоники выдвинули идею о триаде Единое-Ум-Душа как организующем начале, где Единое (Благо) является объединяющим началом, Ум (Нус) – тем, что несет упорядоченность в мир, организует его, Душа – воплощение различных форм бытия. Источник данной идеи – платоновское учение об эйдосах. Ее содержание вместе с учением об эманации обеспечили подготовку восприятия идей христианства, например, о триединстве Бога, каждая из ипостасей которого выполняет свою функцию, аналогичную функциям Ума и Души, или о грехопадении человека, которое может быть искуплено, и человек сможет вернуться в Град Божий.

Тема 4. Средневековая философия и философия эпохи возрождения

План

1. Общая характеристика средневековой философии

2. Патристика. Августин Аврелий

3. Схоластика. Фома Аквинский

4. Общая характеристика философии эпохи Возрождения

5. Гуманизм эпохи Возрождения

6. Социально-политические учения

7. Натурфилософия (пантеизм)

Самостоятельная работа по теме 4

Учебная литература:

· Философия. Курс лекций: учеб. Пособие / Под ред. В.П. Горюнова. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 47-70.

· Киселев А.И. Курс лекций по философии. – СПб., 2010. С. 47-81.

Наши рекомендации