Курс лекций по учебной дисциплине.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»
для специальности 1-26 81 02 Инновационный менеджмент
Составитель: А.В. Марков – первый проректор,
доктор экономических, наук, профессор
Рассмотрен и утвержден
на заседании Совета ИПП
(протокол № 6 от «30»июня 2015 г.)
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Курс лекций по учебной дисциплине.
Тема 1. Предмет, содержание и задачи дисциплины
«Планирование инновационного развития».
Основные вопросы:
1. Предмет и целевая функция изучаемой дисциплины. Ее задачи по формированию у обучаемого требуемого уровня компетенций.
2. Роль изучаемой дисциплины в подготовке специалистов экономико-управленческого профиля.
3. Концепция и структура изложения дисциплины. Организация образовательного процесса.
1. Предметомданной дисциплины является изучение механизмов планирования процессов инновационного развития в условиях глобализации и ускорения темпов научно-технического прогресса. К ее целевой функции относится определение наиболее перспективных направлений деятельности организации, способных обеспечить ей необходимый уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках, а также обоснование приоритетных направлений научно-технической деятельности в экономике страны, которые должны лечь в основу ее национальной специализации в системе мирового разделения труда.
Задачи дисциплины по формированию у обучаемого требуемого уровня компетенций состоят в том, чтобы у магистранта сложились системные знания и представления о роли и методах планирования на современном этапе экономического развития, о его механизмах, используемых применительно к инновационной сфере как на микро, так и на макроуровне.
2. Изучение дисциплины «Планирование инновационного развития» играет весьма важную роль в подготовке специалистов экономико-управленческого профиля. В границах быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, условий хозяйствования, требований и ожиданий со стороны потребителя и внешнеэкономических факторов, предопределяющих ускоренный рост производительности труда и интегральной конкурентоспособности, стратегическая ориентация деятельности организации и развития страны в целом становится одним из решающих аспектов выживания в современной экономике. Поэтому задачи планирования инновационного развития как на микро, так и на макроуровне становятся все более и более актуальными.Главная жероль в их реализации должна принадлежать специалистам экономико-управленческого профиля как носителям специфических профессиональных знаний в этой области.
Настоящий учебный курс имеет прямую связь и создает методологические предпосылки для более глубокого понимания и усвоения магистрантами знаний по таким образовательным дисциплинам как: «Теория и технологии инноваций», «Стимулирование инновационной деятельности», «Инновационные системы и инфраструктуры» и другими.
3. С точки зрения образовательного процесса, концепция настоящей дисциплина состоит в том, чтобы сформировать у студентов базовые знания в области теории и методологии планирования инновационного развития, которые они смогли бы использовать в своей практической деятельности применительно к задам разработки среднесрочной или долгосрочной стратегии организации или национальной экономики в условиях происходящих в мире глобальных технологических сдвигов.
Структурно учебная дисциплина включает в себя, помимо настоящей, еще пять тем:
· Стратегическое планированиекак функция стратегического управления;
· Перспективное планирование как системная составляющая стратегического планирования;
· Научно-техническое прогнозирование;
· Технологическое предвидение;
· Приоритеты научно-технической деятельности.
Организация образовательного процесса по данной дисциплине осуществляется в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к ней нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь, а также положениями, инструкциями и иными регламентами, принятыми в Институте парламентаризма и предпринимательства.
Согласно тематического плана на изучение данного курса отводится 96 часов. Из них на очной/заочной форме обучения 48/18 часов приходится на аудиторные занятия, в том числе на лекции – 24/8 часов, на семинары – 18/4 часов, на управляемую самостоятельную работу – 6 часов, остальное – на самостоятельную работу. Контроль знаний осуществляется в форме рейтинговой оценки. Итоговой формой контроля знаний магистранта является экзамен.
Тема 2. Стратегическое планирование как функция