Семинар 16.2. Философия о сущности правосознания и правовой культуры

Цель занятия:

философское осмысление правосознания и правовой культуры, выявление их исторических особенностей на Западе и в России.

План

1. Правосознание и правовая культура как предмет философского анализа.

2. Категории, определяющие своеобразие западноевропейского правосознания.

3. Категории, определяющие своеобразие российского правосознания.

4. Философские проблемы современной российской правовой культуры.

Темы докладов

Понятие правосознания: основные подходы.

Проблема соотношения правового, политического, религиозного и нравственного сознания.

Понятие правовой культуры: основные подходы.

Феномен правового нигилизма.

Особенности права и правосознания на Западе.

Особенности права и правосознания на Востоке.

Особенности права и правосознания в России.

Методические рекомендации

По первому вопросу.Дайте определение правосознания и правовой культуры. Правовая культура общества обеспечивает производство и воспроизводство права и практики его применения, эффективность юридического образования, развитие правовой мысли, сохранение и приумножение правовых ценностей. Под «культурой» в данном случае понимается система ценностей, служащая средством индивидуальной и групповой идентификации людей. Она выступает в качестве совокупности специфических параметров, отличающих одну группу от другой. Правовая культура общества проявляет себя в форме культурных групп, члены которых идентифицируют себя на основе принадлежности к определенной группе, а сама группа – на основании системы ценностей. Правовая культура личности – это знание, понимание и осуществление требований права в жизнедеятельности человека. Она предполагает правовую образованность, потребность соблюдать законность и правопорядок, формировать сознательное отношение к действующему праву. Развитие правовой культуры общества должно учитывать формирование правовой культуры индивида. Уровень ее определяется уровнем правосознания, масштабом и глубиной юридического образования в обществе, профессиональной подготовкой юристов, степенью развития юридической науки, правового мышления. Идея права представляет собой фундаментальную ценностную основу современной цивилизации. Однако в мире существует и взаимодействует множество разных культур. Подумайте: есть ли идеальные конструкции, из которых выведено право, единые для всего человечества, или они зависят от особенностей того или иного культурного мира?

По второму вопросу. Своеобразие сущности западноевропейского правосознания и правовой культуры отражено в совокупности таких системообразующих категорий-идей, как свобода, равенство, справедливость, правовой закон, естественное право, гражданское общество. Западноевропейская правовая культура формировалась постепенно. После падения Римской империи и до конца ХI в. юридические правила и процедуры, применявшиеся в правовых укладах Европы, и светских, и церковных, практически не вычленялись из обычаев общества и его политических и религиозных установлений в целом. Существенное влияние на западноевропейскую правовую культуру оказало римское право, которое считали идеальным законом, сводом правовых идей, образующих совершенную систему, и именно в его терминах начали описывать современные, прежде неклассифицированные, правовые проблемы, именно по его нормам начали отправлять правосудие. Западная правовая культура имеет также определенные религиозные основания, поскольку христианская церковь интегрирована в социальную, экономическую и политическую жизнь общества.

По третьему вопросу. Российская правовая культура представляет собой сложное и противоречивое явление, поскольку в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русская культура не может быть однозначно отнесена к европейской или азиатской. Часто для обозначения этого феномена используют термин «евразийская культура». Основной особенностью русского общественного сознания вообще и правосознания в частности на протяжении веков являлся этикоцентризм, т. е. подчинение права более высоким – нравственным и религиозным – ценностям. Своеобразие российского правосознания и правовой культуры выражено в таких системообразующих идеях-категориях, как, правда, милость (милосердие), служение, страданиеи т.д. Основанием для выделения их и сопряженных с ними категорий является признание религиозно-нравственных доминант в российском общественном сознании. Эти идеи получили свое развитие в правовой идеологии российского консерватизма, которые опираются на идеи Н.М. Карамзина, И.В. Киреевского, М.Н. Погодина, Ю.Ф. Самарина, И.С. Аксакова, М.Н. Каткова, К.П. Победоносцева, К.Н. Леонтьева, Л.А. Тихомирова, И.А. Ильина.

По четвертому вопросу. Обратите внимание на то, что современная российская правовая культура характеризуется определенным эклектизмом, поскольку в ней сочетаются как консервативные, так и либеральные аспекты. Для российского консерватизма характерен аксиологический традиционализм, выражающийся в апологетизации социокультурной традиции, а также тесная связь с религиозным миросозерцанием. Консервативное обоснование права апеллирует в основном к двум главным положениям, Во-первых, это жесткое подчинение права нормативным принципам религии. По мнению консерваторов, секуляризованное государство, поощряя разрыв правосознания своих граждан с религиозным миросозерцанием, порождает деморализацию и деградацию государственного строя. Во-вторых, право воспринимается компонентом традиционного социально-политического устройства, «внешним» стражем порядка, «изнутри» охраняемого традицией. Следует выделить и особенности, которые присущи либеральным философско-правовым взглядам в России. Российский либерализм был связан с идеей социального государства. Так, Б.А. Кистяковский защищал идеи неотчуждаемости прав и свобод личности, правовой государственности, сочетая эти идеи с принципами социальной справедливости и общественной солидарности. Идеи социального государства были также характерны для В.С. Соловьева, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина. Покажите, в чем заключается особенность их либеральных идеалов? Обратите внимание на нравственный аспект учения о социальном государстве. Объясните, почему Соловьев подчеркивал «нравственную необходимость государства». Какова роль либеральных идей в современной России?

Следует отметить возрастание роли правовой культуры сотрудников полиции в условиях реформирования современного российского общества. Формирование специалиста не сводится только к овладению знаниями, но всегда предполагает оценку окружающей действительности, опирающуюся на жизненные установки личности. Сами же эти установки определяются духовной культурой личности, формирование которой происходит на основе философского осмысления мировоззренческих и методологических принципов познания, деятельности и оценки. Сложный характер правового мышления специалиста предполагает комплексный подход к его формированию, тесную взаимосвязь всех изучаемых в юридическом вузе общественных, юридических и специальных дисциплин, единство теоретического осмысления научных данных и социальной практики, органической связи социальной теории с современными проблемами правоохранительной практики.

Наши рекомендации