Курс лекций по учебной дисциплине
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ИННОВАЦИЙ»
для специальности 1-26 81 02 Инновационный менеджмент
Составитель: В. Марков – первый проректор,
доктор экономических, наук, профессор
Рассмотрен и утвержден
на заседании Совета ИПП
(протокол № 6 от «30»июня 2014 г.)
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Курс лекций по учебной дисциплине
Тема 1. Предмет, содержание и задачи дисциплины «Теория и технологии инноваций».
Основные вопросы:
1. Инноватика как новая форма знаний.
2. Инновационный менеджмент как направление исследований в инноватике.
3. Роль изучаемой дисциплины в подготовке специалистов экономико-управ-ленческого профиля.
4. Концепция структура и организация процесса изучения дисциплины.
1. Важнейшей чертой современного этапа цивилизационного развития является его выраженная инновационной доминанта, пронизывающая все области общественно-экономической и человеческой деятельности. При этом нововведения реализуются не только в технике и технологиях, но также в сфере политики и управления, образования и культуры.
В этом случае особое значение приобретают исследования инновационных процессов и механизмов, регулирующих инновационное развитие. Базовыми компонентами анализа социального и научно-технического прогресса становятся инновационные системы, инновационная деятельность, инновационные отношения, а также общественное, групповое и индивидуальное инновационное сознание и поведение.
Инновационная реальность становится актуальным предметом научного осмысления. Начиная с 80-х гг. XX в. происходит оформление научных знаний в области инноватики (выделение нового типа социальных феноменов, образующих инновационную реальность, становление нового понятийного аппарата, создание новых социальных институтов). Внутри самой инноватики появляются относительно самостоятельные направления: формирование новшеств; сопротивление нововведениям; диффузия инноваций, адаптация к ним человека и их приспособление к человеческим потребностям; инновационный менеджмент; выработка инновационных решений и др.
В настоящее время инноватика – это развивающаяся междисциплинарная наука, становление которой характеризуется формированием самостоятельной терминологии и ее проблемного поля. Исследователи определяют инноватику как «науку о целенаправленных нововведениях», «науку об управляемом развитии». Таким образом, инноватика является теоретической и методологической основой для формализованного описания и моделирования инновационной деятельности, ее организации и управления инновационными процессами, обеспечивающими формирование и трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества.
Инноватика как особая предметная область, имеет и свой объект исследования. В понятийном смысле объектом инноватики выступает процесс инновационного развития экономики, общества и государства. Предметом - является инновационная деятельность включающая в себя создание, освоение и распространение инноваций, то есть принципы, законы и закономерности инновационных процессов в социально-экономических системах, модели и методы описания, исследования организации и управления инновационной деятельностью на макроуровне (национальные инновационные системы), мезоуровне (отраслевые и региональные инновационные кластеры) и микроуровне (стратегии и механизмы инновационного развития отдельных предприятий и организаций).
Гносеологическими корнями инноватики выступают такие области науки, как экономика, финансы, социология, философия, инженерное про-ектирование, предпринимательство, организация, менеджмент, производство, информатика, маркетинг, логистика, поведенческая психология, педагогика и другие.
2. По отношению к инноватике инновационный менеджмент выступает как одна из форм функционального менеджмента, объектом которого является инновационная деятельность. В самом общем виде его можно представить в виде системы, включающей в себя механизмы принятия решений и разработки управленческих воздействий, направленных на обеспечение непрерывности и повышение эффективности инновационного процесса во всех фазах его реализации (создания, внедрения и использования нововведений).
Методыинновационного менеджмента используются как для управления социально-экономическими системами, институциональными субъектами, так отдельными организациями. Поэтому сфера его интересов распространяется одновременно и на государственное управление макроэкономическими процессами, и на административно-производственную деятельность отдельного предприятия.
С методологической точки зрения к предмету инновационного менеджмента относятся следующие области и направления исследований (таблица 1):
Таблица 1. Области и направления исследований по предмету «Инновационный менеджмент».
Область исследований | Направления исследований | |
Теория и методология инновационного развития | Теория и технологии инноваций (современные детерминанты развития мировой экономики, понятийный аппарат инновационной сферы) | |
Стимулирование инновационной деятельности | ||
Планирование инновационного развития | ||
Инновационные системы и инфраструктуры | ||
Системные условия инновационной деятельности | Организация инновационного высшего образования | |
Организация трансфера технологий | ||
Развитие международного научно-технического сотрудничества | ||
Развитие малого и среднего бизнеса в инновационной экономике | ||
Инновационная деятельность на предприятии | Организация инновационной деятельности на предприятии | |
Управление инвестициями в инновационной деятельности | ||
Проектное управление инновационной деятельностью | ||
Управление интеллектуальной собственностью | ||
Управление рисками в инновационной деятельности | ||
3. Изучение дисциплины «Теория и технологии инноваций» играет весьма важную роль в подготовке специалистов экономико-управ-ленческого профиля. Еще в 2004г., на этапе перехода национальной экономики к системной модернизации, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отмечал, что только инновационная ориентация, инновационная деятельность может стать тем "локомотивом", который выведет ее на новые рубежи[1]. Поэтому инновационному императиву развития должны быть подчинены и политика реформ и преобразований, и тактика конкретных действий во всех проявлениях жизни общества и государства[2].
С позиции образовательного процесса, данная дисциплина является специальным учебным курсом, направленным на формирование у студентов базовых знаний в области инновационной экономики. Она создает научно-практические предпосылки для использования системного подхода к изучению структурных процессов, протекающих в мировой экономике, механизмов их рыночного регулирования в условиях глобализации и ускорения темпов научно-технического прогресса, технологических сдвигов, происходящих в общественно-экономическом развитии.
Настоящий учебный курс имеет прямую связь и создает методологические предпосылки для более глубокого понимания и усвоения студентами знаний по таким образовательным дисциплинам как: антикризисное управление, внешнеэкономическая деятельность, государственное регулирование экономики, макроэкономика, международная экономика, международные экономические отношения, инновационные системы и инфраструктуры, организация государственного управления, основы экологии и энергосбережения, прогнозирование и планирование экономики, прогнозирование рынка, стратегическое управление, экономика и управление инновациями и другими.
4. Концептуально образовательная дисциплина построена таким образом, чтобы дать студентам базовые представления об инновационных процессах, происходящих сегодня в мировой экономике,сформироватьу них понятийный аппарат инновационной сферы.
Структурно учебная дисциплина включает в себя, помимо настоящей, еще четыре темы:
1. Институциональная трансформация социально-экономической парадигмы цивилизационного развития.
2. Современные детерминанты развития мировой экономики
3. Основные понятия инновационной деятельности.
4. Базовые категории инновационной сферы.
Организация образовательного процесса по данной дисциплине осуществляется в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к ней нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь, а также положениями, инструкциями и иными регламентами, принятыми в Институте парламентаризма и предпринимательства.
Согласно тематического плана на изучение данного курса отводится 96 часов. Из них на очной/заочной форме обучения 48/18 часов приходится на аудиторные занятия, в том числе на лекции – 24/8 часов, на семинары – 18/4 часов, на управляемую самостоятельную работу – 6 часов, остальное – на самостоятельную работу. Контроль знаний осуществляется в форме рейтинговой оценки. Итоговой формой контроля знаний является экзамен.
.