Стили управления (методы руководства).

Стиль управления – это стабильная и продуманная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, выражающая его взгляды, индивидуальность и личные качества.

В зависимости от характера руководителя и их отношений к подчиненным выделяют три стиля руководства: автократический (авторитарный, властный), демократический и либеральный (пассивный).

Основные стили:

1. Авторитарный, характерен для руководителей, которые обычно самовластно решают большинство вопросов, касающихся деятельности коллектива, не считаясь с мнением его членов. Такие руководители не терпят возражений и замечаний подчиненных, они преувеличивают роль административных методов управления. При авторитарном стиле неизбежны пассивность исполнителей, их самоизоляция, заискивание и угодничество, скрытность.

Разновидность - эксплуататорский (все сконцентрировано в верхнем уровне управления),

2. Демократический предполагает стремление руководителя к коллегиальному решению всех принципиальных вопросов деятельности предприятия и его подразделений. Такой руководитель поощряет активность подчиненных, систематически информирует их о положении дел, адекватно воспринимает критику в свой адрес, а вырабатывая и принимая решение, учитывает мнение всего коллектива. В отношениях между руководителем и подчиненными преобладают методы убеждения

Разновидность - благожелательный, консультативный, партисипативный (решения одобренные большинством сотрудников) иногда выделяют патерналисткий стиль (основное отличие которого от демократичного стиля заключается в масштабах делегирования и в степени готовности следовать мнению большинства),

3. Либеральный характеризуется непоследовательностью, излишней мягкостью поведения руководителей и специалистов. Они не предъявляют конкретных требований к подчиненным, их деятельность зачастую бесплановая и подвержена воздействию случайностей. Не ведется серьезная борьба с неполадками на производстве и нарушениями дисциплины, не обращается внимания на недостаток квалификации. Нет откровенной борьбы мнений внутри коллектива.

Руководители либерального стиля, как правило, не обладают авторитетом, их указания не выполняются либо выполняются плохо

Разновидность - собственно либеральный, бюрократический (минимальное вмешательство руководителя в управление бизнесом)

1) "Управленческая решетка" Р. Блейка и М. Мутона (см. рис.1).

Она представляет собой таблицу, состоящую из 9 строк и 9 столбцов, пересечение которых образует 81 поле. Если такую таблицу наложить на правый верхний квадрант, образованный осями абсцисс и ординат, то на них можно отобразить величину экспертных оценок подходов, которых придерживается тот или иной конкретный руководитель, и определить занимаемое им поле на "решетке", характеризующее применяемый им на практике стиль управления.

В результате руководитель, ориентация которого в каждом направлении оценивается одним баллом, попадает на поле 1.1., пребывание на котором свидетельствует о том, что он в равной мере не уделяет внимания ни первому, ни второму подходам.

Руководитель, занимающий поле 1.9., главное внимание уделяет людям, созданию и упрочению коллектива, благоприятного морально-психологического климата и творческого настроя в нем, считая, что таким способом можно достичь высоких результатов даже при отсутствии внимания к организационно-техническим условиям.

Руководитель с поля 9.1., наоборот, основное внимание уделяет организационно-технической стороне дела, мало внимания обращая на отдельных людей и коллектив в целом.

Руководитель, находящийся на поле 5.5. примерно поровну делит свои "привязанности" между людьми и организационно-техническими факторами производства.

И, наконец, руководитель, позиции которого характеризуются баллами 9.9. создает команду единомышленников, способных на любые дела. Здесь совместно определяются цели деятельности, совместно создаются благоприятные условия для их осуществления и самореализации людей.

2) Одной из наиболее современных является модель стилей руководства, предложенная американскими учеными В. Врумом и Ф. Йеттоном. По их мнению, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления.

А. Руководитель сам принимает решение на основе имеющейся информации.

Б. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.

В. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.

Г. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение.

Д. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

3) В соответствии с ситуационной теорией П. Херсли и К. Бланшара применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта в решении конкретных задач.

Херсли и Бланшар сформулировали четыре основных стиля руководства. Суть самого простого из них заключается в указаниях, что и как нужно делать тем сотрудникам, которые по каким-либо причинам не способны или не желают отвечать за результаты своей работы. В этом случае руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.

Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они уже хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этого по каким-либо причинам, предпочтителен стиль руководства, сочетающий в равной мере как ориентацию на организационную сторону дела, так и на коллективность. Здесь руководитель должен одновременно и давать исполнителям указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.

Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их участие в принятии решений. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю следует разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где нужно без навязчивости помочь.

При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность, работать самостоятельно без указаний и помощи руководства, Херсли и Бланшар рекомендуют делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления. В этом случае руководитель может сочетать направление своих усилий как на решение задач, так и на развитие человеческих отношений.

Наши рекомендации