Журналистика в историческом измерении

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Уровень высшего образования бакалавриат
Направление подготовки 42.03.02 «Журналистика»
форма обучения – очная, заочная
  Разработчик: С. Д. Балмаева, канд. филос. наук, доцент    
   

Екатеринбург

  УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе _____________ З.А.Незнамова 15 марта 2015 г.  
СОГЛАСОВАНО: Декан факультета телерадиожурналистики _________________ С.Д.Балмаева 11 марта 2015 г.
ПРИНЯТО: Ученым советом факультета телерадиожурналистики    
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Протоколом заседания кафедры телерадиожурналистики № 6 от 11 марта 2015 г.  

© НОУВПО Гуманитарный университет

Журналистика в историческом измерении - student2.ru © Балмаева С.Д., 2015

Рабочая программа дисциплины «Основы теории журналистики»составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 42.03.02 «Журналистика».

Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной частирабочего учебного плана.

Форма обучения очная
Семестр VII
Трудоемкость дисциплины 2 ЗЕ, 72 акад. час., в том числе:
Контактная работа: (в том числе, интерактивные занятия – 6 часов) 34 час.
Лекций 17 час.
Семинарских занятий 17 час.
Самостоятельная работа: текущая, творческая и проблемно-ориентированная   38 час.
Контроль: 9 час
Дифференцированный зачет VII семестр
Форма обучения заочная
Семестр IV семестр
Трудоемкость дисциплины 2 ЗЕ, 72 акад. час., в том числе:
Контактная работа: (в том числе, интерактивные занятия – 3 часа) 8 час.
Лекций 4 час.
Семинарских занятий 4 час.
Самостоятельная работа: текущая, творческая и проблемно- ориентированная   64 час.  
Отчетность:  
Дифференцированный зачет IV семестр

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Область профессиональной деятельности обучающихся.

Область профессиональной деятельности обучающися, освоивших программу бакалавриата, включает решение профессиональных задач в средствах массовой информации и в смежных информационно-коммуникационных сферах.

  1. Объекты профессиональной деятельности обучающихся.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: массовая информация, передаваемая по различным каналам средствами массовой информации и другим медиа, адресованная различным аудиторным группам.



  1. Виды профессиональной деятельности обучающихся:

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся обучающиеся, освоившие программу бакалавриата:

  • журналистская авторская;
  • редакторская;
  • проектно-аналитическая;
  • организационно-управленческая;
  • социально-организаторская;
  • производственно-технологическая.
  1. Профессиональные задачи обучающихся

Обучающиеся, освоившие программу бакалавриата, в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, должны быть готовы решать следующие профессиональные задачи:

- журналистская авторская деятельность:

создание материалов для различных типов, видов СМИ и других медиа с учетом их

специфики;

редакторская деятельность:

- приведение предназначенных для размещения в газете, журнале, на информационной

ленте, в теле-, радиоэфире, интернет-СМИ, материалов в соответствие с языковыми

нормами, профессиональными стандартами, форматами, стилями, технологическими

требованиями, принятыми в СМИ разных типов;

- проектно-аналитическая деятельность:

участие в разработке и коррекции концепции медиапроекта, определении его

формата, в различных видах программирования, планирования;

- организационно-управленческая деятельность:

участие в соответствии с должностным статусом в организации работы

медиапредприятий, их подразделений, творческих коллективов;

- социально-организаторская деятельность:

привлечение к сотрудничеству со СМИ и другими медиа представителей различных

сегментов общества, организаций, учреждений и взаимодействие с ними;

- производственно-технологическая деятельность:

участие в производственном процессе выпуска издания, теле-, радиопрограммы,

интернет-СМИ и других медиа на базе современных технологий.



  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В ходе изучения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции:

- способностью ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа (ОПК-2);

- способностью понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ОПК-3);

  1. Перечень знаний, умений и навыков и (или) описание опыта деятельности, характеризующие формирование компетенций.

В результате освоения компетенций студенты:

знают историческую эволюцию роли журналистики (XVII–XXI в.) в контексте развития средств коммуникации; сущность жур­налистики; изменение миссии журналистики; взаимодействие жур­налистики с экономикой, политикой, другими сферами об­ще­ст­вен­ной жизни;

умеют анализировать, реконструировать «логику» развития средств коммуникации и журналистики; прогнозировать влияние жур­налистики на другие сферы духовного производства; анализировать важнейшие инновационные практики в сфере массмедиа;

владеютнавыками и категориальным аппаратом срав­ни­тель­но-исторического исследования журналистики, экономики, политики; их взаимного влияния на социальную структуру об­ще­ст­ва, изменение системы ценностей, тенденции общественного раз­ви­тия.

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Учебно-тематический план занятий

студентов очной формы обучения

№ п/п   Раздел дисциплины Объем дисциплины (в акад. час.) Контактная работа (в часах) Самостоятельная работа студентов (в акад. в часах)
в том числе
Лекции Семинары
1. Журналистика в историческом измерении XVII–XXI вв. -
2. Журналистика в семантическом поле культуры
3. Журналистика в поле экономики и политики
4. Журналистика как творческая деятельность
Итого:

Учебно-тематический план занятий

студентов заочной формы обучения

№ п/п Наименование тем курса Всего часов (трудоемкость дисциплины) Аудиторные занятия (в часах) Самостоятельная работа студентов (внеаудиторные занятия) (в часах)
в том числе
Лекции Семинары
1. Журналистика в историческом измерении XVII–XXI вв. -
2. Журналистика в семантическом поле культуры
3. Журналистика в поле экономики и политики
4. Журналистика как творческая деятельность
Итого:

III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Амзин А. А. Новостная интернет-журналистика : учеб. пособие [Электронный ресурс]. – М. : Аспект Пресс, 2012. – URL: http://www.biblioclub.ru/book/104038/

2. Дымова И. Профессиональная этика журналиста [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. Дымова, П. Рыков, Г. Щербакова . - Оренбург : ООО ИПК "Университет", 2013.- 164 с. - Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259175&sr=1

3. Журналистика и редактирование: Учебное пособие [Электронный ресурс]. Т. В. Гордиенко. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 176 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=375895

4. Есин Б. И. История русской журналистики (1703 - 1917) [Электронный ресурс] : учебно-метод. комплект / Б. И. Есин. - 4-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. – 464 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=496290

5. Криницын Е. Акулы интервью: 11 мастер-классов [Электронный ресурс] / Евгений Криницын. - М.: Альпина Паблишерз, 2014. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=518841

6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/05.php

4 Кастельс М. Сетевая теория силы / Пер. с англ. В. Гатова. URL: http: //postjournalist.ru/?p=424

5 Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста : очерки теории и практики: учебное пособие [Электронный ресурс]. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013. – 528 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=143219

6 Овчинников В. Формирование инновационной модели пла­ни­рования работы мультимедийной редакции / Меди@льманах. 2011. № 5.

Дополнительная литература

1. Бодрийар Ж. Общество потребления. Его мифы и структу­ры. М., 2006.

2. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб, 2005.

3. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

4. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.

5. Вартанова Е. Л. Основы медиабизнеса. М., 2009.

6. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.

7. Грушин Б. Мнение о мире и мир мнений. М., 1967.

8. Дзялошинский И. М. Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты. - М.: АПК и ППРО, 2012.

9. Дзялошинский И. М. Современное медиапространство России. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект-пресс, 2015.

10. Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. Медиатекст: особенности создания и функционирования. - M.: НИУ-ВШЭ, 2011.

11. Дьякова Е., Трахтенберг А. Массовая коммуникация и проб­ле­ма конструирования реальности: анализ основных теоретических под­ходов. Екатеринбург, 1999.

12. Засурский Я. Н., Вартанова Е. Л. История печати. Антология. В 2-х томах. - М.: Аспект-пресс, 2001. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2366509/

13. Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.

14. Лозовский Б. Н. Манипулятивные технологии управления сред­ствами массовой информации. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2008.

15. Лозовский Б. Н. Журналистика: техника безопасности. Тю­мень, 2004. URL: http://virlib.eunnet.net/metod_materials/javerting/

16. Луман Н. Реальность масс-медиа. - М.: Праксис, 2005. URL: http://www.studfiles.ru/preview/3796597/

17. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.

18. Рашкоф М. Медиавирус. – М., 2005.

19. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют бу­ду­щее. – М., 2007.

20. Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов. Введение в ме­диа­мет­рию : учеб. пособ. – М., 2004.

21. Фомичева И. Д. Социология СМИ : учеб. пособ. – М., 2012, гл.6.

22. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М.: Наука, 2006.

23. Шампань П. Делать мнение. Новая политическая игра. – М., 1997.

24. Шелонаев С.М. Медиапространство: структура и распределение социального капитала медиаагентов. - http://cyberleninka.ru/article/n/mediaprostranstvo-struktura-i-raspredelenie-sotsialnogo-kapitala-media-agentov (Shelonaev S.M. Mediaprostranstvo: struktura i raspredelenie sotsial'nogo kapitala mediaagentov.

25. Ширки К. Включи мозги. Свободное время в эпоху Интернета: пер. с англ. М.: Карьера Пресс, 2012.

26. Урри Дж. Мобильности. М.: Издательство: Праксис, 2012.

Источники

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Закон Российской Федерации «О средствах массовой инфор­ма­ции» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (с изм. и доп.).

4. Кодекс профессиональной этики российского журналиста //Профессиональная этика журналиста. – М. : Галерия, 2002.

Журналы

1. Вестник МГУ. Серия «Журналистика».

2. Журналист.

3. Журналистика и медиарынок.

4. Медиальманах.

Интернет-источники

1. Сайты исследовательских организаций (Gallup media, Comcon-2, Левада-центр, Мониторинг.ru).

2. Introduction to Theory of Communication. – URL: http://www. sagepub.com/upm-data/4983_Dainton

3. Сайт Центра по изучению средств массовой информации. – URL: www.mediastudies.org

4. Сайт Ассоциации по изучению журналистики и массовой ком­му­никации. Страница для преподавателей по этим специаль­нос­тям в США и других странах мира. – URL: http://lamar.colostate. edu/~aeimcpr

5. «The European Journalism Center» – информационный форум для журналистов, руководителей средств массовой информации и пре­подавателей в области журналистики. – URL: www.regioweb.nl/eic/index.html

6. Сайт, обеспечивающий информационными ресурсами прес­су, преподавателей журналистики. – URL: www.reporter.org

7. Национальная профессиональная организация студентов и прак­тиков в области изучения коммуникаций. – URL: www.uark.edu/depts/comminfo/

8. Общественно-политическая газета на тему коммуникаций. – URL: www.rupr.ru

9. Центр коммуникативных технологий. – URL: www.prcom.ru

10. Сайт Гильдии издателей периодической печати. – URL: www.gipp.ru

11. Сайт проекта «Медиалогия». – URL: www. medialogia.ru

12. Сайт проекта «Медиакратия». – URL: www. mediacratia.ru

13. Университетская библиотека он-лайн - http://www.biblioclub.ru

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Задачи:

В ходе занятий студенты:

• научатся видеть журналистику «стереоскопически»: её функ­ции как регулятора общественного внимания и доверия; её функции в создании символической реальности;

• овладеют категориями, с помощью которых теория ком­му­ни­каций и теория журналистики исследует социокультурную роль жур­налистики;

• научатся анализировать взаимопроникновение поля эко­но­ми­ки, поля политики и журналистики в массовом индустриальном об­ществе;

• предпримут исследование «новых медиа», кризиса тра­ди­ци­о­нных социальных институтов, новую «сетевую» социальную ре­аль­ность, предпосылок «гражданской журналистики;

• опишут изменение «портрета» профессии «журналист».

Основные понятия: медиареальность; медиатизация об­ще­ст­венной жизни; общественное мнение; «конструирование со­ци­аль­ной реальности»; социальный капитал, его формы; «повестка дня», медиавирусы, мемы, «культурные герои», «креативный класс», «поле экономики», «поле политики», воспроизводство со­ци­ального порядка, «поле медиа и журналистики», медиакратия, гло­бальные сети медиакапитала, де-массификация, netократия, «но­вые медиа», «гражданская журналистика».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Уровень высшего образования бакалавриат
Направление подготовки 42.03.02 «Журналистика»
форма обучения – очная, заочная
  Разработчик: С. Д. Балмаева, канд. филос. наук, доцент    
   

Екатеринбург

  УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе _____________ З.А.Незнамова 15 марта 2015 г.  
СОГЛАСОВАНО: Декан факультета телерадиожурналистики _________________ С.Д.Балмаева 11 марта 2015 г.
ПРИНЯТО: Ученым советом факультета телерадиожурналистики    
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Протоколом заседания кафедры телерадиожурналистики № 6 от 11 марта 2015 г.  

© НОУВПО Гуманитарный университет

Журналистика в историческом измерении - student2.ru © Балмаева С.Д., 2015

Рабочая программа дисциплины «Основы теории журналистики»составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 42.03.02 «Журналистика».

Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной частирабочего учебного плана.

Форма обучения очная
Семестр VII
Трудоемкость дисциплины 2 ЗЕ, 72 акад. час., в том числе:
Контактная работа: (в том числе, интерактивные занятия – 6 часов) 34 час.
Лекций 17 час.
Семинарских занятий 17 час.
Самостоятельная работа: текущая, творческая и проблемно-ориентированная   38 час.
Контроль: 9 час
Дифференцированный зачет VII семестр
Форма обучения заочная
Семестр IV семестр
Трудоемкость дисциплины 2 ЗЕ, 72 акад. час., в том числе:
Контактная работа: (в том числе, интерактивные занятия – 3 часа) 8 час.
Лекций 4 час.
Семинарских занятий 4 час.
Самостоятельная работа: текущая, творческая и проблемно- ориентированная   64 час.  
Отчетность:  
Дифференцированный зачет IV семестр

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Область профессиональной деятельности обучающихся.

Область профессиональной деятельности обучающися, освоивших программу бакалавриата, включает решение профессиональных задач в средствах массовой информации и в смежных информационно-коммуникационных сферах.

  1. Объекты профессиональной деятельности обучающихся.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: массовая информация, передаваемая по различным каналам средствами массовой информации и другим медиа, адресованная различным аудиторным группам.

  1. Виды профессиональной деятельности обучающихся:

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся обучающиеся, освоившие программу бакалавриата:

  • журналистская авторская;
  • редакторская;
  • проектно-аналитическая;
  • организационно-управленческая;
  • социально-организаторская;
  • производственно-технологическая.
  1. Профессиональные задачи обучающихся

Обучающиеся, освоившие программу бакалавриата, в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, должны быть готовы решать следующие профессиональные задачи:

- журналистская авторская деятельность:

создание материалов для различных типов, видов СМИ и других медиа с учетом их

специфики;

редакторская деятельность:

- приведение предназначенных для размещения в газете, журнале, на информационной

ленте, в теле-, радиоэфире, интернет-СМИ, материалов в соответствие с языковыми

нормами, профессиональными стандартами, форматами, стилями, технологическими

требованиями, принятыми в СМИ разных типов;

- проектно-аналитическая деятельность:

участие в разработке и коррекции концепции медиапроекта, определении его

формата, в различных видах программирования, планирования;

- организационно-управленческая деятельность:

участие в соответствии с должностным статусом в организации работы

медиапредприятий, их подразделений, творческих коллективов;

- социально-организаторская деятельность:

привлечение к сотрудничеству со СМИ и другими медиа представителей различных

сегментов общества, организаций, учреждений и взаимодействие с ними;

- производственно-технологическая деятельность:

участие в производственном процессе выпуска издания, теле-, радиопрограммы,

интернет-СМИ и других медиа на базе современных технологий.

  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В ходе изучения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции:

- способностью ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа (ОПК-2);

- способностью понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ОПК-3);

  1. Перечень знаний, умений и навыков и (или) описание опыта деятельности, характеризующие формирование компетенций.

В результате освоения компетенций студенты:

знают историческую эволюцию роли журналистики (XVII–XXI в.) в контексте развития средств коммуникации; сущность жур­налистики; изменение миссии журналистики; взаимодействие жур­налистики с экономикой, политикой, другими сферами об­ще­ст­вен­ной жизни;

умеют анализировать, реконструировать «логику» развития средств коммуникации и журналистики; прогнозировать влияние жур­налистики на другие сферы духовного производства; анализировать важнейшие инновационные практики в сфере массмедиа;

владеютнавыками и категориальным аппаратом срав­ни­тель­но-исторического исследования журналистики, экономики, политики; их взаимного влияния на социальную структуру об­ще­ст­ва, изменение системы ценностей, тенденции общественного раз­ви­тия.

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Учебно-тематический план занятий

студентов очной формы обучения

№ п/п   Раздел дисциплины Объем дисциплины (в акад. час.) Контактная работа (в часах) Самостоятельная работа студентов (в акад. в часах)
в том числе
Лекции Семинары
1. Журналистика в историческом измерении XVII–XXI вв. -
2. Журналистика в семантическом поле культуры
3. Журналистика в поле экономики и политики
4. Журналистика как творческая деятельность
Итого:

Учебно-тематический план занятий

студентов заочной формы обучения

№ п/п Наименование тем курса Всего часов (трудоемкость дисциплины) Аудиторные занятия (в часах) Самостоятельная работа студентов (внеаудиторные занятия) (в часах)
в том числе
Лекции Семинары
1. Журналистика в историческом измерении XVII–XXI вв. -
2. Журналистика в семантическом поле культуры
3. Журналистика в поле экономики и политики
4. Журналистика как творческая деятельность
Итого:

III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1

Журналистика в историческом измерении

Понятия «коммуникация», «медиа» и «журналистика». Ме­ха­низ­мы саморегуляции в обществах до возникновения журналистики. Про­тожурналистика. Эволюция социальной роли журналистики (XVIII–XXI вв.). Становление журналистики как профессиональной дея­тельности, ее ценности и нормы. Институциональные и вне-ин­ституциональные формы журналистской деятельности. Жур­на­лис­тика как профессия и журналистика как призвание: внутренние и внешние конфликты. «Новые медиа», гражданские сети, де-про­фес­сионализация журналистики: есть ли у журналистики будущее? Из­менение социокультурной функции журналистики в XXI веке.

Тема 2

Наши рекомендации