Тема 2. Философское понимание мира
Вопросы и задания:
1. Мир как система. Целостность и многообразие мира. Основные картины мира.
2. Проблема субстанции в философии. Понятие материального и идеального. Философский монизм, дуализм, плюрализм.
3. Бытие и его основные формы. Материалистический, идеалистический и теистический подходы в определении онтологической природы бытия.
4. Естественно-научное и философское понимание материи. Современные представления о формах, строении и свойствах материи.
5. Движение: понятие, виды и формы. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепция пространства времени.
6. Проблема сознания в философии.
7. Составьте таблицу «Диалектика как общая теория развития».
Литература
1. Аронов Р.А. О некоторых вопросах постижения времени // Вопросы философии. 1994 . № 5.
2. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. – 1988 – М., 1989.
3. Доброхотов А.Н. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1992.
4. Кутырев В.А. Оправдание бытия // Вопросы философии. – 2000 - № 5.
5. Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. – М., 1993.
6. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. – 1990 - № 10.
Важнейшей особенностью человеческого самосознания является стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в космической и природной иерархии. Эта задача решается при помощи понятия «картина мира»: оно означает как бы зримый портрет мирозданья, образно-понятийную копию Вселенной. Это понятие тесно сопряжено с категорией «мировоззрение». «Картина мира» рисует мир сам по себе, «мировоззрение» - наше отношение к нему.
Мир – вся связная совокупность множественного бытия, система материальных и духовных явлений и процессов, которые окружают нас в пространстве и времени. Синонимами понятия «мир» в широком смысле являются категории Универсум, Космос, Вселенная.
В общественном сознании параллельно сосуществуют несколько картин мира, которые строятся на разных основаниях, при помощи различных языковых средств: обыденная, научная, религиозная и философская.
Раскрывая понятие "обыденная картина мира", подчеркнем, что оно отвечает на вопрос: что представляет собой мир для человека, погруженного в повседневность. В центре обыденной картины мира стоит человек, субъект действия, социального поведения. Повседневность - это мир, где он - главная фигура. Никакие другие миры, будь то космический, природный, божественный или иной, человека, занятого обыденными делами, просто не интересуют. Это единый, главный, реально чувственно данный, непосредственно переживаемый мир. Он всегда многообразен, индивидуален, т.к. не бывает единообразной повседневной картины мира у всех людей.
Научная картина мира, напротив, строится вокруг объектов, понятых как независящие от человеческой субъективности, свободные от влияний наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир "таким, каков он есть", поэтому ее ядро – обесчеловеченная, объективная реальность.
Не следует забывать, что наука - развивающаяся и подвижная система знаний, что способы видения, присущие ей, изменчивы, поэтому научная картина мира меняется с изменением знаний о мире. Подтверждая это положение, далее можно сопоставить рационально-механистический образ мира (систему мышления, основанную на идеях И. Ньютона и Р. Декарта) с современной научной картиной, в основе которой лежат открытия А. Энштейна, Резерфорда, Н. Бора, И. Пригожина и других выдающихся ученых 20 столетия.
Покажите динамичность и противоречивость современной научной картины мира.
Специфика философских картин мира заключается в том, что все они строятся вокруг отношения мир-человек. Главная тема философии - соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, целостном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и непохожи одна на другую. Их объединяет между собой интеллектуальность рассмотрения и критичность, вечное сомнение в собственных утверждениях. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.
Далее следует охарактеризовать основные подходы, которые условно можно назвать объективистским и субъективистским, в зависимости от того, какая инверсия лежит в основе философской концепции: мир-человек или человек-мир. В качестве примера первого подхода можно рассмотреть диалектико-материалистическую картину мира К. Маркса или религиозно-идеалистическую интерпретацию мироздания П. Тейяра де Шардена. Ярким примером второго подхода служат философии Ж..-П. Сартра и Дж. Беркли.
Покажите центральное место категории "бытие" в философии. Она образует смысловую ось и, организуя философскую проблематику, формирует тот способ мышления, который традиционно назывался словом "философствование". Это исходное понятие, на базе которого строится философская картина мира. Это самая общая категория философии, носящая предельно абстрактный характер.
Это понятие не просто фиксирует существование вещей, человека, идеи, мира в целом, не просто обобщает их свойства, бытие - это реальность, данная в мышлении, единство объективной и субъективной реальности. Сам термин ввел в научный оборот античный философ Парменид /VI - V вв. до н.э./. Он понимал под бытием мысль, но не субъективную мысль человека, а Логос - космический разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. В дальнейшем философское решение проблемы бытия стало своеобразным зеркалом мировоззрения эпохи. Проследите, как изменялись подходы к трактовке проблемы бытия в античности, в европейской философии средних веков, в философии Нового Времени, в русской религиозной философии, в философии 20 в.
В итоге можно прийти к убеждению, что изменение отношения к бытию связано с глубинными мировоззренческими сдвигами, которые осмысливаются философами соответствующих исторических эпох.
Раскройте содержание основных форм и уровней бытия: бытие вещей /тел/ и состояний природы, бытие человека /бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие/, бытие духовного /индивидуализированное и объективированное/, бытие социального /бытие общества и бытие отдельного человека в обществе/. Охарактеризуйте различные виды бытия, такие как бытие природное и бытие человеческое, бытие материальное и бытие идеальное, бытие как жизнь и небытие как смерть, бытие целого и его частей, бытие как единое и многообразное и т.п.
Покажите, что бытие не замкнутая в себе философская категория, а системообразующее понятие, смысловой центр, вокруг которого строятся философские системы. Не случайно онтология /учение о бытии/ во все времена считалась основным разделом философии, и изучение любой философской концепции мы начинаем с онтологических корней.
Дайте обоснование значения категории "материи" в философии. Опишите процесс формирования этой категории в истории философских учений: восхождение от чувственно-конкретных представлений к обобщениям и абстрактным представлениям о материи в античной философии; становление механистической "вещественной" концепции материи в философии и естествознании Нового Времени; возникновение марксистской диалектико-материалистической системы взглядов на мир; современные научные и философские трактовки понятия "материя". Охарактеризуйте современные научные представления о строении и свойствах материи. Выделите основные структурные уровни организации материи, покажите их взаимосвязь. Раскройте понятие "материальное единство мира", дайте современную классификацию форм движения материи, покажите их качественную специфику и органическую взаимосвязь. Охарактеризуйте всеобщие свойства пространства и времени, их связь друг с другом и с движением материи. Представьте современные научные концепции пространства-времени.
Выявите содержание понятия "сознание". Покажите, в чем трудность и загадочность решения этой проблемы на основе историко-философских представлений. Раскройте специфику двух основных подходов к решению проблемы сознания. Первый заключается в описании феномена сознания /т.е. описания способов, какими вещи даны в сознании/; второй - имеет целью объяснить, как возможно само сознание, т.е. объяснить сам феномен.
Раскройте различные версии происхождения сознания: Божественную, космическую, эволюционную /диалектико-материалистическую/. Проведите сравнительный анализ античного, средневекового, новоевропейского понимания природы и сущности сознания. Покажите, какие тенденции в понимании сознания появились в XX в. Охарактеризуйте структуру сознания. Проследите диалектическую взаимосвязь общественного и индивидуального сознания. Расскажите о способах и технологиях перестройки общественного сознания. Раскройте соотношение сознательного и бессознательного начала в личности человека. Сопоставьте взгляды К. Маркса и 3. Фрейда
По вопросу о роли бессознательного в жизни человека.