Особенности российского правосознания и российской правовой культуры.
Особенности национального правосознания и правовой культуры тесно взаимосвязаны, имеют общие исторические предпосылки, проявляются в сходных явлениях, поэтому имеет смысл рассмотрения их в совокупности.
Все особенности я классифицировал следующим образом. Проанализировав научные работы, я выделил основные особенности и их предпосылки и всё это разделил на три группы. Первая – причины и предпосылки – исторические события и особенности государственного строя, политики, режима, повлиявшие на современное правосознание и правовую культуру.
Вторая – исторически сложившиеся – особенности, берущие своё начало из глубины веков, зародившие наши многовековые традиции и обычаи.
Третья – современные особенности – эта группа является следствием первых двух, плодами исторических событий и устоев. Всё это не могло не отразится на нашей современной жизни.
Я постарался систематизировать все особенности, но моя классификация, естественно, является условной, её целью не является чёткое разграничение, она призвана для создания боле ясной картины в изучение данного вопроса. Помимо выделенных мной в список, существует множество прочих предпосылок и особенностей, различных повлиявших на нашу правовую культуру факторов, я решил выделить основные и наиболее часто упоминающиеся особенности. И так:
Причины и предпосылки:
1) Необоснованно жесткая политика государства.
2) Длительная эпоха подавления прав и свобод личности.
3) Ускоренное создание гражданского общества, создавшее ряд серьёзных трудностей.
4) Страна в стадии переходного, противоречивого и болезненного периода.
5) Отсутствие зрелых предпосылок создания гражданского общества.
Исторически сложившиеся особенности:
1) Многовековое общинное сознание, стремление к соборности.
2) Пренебрежительное отношение к закону, при не менее очевидном уважении к порядку.
3) Постоянное стремление к «воли», свободолюбие.
4) Примат милосердия, над юридической справедливостью.
5) Парадоксальность, противоречивость и многогранность.
6) Неприятие формализма.
7) Ведущая роль государства в историческом развитии.
Современные особенности:
1) Юридическая неграмотность.
2) Низкий уровень жизни большого числа жителей России.
3) Низкая правовая культура должностных лиц.
4) Низкий уровень нравственной культуры как фактор, влияющий на правосознание в том числе.
5) Высокий уровень правового нигилизма, как следствие всего вышеизложенного.
Разберём подробнее особенности российского правосознания и правовой культуры и их предпосылки. Для этого обратимся к исследованиям различных теоретиков права.
К сожалению, в российской истории в течение длительного периода времени не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры. Многовековой период монархии, характеризуемый бесправием человека в обществе; советская власть, декларирующая принципы демократии и равенства, но реализующая авторитарный режим – всё это формировало в сознании личности не только глубокое, устойчивое, негативное отношение к праву, но и его внутренне отторжение, отрицание, как нечто второстепенное, надстроечное. Официальная доктрина советского государства – марксистко-ленинская теория о базисе и надстройке, определяющая право, как вторичное явление по отношению к экономическим отношениям - привела к девальвации моральных ценностей, глубокому духовном кризису подавляющей части населения страны. Поэтому сегодня, несмотря на позитивные тенденции, уровень правовой культуры повышается очень медленно, отстаёт в сопоставимых показателях от уровня наиболее развитых демократических стран[1].
Современное российское общество переживает период радикального изменения сложившейся правовой культуры, взаимоотношений государства и личности. Налицо явная инерционность процессов обновления общественного сознания, медленная смена стереотипов мышления и поведения людей.
Отсутствие зрелых предпосылок формирования гражданского общества, криминализация различных социальных сфер и массовая ориентация людей просто на физическое выживание тормозят развитие правовой культуры.
Многие ожидания граждан России, возлагавшиеся на реформы последних лет, не оправдались. И прежде всего по тому, что эти преобразования были инициированы и осуществлялись не столько по волеизъявлению «снизу», сколько по воле «демократической» номенклатуры. Поэтому вместо гражданского общества как области обособленных от власти частных интересов и правового государства как представителя общего начала и выразителя общей воли мы видим преобладание в социально-политической сфере коррупции. Население оказалось не подготовленным к тому, чтобы воспользоваться появившимся шансом, построить гражданское общество[2].
Гражданское общество и новая правовая система в России создавались в ускоренном темпе, это привело к ряду непредвиденных трудностей. Прямые заимствования и использование западных моделей оказались не всегда эффективными, а иногда даже вредными в нашем случае, это также обусловлено российским своеобразием правовой культуры.
По мнению многих учёных, ведущая роль в историческом развитии российского общества принадлежит именно государству. Роль государства в России во всех сферах общественной жизни значительно больше, чем на западе. Само по себе это является важнейшей исторической особенностью. История России наглядно показывает, что государство здесь должно характеризоваться, хотя и в определённой степени, но самодостаточностью, так как именно оно(а не общество само по себе) является здесь главным фактором исторического развития[3].
Особенности русского правосознания очень тесно связанны с особенностями национального менталитета, поэтому среди основных особенностей правосознания и правовой культуры я выделил некоторые элементы, которые коренятся именно в русской ментальности, такие как милосердие, неприязнь к формализму, противоречивость. Многие исследователи в своих трудах обращают особое внимание на последний элемент. Русский менталитет определяют как набор различных противоречивых качеств, тем не мене состоящих в совокупности.
Это и объясняет, одну из ярчайших, исторически сложившихся особенностей нашей правовой культуры и правосознания, - парадоксальность. Она заключается в правовых феноменах российского общества, порой с виду не объяснимых. Но если основательнее подойти к этому вопросу, то всё встаёт на свои места. Рассмотрим пример противоречивость, затрагивая при этом другие особенности.