Управленческое решения и экономическая безопасность.

Таможенные платежи являются важным источником дохода бюджета государства

Протекционизмборется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции.

4) Протекционизм обеспечивает национальную и экономическую безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо в целях национальной и эк-ой безопасности. В соответствии с этим относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.

Недостатки политики протекционизма:

1) Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции.

2) Протекционизм замедляет экономический рост.Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (например, географическое положение). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы между более и менее эффективными производствами, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.

3) Протекционизм, в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли.

4) Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен

5) Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны.Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию.

Таким образом, политика протекционизма обладает привлекательными положительными и настораживающими отрицательными сторонами.

Управленческое решения и экономическая безопасность.

Экономическая безопасность предприятия (ЭБП) - это обеспечение защищенности жизненно важных интересов предприятия от внутренних и внешних угроз, организуемое администрацией и коллективом предприятия путем реализации системы мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера.

Целью обеспечения ЭБП является ограждение его собственности и сотрудников от источников внешних и внутренних угроз безопасности, предотвращение причин и условий, порождающих их. Механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности, т.е. система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению (т.е. по выходу предприятия из зоны опасности), проводить экспертизу принимаемых решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции ЭБП.

При этом следует помнить, что состояние защищенности носит динамичный характер, а угрозы, исходящие изнутри предприятия не менее опасны, чем извне.

В стратегическом плане важнее, прежде всего, выявление имеющихся противоречий в сфере экономики, порождающих угрозы в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а на следующем этапе необходимо выделение негативных факторов и раскрытия механизмов их воздействия на состояние ЭБП.

Естественно, необходима и разработка набора экономических показателей, которые открывают возможность для обоснования оценок происходящих процессов. Противоречия в сфере экономики определяют стратегический уровень обеспечения ЭБП, фиксируют долговременную направленность его деятельности. Решению этих противоречий и подчиняется вся деятельность предприятия, вся система мер, направленная на подавление и ликвидацию угроз, борьба с которыми носит тактический характер, определяемый обстановкой на конкретный период и задачами, определяемыми этой ситуацией. Трансформация обстановки и задач непосредственно воздействует на разработку системы защитных мер, которые должны быть адекватны особенностям сложившегося положения.

- Следовательно, состояние защищенности экономических отношений – это важнейший критерий уровня состояния экономической безопасности бизнеса и общества в целом.

- В систему ЭБП входят следующие критерии и параметры, отвечающие требованиям экономической безопасности:

- сбор, анализ, оценка и прогнозирование данных, характеризующих состояние безопасности на предприятии;

- финансовая безопасность предприятия;

- защита законных прав и интересов предприятия и его персонала;

- оперативное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны внешних угроз, разработка превентивных мер;

- защита информационных ресурсов предприятия;

- изучение партнеров, клиентов и конкурентов;

- добывание необходимой информации для выработки оптимальных управленческих решений по вопросам тактики и стратегии устойчивой экономической деятельности;

- формирование в деловой среде благоприятного мнения о предприятии, способствующего реализации планов экономической деятельности;

- выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной деятельности сотрудников предприятия в ущерб его безопасности;

- физическая и техническая охрана зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и территорий;

- недопущение проникновения на предприятие отдельных лиц с противоправными намерениями;

- контроль эффективности функционирования системы ЭБП.

Безопасность предприятия - это состояние защищенности интересов и прав, связанных не только с результатами его коммерческой деятельности, но и с социальными интересами его персонала. Такое широкое понимание безопасности требует системного подхода к выявлению и оценке угроз, их предотвращению, а результатами обеспечения экономической безопасности предприятия будет стабильность его функционирования, прибыльность его финансово-коммерческой деятельности и эффективное управление персоналом.

Из выше приведенного можно сделать вывод, что до создания на предприятиях общерыночного стандарта финансового контроля еще пока далеко.

Заключение.

Подводя итоги вышесказанного, стоит отметить следующее:

1. Необходим системный подход к обеспечению экономической безопасности предприятия, постоянная организационная и исследовательская активность в построении политики финансовой безопасности предприятия.

2. Эффективная деятельность в сфере обеспечения финансовой безопасности предприятия невозможна без компьютерной базы и без современного программного обеспечения, без систем поддержки принятия решений и т.д.

Конечно, такая деятельность должна осуществляться специалистами и невозможна без сбора отчетности и анализа информации. Сбор отчетности сейчас - это не просто сбор бумажек, это сбор информации в электронном виде. А электронная отчетность дает широкие возможности для аналитических прогнозов, для построения риск-менеджерских систем.

3 Продовольственная безопасность в странах Западной Европы

· С 1950-х и до середины 1970-х годов политика государств Западной Европы в области сельского хозяйства была направлена на наращивание объёмов производства с целью самообеспечения страны

· в настоящее время встала другая проблема – расширение рынка сбыта продовольственной продукции.

Проводимая с 1998 года реформа сельскохозяйственной политики ЕС предусматривает:

1) снижение средств поддержки в бюджетных расходах (затраты на единую сельскохозяйственную политику в отдельные годы достигали 70%);

2) гарантированный минимальный уровень цен;

3) увеличение выплат компенсационных платежей фермерам;

4) увеличение расходов на охрану окружающей среды;

5) снятие ограничений на производство зерновых культур.

Данные меры были направлены на снижение потребительских цен и улучшение качества сельскохозяйственных товаров, что способствовало бы экспорту товаров без субсидий и быстрому реагированию рыка на потребительский спрос.

Для экономики западных стран характерно проведение политики в области производства, распределение и потребление как продовольственных продуктов, так и средство производства.

· Продовольственная безопасность в Японии
Актуальность проблемы продовольственной безопасности в Японии приобрела после кризиса в мировой экономике в 1974 году, связанного с резким скачком цен на сырьё и энергоносители (уровня самообеспеченности продовольствием (с 93% В 1960 г. до 79% в 1975 г.)

· Япония, в достаточной мере самообеспеченная рисом, фруктами, овощами, морепродуктами, сильно зависит от поставок кукурузы, зерновых, бобовых, при том что потребление риса постоянно снижается, уступая место импортируемым товарам.

· В настоящее время основным экспортёром в Японию являются США. На их долю приходится 23,9% японского импорта, основную часть которого составляют сельскохозяйственные товары.

В правительственном документе «Политика обеспечения страны продовольствием» обозначены основные цели продовольственной безопасности:

· 1) сохранить уровень самообеспечения продовольствием, повышая производство продукции, и эффективно использовать доступные в Японии ресурсы;

· 2) заключить двухстороннее соглашение со странами-экспортёрами, гарантируя стабильные поставки продовольствия;

· 3) создать резерв наиболее важной сельскохозяйственной продукции для предотвращения кризисной ситуации;

· 4) расширить помощь сельскому хозяйству развивающихся стран, чтобы диверсифицировать источники импорта.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственная политика Японии в области продовольственной безопасности импортоориентирована и направлена в первую очередь на расширение рынка поставщиков продовольствия и снижение доли основных импортёров в общем объёме поставок.

Продовольственная безопасность в Китае
Продовольственная безопасность в Китае

· Опыт Китая является самым показательным, так как сумел в течение короткого периода (с 1995 г.) достичь высокого уровня самообеспеченности зерновыми и перейти от закрытой экономики к постоянному присутствию на мировых рынках.

Китай удвоил объём производства кукурузы,

Является крупнейшим в мире производителем пшеницы (на

втором месте – страны ЕС) и риса (следующим крупнейшим

производителем является Индия).

После США Китай является вторым по величине производителей

кукурузы.

· Следует отметить, что чрезмерно высокие темпы роста в сельскохозяйственной отрасли нарушили баланс производства.

· В начале 2000 г. китайское правительство впервые дало указание о сокращении объёмов производства кукурузы, пшеницы, риса.

· Успехи в экономике в немалой степени были обусловлены значительной ролью государственного регулирования.

· Приоритет будет отдан обеспечению производства высококачественного продовольствия и кормов.

· Таким образом, быстрый рост производства продовольствия в последние годы сопровождался повышением его себестоимости, ежегодное увеличение которой составляло 10%.

· Таким образом, достигнув значительных объёмов производства в стране, КНР решает теперь задачу повышения качества производимой продукции и расширения рынков сбыта. Поэтому целью вступления в ВТО с точки зрения продовольственного обеспечения можно считать увеличение экспортных возможностей и повышение качества сельскохозяйственных продуктов.

Результаты реформ

По мнению академика РАН А. Д. Некипелова, реформы 1990-х годов (в частности, максимальная либерализация экономической деятельности, произвольное распределение госсобственности, финансовая стабилизация за счёт жёсткого ограничения совокупного спроса) привели к созданию убогой квазирыночной системы, особенностями которой были «беспрецедентная натурализация хозяйственной деятельности, устойчивое значительное превышение процентной ставкой уровня отдачи капитала в реальном секторе и неизбежная в этих условиях ориентация всей экономики на финансово-торговые спекуляции и растаскивание ранее созданного богатства, хронический фискальный кризис, вызванный возникновением „дурной последовательности“: „дефицит бюджета — сокращение государственных расходов — спад производства и разрастание неплатежей — сокращение налоговых поступлений — дефицит бюджета“».[27]

§ Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Индекс потребительских цен с 1992 г. по 1995 г. увеличился в 1187 раз, а номинальная зарплата — в 616 раз. Тарифы на грузовые перевозки увеличились за те годы в 9,3 тыс. раз, а индекс цен реализации продукции сельского хозяйства производителями продукции повысился всего в 780 раз, в 4,5 раз меньше, чем в промышленности. Неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что механизм неплатежей перестал справляться с его сбалансированием.[28]

§ Заметное обеднение едва ли не большинства населения России в начале 90-х годов: жизненный уровень основной массы населения снизился по многим характеристикам в 1,5-2 раза — до показателей 60-70-х годов[29].

§ Структура промышленного производства за годы преобразований также изменилась. Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий.[30] Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4—5 раз, расходы на научные исследования и конструкторские разработки — в 10 раз, а по отдельным направлениям — в 15—20 раз.[источник не указан 1041 день]Главным источником экспортных доходов являлись сырьевые ресурсы. Удельный вес сферы услуг вырос, однако доля личных услуг сократилась, а доля услуг сферы обращения увеличилась.[источник не указан 1041 день] Экспорт сырья позволял финансировать первоочередные бюджетные нужды, но внешнеэкономические связи выступали скорее как текущий конъюнктурный стабилизатор экономики, а не механизм повышения конкурентоспособности. Иностранные кредиты, полученные Россией на преобразования и стабилизацию экономики являлись важным средством сбалансированности бюджета.[источник не указан 1041 день] За 15 лет, прошедших с начала рыночных реформ в России, один из наиболее существенных спадов по сравнению с другими отраслями промышленности испытало судостроение[31].

§ При переходе к рыночной экономике появился рынок труда, увеличилась безработица. По методологии Международной организации труда (МОТ), на начало 2003 г. безработными были 7,1 % экономически активного населения (без учета скрытой безработицы). Разрыв между минимальными и максимальными уровнями безработицы по регионам составил 36 раз.

§ В конце 1998 и начале 1999 годов обозначилась тенденция к экономическому росту. После девальвации августа 1998 г. была резко снижена конкурентоспособность импорта, что увеличило спрос на отечественные товары пищевой промышленности и других отраслей. Важнейшим фактором экономического роста являлся рост объёмов производства на всех предприятиях топливно-энергетического комплекса, где стремились компенсировать убытки от падения цен на мировых рынках — экспорт по стоимости сокращался в течение 1998 г., в физических объёмах — увеличивался.

§ Либерализация ценообразования сняла проблемы товарного дефицита конца 80-х, но вызвала снижение жизненного уровня большинства населения, гиперинфляцию (ликвидации сбережений).

§ Ряд экономистов полагает, что причиной экономического подъёма в России (и других странах бывшего СССР) начиная с 1999 года является, прежде всего, переход от плановой к рыночной экономике, осуществлённый в 1990-е годы[32].

§ Как полагает доктор экономики, профессор Гарвардского университета Янош Корнаи, в России произошло развитие «абсурдной, извращенной и крайне несправедливой формы олигархического капитализма»[33]. Руслан Гринберг, член-корреспондент РАН, директор Института экономики РАН также отмечал, что в результате политики Ельцина и реформаторов сформировался «олигархический капитализм»[34].

§ Либерализация цен и новая налоговая политика оказали разрушительное воздействие на частное предпринимательство.[35] За 1992 год в России число малых предприятий в сфере производства резко сократилось.[35]

§ Либерализация цен и либерализация внешней торговли привели к высоким темпам роста цен в российской экономике, а также к кардинальным и негативным для развития экономики изменениям ценовых пропорций.[36]

5 Внешнеторго́вый бала́нс страны́ — соотношение стоимости товаров, экспортированных и импортированных в течение определённого промежутка времени (например, за один календарный год). Внешнеторговый баланс включает фактически оплаченные и осуществлённые в кредит товарные сделки. Внешнеторговый баланс составляется по отдельным странам и по группам государств.

Торговый баланс имеет своё сальдо. Торговое сальдо — это годовой (квартальный или ежемесячный) показатель сведения внешнеторговых сделок страны. Если торговый баланс имеет положительное сальдо, это означает, что в денежном эквиваленте (товарный объём переводится в денежный) товаров за границу (экспорт) было отправлено больше, чем получено из других стран (импорт). Если сальдо отрицательно, то ввоз товаров преобладает над вывозом. Положительный торговый баланс говорит о спросе товаров данной страны на международном рынке, а также о том, что страна не потребляет всё то, что производит. Отрицательный торговый баланс говорит о том, что страна кроме своих товаров потребляет и иностранные товары. Отрицательный торговый баланс в таких странах как США и Великобритания позволяет сдерживать инфляцию и поддерживать высокий уровень жизни за счёт переноса трудоёмких производств за пределы государства.

Профицит торгового баланса в феврале 2012 составил $19,7 млрд: экспорт — $45 млрд, импорт — $25,3 млрд.

Профицит торгового баланса РФ за 2011 год увеличился на 30,6% по сравнению с 2010 годом — со $151,7 млрд до $198,1 млрд. Об этом свидетельствуют материалы Банка России.

По оценке ЦБ РФ, экспорт России за прошлый год составил $521,4 млрд, что на 30,2%, или$121 млрд, больше показателя 2010 года. На нефть пришлось $180,8 млрд, на газ — $64,6 млрд.

Импорт в РФ увеличился на 30% — до $323,3 млрд с $248,7 млрд в 2010 году.

Наши рекомендации