Тема: Наука в историческом измерении.

1. Наука как предмет гносеологии от античности до современности. Основные гносеологические концепции науки: классическая и неклассическая.

2. Возникновение науки и основные этапы ее развития. Наука как свободное искусство античности. Созерцательный концепт науки в средневековье. Наука как опытное знание в эпоху нового времени. Неклассический и постнеклассический этапы развития науки.

Коллоквиум на тему: «Базовые концепции философии науки.

Проблемы общей методологии».

Тексты для анализа и обсуждения:

1. Поппер К. Логика и рост научного знания // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв. ред. Л.А. Микешина. М., 2005. С. 343-351. или Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 236-239, 439-447. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 томах. Т. 1. М., 1992. С. 29-33.

2. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв. ред. Л.А. Микешина. М., 2005. С. 392-399. или сборник: Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. С. 273-275, 322-329.

3. Кун Т. Структура научных революций // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв. ред. Л.А. Микешина. М., 2005. С. 400-408. или сборник: Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. С. 34-36, 49-51, 65, 77-78, 129-130, 134-135, 196-197, 241-241.

4. Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв. ред. Л.А. Микешина. М., 2005. С. 415-418. или Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 160-165.

Примерный круг вопросов для обсуждения:

Каковы характеристики эмпирической науки с точки зрения Поппера? Каковы возможности и достоинства принципа фальсификации в определении истинности и объективности научного знания в сравнении с индуктивной концепцией достоверности законов природы?

Какова аргументация Поппера в пользу концепта «эпистемологии третьего мира», насколько логика философа кажется Вам обоснованной и стройной?

Как понимается объективность научного знания в философии Поппера?

В чем заключается суть критики Поппера и Куна по проблемам методологии науки со стороны Лакатоса?

Какое понимание научной истины выражает методология научно-исследовательских программ Лакатоса?

В чем смысл и какова связь отрицательной и положительной эвристики в философии науки Лакатоса?

Каково место и роль «аномальных знаний», опровержений в развитии научных исследований у Лакатоса и Куна?

Каково понимание и статус «объективной реальности» в философии науки Лакатоса, Поппера, Куна?

Какой смысл и ценность вкладывает Кун в понятия нормальной науки, парадигмы, научной революции, и какова их взаимосвязь?

Как Вы думаете, в чем заключается продуктивный смысл в понимании науки как системы проблем и головоломок в отличие от концепта науки как системы позитивных знаний о мире (кумулятивный взгляд)? Объясните и обоснуйте свое мнение.

В чем позитивный смысл научный революций по Куну, каковы судьбы старого и нового научного знания?

Какое место и функции выполняют образцы в дисциплинарной матрице науки, с точки зрения Куна?

Как можно растолковать тезис «теоретической нагруженности факта» в концепции эпистемологического анархизма Фейерабенда?

Какой продуктивный смысл Вы можете выделить в тезисе «несоизмеримости теорий» Фейерабенда?

Как рассматривается проблема расхождения теории и фактов в философии науки Поппера, Лакатоса, Куна, Фейерабенда?

Литература

Вебер М. Исследования по методологии науки. М., 1980.

Капра Ф. Смена парадигм и сдвиг в шкале ценностей // Один мир для всех. М., 1990.

Косарева Л.М. Коперниканская революция: социокультурные истоки. М., 1991.

Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. (любое издание)

Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ. (любое издание)

Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценностное и научное понимание. М., 2001.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М. 2001.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб. 1998.

Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. (любое издание)

Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987.

Научный прогресс: Когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М.. 1983.

Самоорганизация и наука: Опыт философского осмысления. М., 1994.

Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М, 1994.

Традиции и революции в истории науки. М., 1991.

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.

Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1992.

Занятие 3. Коллоквиум

Наши рекомендации