Элементы метода бухгалтерского учета.

Документирование - первичная регистрация хозяйственных операций в момент и в местах их совершения с помощью документов при соблюдении определенных требований, в результате чего документ приобретает юридическую силу.

Инвентаризация позволяет через проверку в "натуре" материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации обеспечивается и контролируется сохранность материальных ценностей, денежных средств и других активов, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. С помощью инвентаризации организуется более четкий контроль за наличием и движением активов и обязательств организации, работой материально-ответственных лиц.

В бухгалтерском учете принят основной принцип оценки его объектов - по фактической себестоимости. Таким образом, оценка представляет собой способ выражения в денежном измерителе активов организации и источников их формирования.

Фактическая себестоимость объектов учета определяется с помощью приема калькулирования, т.е. расчета всех элементов себестоимости. Сопоставление текущих издержек с конечными результатами производится с помощью оценки, базирующейся на данных калькуляции фактической себестоимости.

Таким образом, калькулирование - расчет затрат по видам продукции и на ее единицу, связанных с производством и реализацией по предприятию в целом и по структурным подразделениям. Себестоимость продукции определяется на всех предприятиях на основе нормативных актов, устанавливающих состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в ее себестоимость.

Для процесса управления необходима информация о наличии и движении имущества и обязательств организации по отдельным их группам, видам и наименованиям. Для этих целей используется система счетов. Счет - информационная система, определяющая группировку и текущий учет однородных объектов, их сущность и изменения.

На каждый вид имущества и обязательств открывается отдельный счет. Различают два основных вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса, и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета имущества по их составу и размещению, пассивные - для учета источников по их целевому назначению. Строение счетов, независимо от их вида, одинаково - это таблица двусторонней формы, левая сторона которой есть дебет, а правая - кредит.

Хозяйственные операции на счетах отражаются способом двойной записи, обусловленной двойственностью самих хозяйственных процессов. Так, хозяйственная операция поступления денежных средств в кассу из банка (расчетного счета организации) одновременно отражается как оприходование денег в кассу и списание денег с расчетного счета. Таким образом, счета и двойная запись применяются для регистрации, текущей группировки и обобщения учетной информации об объектах бухгалтерского учета, затрагиваемых хозяйственной операцией.

Через счета и двойную запись лежит путь к систематическому обобщению итогов хозяйственной деятельности и выбору дальнейшей стратегии организации. Достигается эта цель через составление бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс включает остатки счетов на определенную дату - конец отчетного периода, которые образуют активы субъекта, его собственный и заемный капитал.

Его данные необходимы для контроля наличия, движения и структуры имущества организации и источников его формирования, для анализа финансового состояния и платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр.

Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности находит отражение в отчетности. Ею пользуются как внутренние, так и внешние пользователи. Поэтому отчетность составляется по определенным правилам и стандартам.

Отчетность является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

Таким образом, бухгалтерский баланс и отчетность являются способом итогового обобщения текущей учетной информации.

Содержание отдельных методов показывает, что объекты отражаются в бухгалтерском учете сплошным и непрерывным образом во временной связи. При этом выявляется взаимная зависимость между отдельными явлениями.

Метод бухгалтерского учета позволяет не только наблюдать, измерять многочисленные операции в процессе хозяйственной деятельности, но также и экономически обобщать полученные данные.

Посредствам метода бухгалтерского учета рассчитываются затраты, производимые при осуществлении тех или иных процессов, данные о которых необходимы для контроля за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Отражение и экономическое обобщение учитываемых объектов осуществляются в едином денежном измерении, без чего не возможно получение сводных данных о хозяйственной деятельности.

Метод бухгалтерского учета есть система способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, взаимосвязанное и объективное отражение, экономическое обобщение и подсчет в денежном измерении объектов бухгалтерского учета.

Функции бухгалтерского учета:

Информационная функция. Учетно-аналитическая информация, характеризующая фактическое состояние финансово - хозяйственной деятельности организации, формируется в бухгалтерском учете.

Контрольная функция предполагает постоянный контроль над использованием всех видов ресурсов организации.

Контроль - система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Аналитическая функция позволяет осуществлять анализ производственной и финансовой деятельности организации и ее результатов.

21. Финансы и финансовые ресурсы предприятия. Содержание приемов финансового менеджмента.

Финансы - ϶то система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их кругооборота.

Финансы предприятий — составная часть всей финансовой системы.

Денежные доходы, накопленные их собственниками для последующего расходования, а также средства, привлеченные в качестве кредитов, составляют финансовые ресурсы, которые делятся на собственные и привлеченные (кредитные).

Собственные финансовые ресурсы находятся в полном распоряжении их владельца, а кредитные привлекаются на срок и подлежат возврату вместе с процентными выплатами за их использование.

Источниками кредитных ресурсов выступают временно ϲʙободные денежные средства предприятий, населения, а в некоторых случаях и государства.

В основе организации финансов предприятий лежат следующие принципы:

  • самостоятельность в области финансово-хозяйственной деятельности;
  • самофинансирование;
  • заинтересованность в результатах работы;
  • ответственность за данные результаты;
  • образование финансовых резервов;
  • деление средств на собственные и заемные;
  • первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом;
  • финансовый контроль за деятельностью предприятий;

Движение денежных средств на предприятии — непрерывный процесс.

В общем денежном обороте предприятия можно выделить следующие отношения:

  • образование и использование целевых фондов внутрихозяйственного назначения (уставного фонда, фонда развития производства, поощрительные фонды и т.д.);
  • возникающие при участии в других предприятиях (внесение паевых взносов, участие в распределении прибыли от совместной деятельности и прочее);
  • с работниками предприятия;
  • с покупателями продукции;
  • со страховыми организациями;
  • с банковской системой;
  • с государством;
  • с вышестоящими управленческими структурами.

Финансовые ресурсы - предприятия ϶то денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих, т.е. совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации или иммобилизации.

Организация, планирование и стимулирование использования финансовых ресурсов реализуется с помощью финансового механизма.

Финансовый механим -состоит из пяти взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовые методы- ϶то способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Действие финансовых методов пробудет в образовании и использовании денежных фондов.

Финансовые рычаги- ϶то приемы действия финансовых методов.

Правовое обеспечениефункционирования финансового механизма содержит в себе законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма — ϶то инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и др.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма — ϶то различная экономическая, коммерческая, финансовая и другая информация.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется с помощью источников как собственных, так и заемных денежных средств. Источниками финансовых ресурсов будут все денежные доходы и поступления, которыми располагает предприятие или иной хозяйствующий субъект в определенный период (или на дату) и которые направляются на осуществления денежных расходов и отчислений, необходимых для производственного и социального развития

Финансовое состояние предприятияхарактеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела демонстрирует конечные результаты его деятельности.

Конкретное содержание финансов организации раскрывается в их функциях.

Финансы предприятия выполняют в основном три функции:

  • распределительную (стимулирующую) - следует понимать ее участие в процессе распределения доходов;
  • контрольную - остоит в отслеживании финансового состояния и проверке эффективности ее деятельности;
  • обслуживающую (воспроизводственную) - эту функцию называют воспроизводственной. Наличие ϶той функции связано с необходимостью обеспечения непрерывного движения доходов.

Финансовые ресурсы предприятия — ϶то его основной и оборотный капитал.

Формирование и пополнение финансовых ресурсов — важная финансовая проблема. Первичноеформирование данных капиталов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал.

Уставный (акционерный) капитал — имущество предприятия, созданное за счет вкладов учредителей.

Финансовые ресурсы — ϶то денежные средства, остающиеся в распоряжении предприятия после осуществления текущих затрат по покрытию материальных расходов и оплаты труда.

Основной источник формирования финансовых ресурсов— ϶то прибыль. Прибыль — часть валового дохода предприятия. Не стоит забывать, что валовой доход предприятия — выручка от продажи продукции за вычетом затрат.

Наши рекомендации