Исторические типы мировоззрения: миф.

Исторические типы мировоззрения: миф.

Существует несколько оснований, по которым можно выделить типы мировоззрения.

Первое основание – историческое (по времени возникновения):

миф, религия, философия

Миф – исторически первый тип мировоззрения, способ и результат коллективного осмысления мира людьми, которое осуществляется посредством фантастических образов, имеющих безусловный и императивный характер для деятельности и поведения человека.

Миф не является произвольной выдумкой. Мифы имеют определенные сюжеты. По типу сюжета выделяют следующие виды мифов: этнологические, космологические, календарные.

Особенности мифологического мировоззрения:

1. Миф имеет непосредственную практическую направленность и выражается в единстве представлений и действий (особые обряды, ритуальные танцы)

2. Синкретизм – миф имеет нерасчлененный характер (ограниченное единство), т.е. содержит в единстве зачатки таких форм сознания, как религия, мораль, искусство и правосознание

3. Для мифа характерно очеловечивание окружающей природной среды, т.е. перенесение на явление природы отношений присущих человеческому коллективу

4. Миф выражает групповое (коллективное) самосознание и основывается на нем

5. Миф – самопроизвольное эмоционально-образное осмысление мифа. Образы мифа отражают действительность, не как ряд закономерных и обезличенных, а как ряд ярко индивидуальных событий. Сакральное время и сакральное первособытие актуализируется в настоящем с помощью ритуалов.

6. Миф характеризуется безусловностью (содержание мифа выступает единой реальностью). Миф не проводит различия между самой вещью и образом вещи, между знаком и обозначаемым предметом. Миф не знает раздвоение на реальное и вымышленное.

7. Миф обладает императивным характером, т.е. закрепленные в мифе образцы носят характер безусловного предписания. В рамках мифа не нужны доказательства.

8. Миф предполагает особую логику, осмысление мифа:

- объяснение мира, вещей в целом сводится к рассказу об их происхождении

- миф связывает между собой конкретные образы, группирует и опосредует другими образами

Мышление движется не от явления к понятию, а от феномена к феномену.

Функции мифа:

- познавательная (раскрывает смысл событий)

- императивная (предписывает, моделирует поведение)

- интеграции (объединяет людей в некоторую общность)

- эстетическая (служит гармонизацией отношений между людьми и природой, отношений внутри самого человеческого коллектива)

Учение о чувственности. Трансцендентальная эстетика.

Учение о рассудке. Трансцендентальная аналитика.

Учение о разуме. Трансцендентальная диалектика.

Кант использует 2 понятия:

«Трансцендентальный» - составляющий необходимое априорное условие всякого возможного опыта. (Например, может характеризоваться априорные формы). Обеспечивающий научность обобщений, основанных на наблюдении.

Среди априорных форм выделяют:

Априорные формы чувственности (пространство и время). Чистые созерцания – не содержат ощущений.

Априорные формы рассудка (категории)

Все эти формы принадлежат не эмпирическому индивиду, а всеобщему субъекту (человечеству).

Благодаря априорным формам являющийся мир в качестве упорядоченного целого.

Чувственность – случайные и разнородные ощущения упорядочивающую с помощью чистых созерцаний. Пространство – внешнее ощущение (геометрия), а Время – внутреннее ощущение (арифметические). Рассудок – способность обобщать содержание чувственных созерцаний при помощи категорий.

По типам суждения 4 группы категорий: 1) Количества 2) Качества 3) Отношения 4) Модальности

Разум – заложено стремление к абсолютной полноте знания. Проблема – абсолютное целое всего возможного опыта. Такое целое предметом науки не может быть. Разум оперирует идеями, которые нельзя путать с категориями. 3 идеи разума:

Психологическая (душа как абсолютное единства мыслимого «я»)

Космологическая – мир как целое.

Теологическая - Бог абсолютное единство всех условий, всех предметов мышления

Основная функция в познании состоит в том, чтобы свести многообразие знаний рассудка к наименьшему числу принципов. Учение о душе, о мире в целом и о Боге – основная часть метафизики.

Инструменталистские

Здесь понятие сознания конкретизируется через его интерпретацию в качестве совокупности способов, средств, форм оптимизации жизнедеятельности человека. Нет ни одной области человеческой жизни, которая бы ни нуждалась в познавательно-информационном обеспечении. Программы данного типа широко пользуются аналогией между сознанием человека и искусственным интеллектом. В рамках этого типа программ разработаны модели сознания, раскрывающие операционально-вычислительные (компьютерные) способности человека. Сознание – это персональный компьютер, который предназначен для извлечения и преобразования информации, для распознания и сопоставления образов, а также вычисления и координации различных операций. Здесь акцентируются те функции сознания, которые важны в процессе планирования, управления и принятия решений на практике. Сознание выступает здесь как средство рациональной организации человеческой жизнедеятельности.

Этика И. Канта

Вопросам этики Кант посвятил философскую работу «Критика практического разума». По его мнению, в идеях чистый разум говорит свое последнее слово, а далее начинается область практического разума, область воли. Ввиду того, что мы должны быть нравственными существами, воля предписывает нам постулировать, считать познаваемыми некоторые вещи в себе, как, например, нашу свободу и Бога, и вот почему практический разум имеет первенство перед теоретическим; он признает познаваемым то, что для последнего только мыслимо. В силу того, что наша природа чувственна, законы воли обращаются к нам в виде приказаний; они бывают или субъективно-действительны (максимы, волевые мнения индивидуума), или объективно-действительны (обязательные предписания, императивы). Среди последних своей несокрушимой требовательностью выделяется категорический императив, повелевающий нам поступать нравственно, как бы ни влияли эти поступки на наше личное благополучие. Кант считает, что мы должны быть нравственными ради самой нравственности, добродетельными – ради самой добродетели; исполнение долга само по себе составляет цель хорошего поведения. Мало того, вполне нравственным может быть назван только такой человек, который совершает добро не вследствие счастливой склонности своей натуры, а исключительно из соображений долга; истинная нравственность скорее побеждает склонности, нежели идет с ними рука об руку, и в числе стимулов добродетельного поступка не должно быть природной склонности к таким поступкам.

Согласно идеям этики Канта, закон нравственности ни по своему происхождению, ни по своей сущности не зависит от опыта; он априорен и поэтому выражается только в виде формулы без всякого эмпирического содержания. Он гласит: «поступай так, чтобы принцип твоей воли всегда мог быть и принципом всеобщего законодательства». Этот категорический императив, не внушенный ни волей Бога, ни стремлением к счастью, а извлекаемый практическим разумом из своих собственных глубин, возможен только при предположении свободы и автономии нашей воля, и неопровержимый факт его существования дает человеку право смотреть на себя, как на свободного и самостоятельного деятеля. Правда, свобода – идея, и реальность её не может быть доказана, но, во всяком случае, ее необходимо постулировать, в нее необходимо верить тому, кто хочет исполнить свой этический долг.

Высшим идеалом человечества является соединение добродетели и счастья, но опять-таки не счастье должно быть целью и мотивом поведения, а добродетель. Однако Кант полагает, что этого разумного соотношения между блаженством и этикой можно ожидать только в потусторонней жизни, когда всесильное Божество сделает счастье неизменным спутником исполненного долга. Вера в осуществление этого идеала вызывает и веру в бытие Бога, и теология, таким образом, возможна только на моральной, но не на умозрительной почве.

Общество и его структура.

Понятие «общество» можно трактовать в широком и узком смысле.

В широком смысле: Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, к-ая развивается на основе объективных социальных законов, исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей.

В узком смысле: Общество – определённый исторический тип общности людей (например, буржуазное общество); отдельный социальный организм.

Основные сферы жизнедеятельности общества его подсистемы, следующие:

1.материально – производственная;

2. социальная;

3. политико-управленческая;

4. духовная.

К.Маркс: Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений в которых индивиды находятся друг к другу.

Элементы общества как системы:

1.общественные отношения – многообразные связи, возникающие между соц. группами, а также внутри них между индивидами в процессе их экономической, социальной, политической, духовной жизни.

По типу связи с деятельностью все обществен. отношения принято делить на 2 большие группы:

а) первичные (базисные, материальные, производственные) – эти отношения воспроизводятся как незапланированный, но объективно обусловленный результат деят-ти с необходимостью возникающий помимо сознательной воли людей данного общества.

б) вторичные (надстроичные или идеологические сюда же относятся правовые, моральные и др. отношения) – эти отношения складываются на базе материальных и в своём формировании зависят от сознательной воли людей. Соц. группы и соц. институты (в лице конкретных людей) ставят своей специальной целью формирование таких надстроичных отношений, в кот-ых они заинтересованы.

2. социальные институты – исторические формы организации и регулирования общественной жизни; это совокупность соц.норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального действия. (например, экономический институт: разделение труда, воспитательные институты, институты в сфере духовной культуры)

3. общество – это не только отношения, это также производственные силы (разработано Марксом).

В основе любого общества лежит производство непосредственной жизни, производство своей жизни путём производства материальных благ и системы общественных отношений.

Основной вопрос философии.

I. в онтологии

Основной вопрос философии: что первично?

В зависимости от того, как философы отвечают на этот вопрос, они подразделялись на 2 большие группы:

Философы-материалисты

Материализм - это одно из двух фундаментальных направлений, согласно которому материальное, телесно-чувственное начало является первичным, активным, определяющим, а духовное (сверхчувственное, бестелесное) начало является вторичным, обусловленным и зависимым.

2. Второе из двух фундаментальных направлений - это идеализм, 2-х видов:

1) объективный (Платон, Гегель)

Объективный идеализм считает, что духовное первоначало существует вне и независимо от человеческого сознания

Субъективный

Утверждает, что любая реальность (любые вещи или отношения) является продуктом конкретного индивидуально-определённого сознания.

Джон Беркли (XVIII век, Англия).

Сенсуализм 2. рационализм

III. в аксиологии

Основной вопрос философии: относительны или абсолютны нравственные и эстетические критерии? Обладают ли духовные ценности самостоятельным значением (автономией) или они основаны на практической полезности?

Направления:

1. утилитаризм - это направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием нравственного поведения.

2. гедонизм - это этическая позиция, которая признаёт высшим нравственным благом чувственное наслаждение.

3. эвдемонизм - это такая этическая позиция, которая признаёт высшим нравственным благом счастье, понимаемое как невозмутимость духа, неподверженность страстям (блаженство).

Соотношение частей и целого

Часть всегда несёт на себе признаки, черты качественной определённости целого и не существует в качестве части самостоятельно (например, части тела человека).

Часть подвергнута действию целого. Вместе с тем части влияют на целое: организм – целое, расстройство его части ведет к определенному нарушению целого.

Итого, целое – это не просто сумма вещей, а нечто большее, и это большее создается за счет определенной способа связи элементов данной структуры. (Н-р, масса и энергия связи этих частиц).

Антиномии целостности

Антиномия – это противоречие между положениями, каждое из которых признаётся логически доказуемым.

1) целое есть сумма частей, антитезис: целое – это нечто большее, чем сумма частей

2) тезис: части предшествуют целому, антитезис: целое предшествует частям.

Синергетика - наука, возникшая в шестидесятых годах прошлого столетия, занимающаяся изучением связей между различными самоорганизованными системами. Синергетика ведёт исследования по математической истории, лингвистике, экономике, биологии, физике и химии, объединяя весь арсенал данных этих наук (гуманитарных, естественных и точных). Предмет науки синергетики - самоорганизующаяся система в широком смысле понимания затрагиваемых областей, изучающих такое явление, как организация, какой-либо системы. Эта наука исследует общие принципы, управляющие самоорганизацией, и связями между элементарными структурами.

Политеизм-многобожие

4. монотеизм. Например, христианство, ислам.

II. Религия существует в силу её объективной необходимости и основана на двух группах предпосылок:

II. категория «форма бытия»

Эта категория указывает на особенное, специфическое существование, которое характеризуется определённым набором признаков.

Наиболее общие формы бытия (эти формы образуют пары):

1. материальное бытие и идеальное бытие

2. объективное бытие и субъективное

Объективное бытие – существующее независимо от сознания человека, субъективное бытие – это то, которое существует, благодаря сознанию человека.

3. Применительно к человеческому бытию мы можем говорить о существовании следующей пары: вещно-объективируемое (пассивное) бытие и человеческое существование как экзистенция (это не объективируемый уровень бытия человека). Экзистенция совпадает с человеческой свободой.

III. категория субстанции

Если понимать бытие как единство сущности и существования, то можно сказать, что в понятии «субстанция» выражается сущностная сторона бытия. В современном понимании (смысле) субстанция– это название для предельного основания, к которому сводятся все конечные формы проявления бытия (конкретные вещи, процессы и состояния). Субстанция является причиной самой себя, у неё нет внешней причины.

IV. категория «сущее»обозначает совокупность многообразных отдельных проявлений бытия (отдельных событий, вещей, процессов).

Виды явления

Сущность - это:

а) основное, определяющее содержание с\мы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимосвязи с др. предметом.

б) сумма таких свойств и отношенй предмета, кот. определяют все другие его свойства и отношеня.

Явление – внешнее обнаружение сущности или внеш. формымы существования предмета.

Гегель показал, что сущ-ть и явл-е:

1) Подвижны в своем соотн-ии; 2) Сущность – активна, проявляет себя , а явл-е выступает как чувственно-конкретное выраж-е сущности. 3). Сущность рефлексивна(т.е. сущность – внутренне расчлененное, дифференцированное бытие; сущность отражается в самой себе по средством отношения данного нечто у иному: н-р, человек в своем непосредственном бытии в качестве изолированного индивида не обнаруживает своей сущности, он обнаруживает её только тогда, когда он каким-л. образом относится к др. индивиду).

Виды явл-й:

1) адекватные: не искажают сущность, 2) неадекватные (искажающие сущ-ть, «видимости»).

Виды «видимостей»:

1) Субъективноно обусловленные - отраж-е мнимой сущ-ти (обман органов чувств).

2) Объективноно обусловленные – «кажимости» - имеют основания внутренней структуры действит-ти сущности.

2 вида кажимостей (Никитин):

а) внутрисущностные, б) внесущностные

Соотн-е сущности и явл-я м.б. рассм-но в онтологич. аспекте:

1) явл-е – формама раскрытия сущности данной с\мы, при её взаимодействии с др. системами.

2) взаимодействияя с множеством др. с\м данная с\ма приобретает и множ-во проявл-й свонго бытия. Соотн-е сущности и явл-я м.б. рассм-но в гносеологич. аспекте: сущность явл-я выражают переход от многообразных, наличных чувственно данных форм предмета её внутр. Содерж-ю и единстве, т. е. к его понятию.

Наукологика: 1 ступень: на бытие надстраивается сущность, 2 – сущность, 3 – понятие.

Ленин: человеч. Мысль постоянно углубляется от явл-я к скщности, от сущности 1-го порядка к сущности 2-го порядка.

Сущность многоступенчата.

В мышлении категории сущности и явления выражают потребность перехода и сам переход от многообразия наличных форм бытия предмета к его внутр. содержанию и единству – к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Проблема соотношения

Общественное бытие – объективные условия жизнедеятельности людей, складывающиеся в процессе производства непосредственной жизни (хотя в книге изначально определения не даётся). Общественное бытие включает в себя объективные условия жизнедеятельности людей, складываются в процессе производства непосредственной жизни: производство чужой жизни (деторождение), производство и воспроизводство собственной жизни (создание материальных благ и системы общественных отношений)).

Общественное сознание – это целостное духовное явление, обладающее определённой внутренней структурой, то есть соединяющее в себе различные формы и уровни.

По способу выражения социально интереса выделяют 2 уровня общественного сознания.

1. социальная психология – непосредственное выражение групповых интересов и оценка общественных процессов на уровне социальных чувств. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.

2. идеология – она имеет вид обоснованной теории, также основывается на групповом интересе. Исходя из этого интереса, идеология концептуально представляет перспективы и цели общественного развития. Первая является эмоциональным, чувственным, то вторая — рациональным уровнем общественного сознания.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ:

Отличаются по следующим признакам: - по предмету отражения, - по способам отражения, - по социальным функциям, - по особенностям развития Выделяют:

1. политическое (совокупность полит. доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений; оно выражает коренные интересы различных больших соц. групп); 2. право (совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством); 3. мораль (совокупность норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества)); 4. искусство - это духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение (книги, фильмы, картины, музыка и др.); 5. религия (религиозные верования в духовной жизни общества); 6. наука (научные представления); 7. философия (система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру).

Сознание - отражение в духовной жизни людей их общественного бытия. Первую формулировку этого положения дали в 1846 г. Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание».

Марксизм не только объяснил этот решающий для понимания жизни людей факт. Он показал также, что взаимоотношения Общественного бытия и общественного познания не просты, а сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Таким образом, для понимания прошлого, настоящего надо начинать с анализа общественного бытия людей, изучение которого дает ключ к пониманию общественного сознания.

Закон отрицания отрицания

Отрицания отрицания закон - один из основных законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля.

Гегель полагал, что в процессе развития целого происходит своеобразное "наследование" последующими состояниями некоторых характеристик, возникающих на предшествующих стадиях существования системы. Это "наследование" заключается в сохранении позитивных (положительных) моментов старого качества, которые могут служить эффективному существованию нового качества.

Процесс развития, следовательно, это движение от одного качественного состояния системы к другому. Когда исходное качество переходит в новое, происходит отрицание старого качества новым, поскольку развивающееся системное целое приобретает характеристики, прямо противоположные исходным. Но новый циклразвития сопровождается уже новым отрицанием, т.е. отрицанием (предыдущего) отрицания.

Развитие предмета - всегда отрицание своих прежних форм существования.

"Обогащение", "удержание позитивного" формируется на этапе синтеза предшествующих качественных состояний - исходного качества ("тезис") и противоположного исходному качества ("антитезис").

Т.О. отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени.

Пример закона отрицания отрицания (помножив −a на −a, получим +a²)

Примеры:

• "эстафета поколений";

• смена вкусов в культуре, музыке;

• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

• отрицание зерна является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения новых зерен.

• гусеница – кокон – бабочка.

Гегель: в процессе развития каждая ступень развития, являющаяся результатом второго отрицания, воспроизводит на более высокой основе характерные черты и структуру исходной ступени развития, а само развитие при этом имеет форму спирали. Без отрицания старого невозможны рождение и созревание нового, т.е невозможен и сам процесс развития.

В качественные

Предметом закона является переход от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным. При этом качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений; не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию.

Качество – внутренняя специфическая определенность вещи. Качество состоит из множества свойств. Всякая вещь состоит в различных отношениях ко всему остальному. В отношениях вещей обнаруживаются их свойства. Свойство – выражение качества вещи. Качество – это целостная характеристика вещи, а свойство – множественная. Качество у предмета всегда одно, а свойств – много. Мы познаем качество через познание свойств.

Вещь перестает быть тем, что она является, когда она теряет свое качество.

Мера указывает на связь качества и количества. Она обозначает количественный предел существования данного качества. Переход за границы меры приводит к превращению старого качества в новое.

Таким образом, суть закона - развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству.

Формулируя закон перехода количественных изменений в качественные, Гегель исходил из того, что в мире существуют 2 типа изменений:

1. изменения, при которых сущность предмета не меняется (количественные изменения);

2. изменения, которые затрагивают сущность предмета (когда предмет становится принципиально другим, меняются его существенные свойство – качественные изменения).

До Гегеля философы понимали изменения исключительно как изменения качества, как изменение сущности предмета. А в промежутках между этими изменениями предметы вроде как находились в состоянии покоя. Т.е. процесс смены одной неизменной сущности другой неизменной сущностью

Например, вода при закипании превращается в пар, а при замерзании – в лёд. Если дробить процесс на маленькие этапы, мы скачка не обнаружим. Но если мы посмотрим на крайние состояния, то увидим их явные качественные отличия.

Примеры:

Мера (как изменение количества, которое не приводит к качественным изменениям):

1. та доза алкоголя, которая не превращает данного человека из трезвого в пьяного

2. рост ребенка, не препятствующий ему надевать данные предметы одежды и обуви

Скачок (как переход в новое качество):

1. из трезвого в пьяного, который больше не способен соображать и двигаться

2. когда одежда и обувь в определенный момент становятся ребенку малы

Диалектика и метафизика

Основные этапы развития диалектики:

• античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.); Диалектика по Гераклиту это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как простое перемещение, а как процесс становления вселенной, космоса.

• немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем; Гегель. В основе понимания диалектики лежали 3 закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания и закон единства и борьбы противоположностей. Создатель диалектического идеализма.

• материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом,

Диалектический метод Маркса вторичен по отношению к основным методам диалектической философии (в первую очередь, к методу философии Гегеля) и является достаточно узким, неприменимым ко многим процессам. Положения тезиса К. Маркса:

1.Утверждение о создании процессом мышления (идеи) всего действительного нельзя ни прямо, ни косвенно относить к философии Гегеля;

2.К. Маркс виртуозно смешал понятия идеи и сознания, что было допустимо для его рассуждений, для обозначения частного субъектного применения диалектики;

3.К. Маркс дал собственное определение идеального, отличное от гегелевского: идеальное есть материальное, пересаженное в человеческую голову.

4.Тезис о том, что гегелевская диалектика стоит на голове, изрядно запутал марксистов, ибо выбор системы отсчета относителен.

Диалектика и метафизика – это 2 противоположных метода философии и науки.

Понятие диалектика в античности в Древней Греции означало искусство ведения беседы, дискуссии, спора. В дальнейшем под диалектикой стало пониматься всеобщая теория развития и соответствующий ей метод исследования – диалектический. Диалектика – философское учение о всеобщем и полном движении, изменении, развитии, о наиболее общих законах развития мира и о всеобщих связях существующего в мире.

Понятие метафизика впервые встречается в работах Аристотеля, и оно означало часть его труда, который располагался за физикой и в котором рассматривались более абстрактные, общие вопросы, чем собственно в физике. В дальнейшем под метафизикой стала пониматься определенная концепция изменения, движения и соответствующий ей метод исследования.

С позиции метафизики предметы, процессы, явления мира рассматриваются:

1 – вне связи друг с другом и вне взаимовлияния друг на друга.

2 – в основном как неизменные, раз и навсегда данные, если и признаются изменения, то они понимаются упрощенно, как увеличение или уменьшение чего-либо.

3 – не раскрывается внутренний источник, причина движения, изменения, развития предметов, процессов, явлений.

С позиции диалектики вещи, предметы, процессы рассматриваются:

1 – во взаимосвязи друг с другом и во взаимовлиянии друг на друга.

2 – в движении, изменении, развитии при этом в единстве постепенных количественных и коренных качественных изменений.

3 – раскрывается внутренний источник, причина движения, изменения, развития любых предметов, процессов, явлений, которыми являются внутренние противоречия.

Теория научных революций

Концепция социологической и психологической реконструкции и развития научного знания связана с именем и идеями Т.Куна, изложенными в его широко известной работе по истории науки “Структура научных революций.” В этой работе исследуются социокультурные и психологические факторы в деятельности, как отдельных ученых, так и исследовательских коллективов.

Кун считает, что развитие науки представляет собой процесс поочередной смены двух периодов - “нормальной науки” и “научных революций”. Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Социально-психологический характер концепции Куна определяется его пониманием научного сообщества, члены которого разделяют определенную парадигму, приверженность к которой обуславливается положением в социальной организации науки, принципами, воспринятыми при обучении и становлении как ученого, симпатиями, эстетическими мотивами и вкусами. Именно эти факторы, по Куну, и становятся основой научного сообщества.

Центральное место в концепции Куна занимает понятие парадигмы, или совокупности наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигма обладает двумя свойствами: 1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы; 2) она содержит переменные вопросы, т.е. открывает простор для исследователей. Парадигма - это начало всякой науки, она обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интерпретации.

Парадигма, по Куну, включает в свой состав четыре типа наиболее важных компонентов:

1) “символические обобщения” - те выражения, которые используются членами научной группы без сомнений и разногласий, которые могут быть облечены в логическую форму,

2) “метафизические части парадигм” типа: “теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело”,

3) ценности, например, касающиеся предсказаний, количественные предсказания должны быть предпочтительнее качественных,

4) общепризнанные образцы.

Все эти компоненты парадигмы воспринимаются членами научного сообщества в процессе их обучения, роль которого в формировании научного сообщества подчеркивается Куном, и становятся основой их деятельности в периоды “нормальной науки”.

Однако научная деятельность в целом этим не исчерпывается. Развитие “нормальной науки” в рамках принятой парадигмы длится до тех пор, пока существующая парадигма не утрачивает способности решать научные проблемы. На одном из этапов развития “нормальной науки” непременно возникает несоответствие наблюдений и предсказаний парадигмы, возникают аномалии. Когда таких аномалий накапливается достаточно много, прекращается нормальное течение науки и наступает состояние кризиса, которое разрешается научной революцией, приводящей к ломке старой и созданию новой научной теории - парадигмы.

Мнение о том, что новая парадигма включает старую как частный случай, Кун считает ошибочным. Кун выдвигает тезис о несоизмеримости парадигм. При изменении парадигмы меняется весь мир ученого, так как не существует объективного языка научного наблюдения. Восприятие ученого всегда будет подвержено влиянию парадигмы.

Кун вносит в эту проблему природы науки и НТП “человеческий” фактор, привлекая к ее решению новые, социальные и психологические мотивы.

Философии. Атрибуты материи

Этапы развития представлений о материи:

- субстратный: материя понимается как первовещество. Субстрат – это совокупность вещественных элементов, взаимодействие которых обуславливает многообразие вещей и их свойств (ранняя греческая философия)

- субстанциально-динамический (характер. для философии 17 – 18вв): материя понимается как взаимодействие тел.

- информационная модель определения материи, в которой раскрывается феноменальный смысл понятия материи. Эмпириокритицизм – это второй период в развитии философии позитивизма, его представители выступали против понятия материи. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» сформулировал определении материи.

Материя – это философская категория для обозначения объективно реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Атрибуты материи – это неотъемлемые, необходимые, существенные свойства материи. К ним относятся: движение – это способ существования материи; пространство – время; системность (структурность); отражение.

Основные свойства движения: - объективность; - всеобщность; - неуничтожимость: движение в количественном и качественном отношении сохраняется; - абсолютность: движение абсолютно, а покой относителен. Понятие форма движения материи введено Энгельсом – это движение, охватывающее такие явления, которые обладают качественным единством и подчиняются одним и тем де закономерностям. Современная классификация форм движения: - физическая; - химическая; - биологическая; - социальная

В истории философии оформились два подхода трактовки пространства и времени:

- субстанциальная концепция (И. Ньютон): пространство и время это самостоятельные независимые друг от друга сущности; свойства пространства и времени не зависят от протекающих на их фоне материальных процессов

- реляционная концепция (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн): пространство и время — это системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами.

Диалектико-материалистический подход заключается в том, что содержание пространства – времени образуют материальные процессы (движущаяся материя), характер этих процессов и определяет основные свойства пространства – времени.

Всеобщие свойства пространства – времени: - объективность; - всеобщность; - неразрывная связь с движением, зависимость пространства – времени от процессов развития и структурных изменений в материальных системах; - единство прерывности и непрерывности в структуре пространства – времени

Пространство – это структура сосуществования. Свойства пространства макромира: - протяженность: способность объекта иметь размеры, - однородность: отсутствие выделенных точек, - изотропность: равноправие всех возможных напра

Наши рекомендации