Тема 7. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Вопросы для обсуждения

1. Какие показатели характеризуют объемы деятельности промышленного предприятия ?

2. В чем отличие товарной и реализованной продукции ?

3. Что такое товарная политика ?

4. В чем отличие понятий «номенклатура » и « ассортимент » товаров?

5. Каковы фазы жизненного цикла товара?

6. На какие группы следует разделить ассортимент товаров при разработке товарной политики ?

7. Охарактеризуйте основные функции цены?

8. Из каких элементов состоит оптовая цена промышленности ?

9. Каков состав розничной цены ?

10. Каковы этапы разработки ценовой политики на предприятии ?

11. Дайте характеристику основным методам ценообразования.

12. Что понимается под производственной мощностью промышленного предприятия ?

13. Какие факторы влияют на производственную мощность промышленного предприятия ?

14. Какие этапы включает планирование производственной программы ?

15. Какие показатели используются для оценки эффективности производственной программы?

16. Какие показатели характеризуют объемы деятельности предприятий торговли и общественного питания?

17. Какие факторы влияют на формирование объемов оборота предприятий розничной торговли?

18. Какие факторы влияют на формирование объемов оборота предприятий оптовой торговли?

19. Какие факторы влияют на формирование оборота и производственной программы предприятий питания?

20. Каково назначение товарных запасов в предприятиях торговли?

Тесты

Инструкция: выберите правильные варианты ответов (один или несколько).

1. По степени завершенности в рамках производственного цикла различают следующие результаты производства:

1) незавершенное производство;

2) завершенное производство;

3) полуфабрикаты;

4) готовые изделия;

5) брак;

6) изделия, не прошедшие технического контроля;

2. В объем валовой продукции предприятия за определенный период включается:

1) стоимость готовой продукции, произведенной в данном периоде;

2) стоимость незавершенного производства на конец периода;

3) стоимость полуфабрикатов собственной выработки, отпущенных сторонним потребителям;

4) объем товарной продукции в данном периоде;

5) прирост остатков готовой продукции за период;

6) прирост остатков незавершенного производства за период;

7) прирост остатков полуфабрикатов собственной выработки.

3. Товарная продукция – это:

1) стоимость фактически переданной потребителям продукции за определенный период;

2) стоимость произведенной и предназначенной для реализации продукции;

3)стоимость отгруженной и оплаченной продукции.

4.Коэффициент товарности – это:

1)отношение отгруженной продукции к товарной;

2)отношение товарной продукции к валовой;

3)отношение реализованной продукции к отгруженной;

4) отношение валовой продукции к товарной;

5) отношение товарной продукции к реализованной.

5. Как измениться объем реализованной продукции, если остатки товарной продукции на складе возросли за анализируемый период?

1) возрастет;

2) сократится;

3) не изменится.

6.Производственная мощность предприятия – это:

1) максимально возможный объем производства товарной продукции на имеющемся оборудовании за определенный период;

2) максимально возможный выпуск продукции в натуральных показателях при эффективном использовании оборудования, материальных и денежных, трудовых ресурсов;

3) максимально возможный выпуск продукции в натуральном выражении за единицу времени в номенклатуре и ассортименте, предусмотренном планом продаж при полном использовании оборудования и производственных площадей с учетом применения передовых технологий, организации труда и производства;

4) выпуск продукции в натуральном выражении за определенный период на имеющемся оборудовании и производственных площадях, обеспечивающий получение целевой прибыли.

7. Факторами, определяющими производственную мощность предприятия, являются:

1) состав и количество установленных машин, механизмов, агрегатов;

2) резервное оборудование;

3) фонд времени работы оборудования;

4) производительность оборудования;

5) численность рабочих предприятия;

6) загруженность оборудования;

7) номенклатура выпускаемой продукции;

8) стимулирование труда работников.

8. Для расчета производственной мощности предприятия необходимы следующие данные:

1) плановый фонд рабочего времени одного станка;

2) количество единиц оборудования;

3) трудоемкость производственной программы;

4) достигнутый уровень выполнения норм выработки;

5) производительность оборудования.

9. Показателями производственной программы являются:

1) реализованная продукция;

2) товарная продукция;

3) прибыль;

4) валовая продукция;

5) производственная мощность;

6) номенклатура изделий;

7) объем выпуска продукции в натуральных показателях.

10. Производственная программа должна быть обоснована наличием:

1) производственных мощностей;

2) бизнес-плана;

3) квалифицированных кадров;

4) норм выработки;

5) договоров на продажу продукции;

6) банковских кредитов;

11. План продаж включает:

1) объемы продаж в натуральном и стоимостном выражении;

2) характер поставок;

3) цены на продукцию;

4) перечень покупателей;

5) формы реализации продукции.

12. Производитель может поднять цены на продукцию под влиянием:

1) увеличения загрузки производственных мощностей;

2) невозможности выполнить все заказы;

3) высокого спроса на продукцию;

4) увеличения издержек производства.

13.В состав оптовой (отпускной ) цены предприятия входят:

1) производственная себестоимость;

2 полная себестоимость;

3) прибыль промышленного предприятия;

4) надбавка для возмещения дополнительных расходов;

5) налог на прибыль;

6) акцизы на подакцизные товары;

7) налог на добавленную стоимость;

8) торговая набавка.

14. В состав оптовой цены промышленности входят:

1) розничная цена;

2) оптовая ( отпускная ) цена предприятия;

3) оптово-сбытовая надбавка;

4) торговая надбавка оптовой торговой организации;

5) биржевая надбавка.

15. Объем производства, обеспечивающий безубыточную работу предприятия, рассчитывается

1)для определения минимального возможного объема деятельности предприятия;

2) для определения показателей эффективности использования производственных площадей;

3) для планирования прибыли;

4) для минимизации налогооблагаемой базы;

5) для ликвидации убыточности.

16. Объем оборота розничного торгового предприятия зависит

1) от емкости местного рынка;

2) от уставного капитала предприятия;

3) от доли предприятия на местном рынке;

4) от количества работников предприятия;

5) от количества поставщиков товаров;

6) от торговой площади;

7) от стимулирования труда продавцов;

8) от объема товарных запасов;

9) от организационно-правовой формы предприятия.

17. Как связаны между собой показатели товарооборота: запасы на начало периода (Зн), поступление товаров (П), запасы на конец периода (Зк) и продажа товаров (Р)?

1) Зн + Зк + П = Р

2) Зн + П = Р + Зк

3) Зн + Р = П + Зк

4) Зн + П +Р = Зк.

18. Коэффициент эластичности оборота по продаже продовольственных товаров в зависимости от изменения денежных доходов населения составил 1,1. Это означает, что с ростом денежных доходов на душу населения на 1% продажа продовольственных товаров в среднем на одного человека

1) возрастет на 10%;

2) возрастет в 1,1 раза;

3) уменьшится на 1,1%;

4) возрастет на 1,1%;

5) уменьшится на 10%.

19. Оборот оптовой торговли отражается в отчетности организаций

1) в ценах, по которым были приобретены товары у поставщика;

2) в средних рыночных ценах;

3) в оптовых (отпускных) ценах производителей товаров;

4) в фактических продажных ценах данной организации;

5) в розничных ценах.

20. Объем оборота оптовой торговли оптовых баз зависит

1) от численности населения, проживающего в зоне деятельности оптового торгового предприятия;

2) от количества оптовых покупателей в регионе (розничных торговых предприятий, предприятий питания, сферы услуг, перерабатывающих и др. предприятий);

3) от количества производителей данных товаров в регионе;

4) от объемов деятельности розничных торговых предприятий, предприятий питания, сферы услуг, перерабатывающих предприятий, являющихся оптовыми покупателями;

Задачи

Задача 7.1.Определите объем валовой, товарной и отгруженной (реализованной) продукции предприятия за год по данным таблиц 7.1.

Показатели производства и реализации продукции предприятия

за отчетный год

Показатели Суммы, млн. руб.
1. Производство готовой продукции 800,0
2. Остатки готовой продукции на складе: на начало года на конец года   100,0 120,0
3. Стоимость незавершенного производства: на начало года на конец года   220,0 300,0
4. Стоимость услуг производственного характера, оказанных сторонним организациям   100,0
5. Стоимость полуфабрикатов собственного производства на начало года на конец года   80,0 90,0
6. Стоимость полуфабрикатов, реализованных сторонним организациям   40,0
7. Стоимость переработки сырья заказчика 30,0

Задача 7.2.Определите объем валовой, товарной, отгруженной (реализованной) продукции предприятия в отчетном году.

В отчетном году предприятие выпустило изделий А в количестве 5000 ед., изделий В – 3000 ед.

Цена изделия А – 12 тыс. руб., изделия В – 18 тыс. руб.

Стоимость прочей продукции для реализации на сторону – 12000 тыс. руб., стоимость выполненных услуг для сторонних потребителей – 8500 тыс. руб.

Размер незавершенного производства на конец периода увеличился на 900 тыс. руб.

Стоимость остатков нереализованной продукции составила на начало периода – 5200 тыс. руб., на конец периода – 4250 тыс. руб.

Задача 7.3. Определите плановый и фактический объем производства продукции в стоимостном выражении за год.

Оцените влияние изменения сортности и объема выпуска продукции на величину прироста стоимости продукции по сравнению с планом.

Показатели работы предприятия в отчетном году

Показатели Сорт
Первый Второй
1. Выпуск продукции, штук по плану фактически (по отчету)    
2. Цена единицы продукции (оптовая цена предприятия), руб.

Задача 7.4. Определите производственную мощность цеха и коэффициент ее использования на основе следующих данных:

1. В цехе работает 20 станков; годовой выпуск продукции 57750 изделий.

2. Режим работы двухсменный; продолжительность смены – 8 часов; число рабочих дней в году – 258; регламентированные простои оборудования – 4% режимного фонда времени.

3. Норма времени на обработку одного изделия – 1,2 часа.

Задача 7.5.Определите выходную (на конец года) и среднегодовую производственную мощность предприятия на основе следующих данных:

1. Производственная мощность предприятия на начало года 18000 единиц продукции.

2. Планируемый прирост производственной мощности: с 1 апреля – 400 единиц продукции, с 1 июля – 400 единиц, с 1 ноября – 1200 единиц.

3. Планируемое выбытие производственной мощности: с 1 июля – 500 единиц продукции, с 1 сентября – 300 единиц.

Задача 7.6. В цехе № 1 установлено 8 станков производительностью 2 изделия в час. Предприятие приступило к замене изношенных станков устаревшей модели на современные. С 1 марта вывели из эксплуатации один станок, с 1 июля – второй. Новые станки ввели: один с 1 апреля, второй с 1 августа. Каждый из введенных станков имеет производительность 3 изделия в час.

Режим работы цеха – двухсменный, продолжительность смены 8 часов, число рабочих дней в году – 250. Регламентированные простои оборудования 5% режимного фонда времени.

Предприятие имеет заказы на производство продукции цеха № 1 в планируемом году – 60000 единиц изделий.

Определите: входную, выходную и среднегодовую производственную мощность цеха, плановый коэффициент использования производственной мощности.

Задача 7.7.Суточная проектная мощность хлебопекарного предприятия составляет 15 тонн хлеба. Режим работы печей непрерывный, круглосуточный. В течение года на ремонты и профилактические осмотры отводится 20 суток. Фактический выпуск продукции за год характеризуется следующими показателями (в тоннах):

Хлеб ржаной, формовой из муки обойной — 1200

Булка круглая из муки 1 сорта — 980

Батон нарезной из муки 1 сорта — 420

Рассчитайте коэффициент использования годовой производственной мощности предприятия.

При решении задачи используйте коэффициенты перевода продукции в условные единицы: для хлеба ржаного — 1,0; для булки круглой — 1,3; для батона нарезного — 1,5.

Задача 7.8.Производственная мощность предприятия в отчетном году составляла 30 тыс. изделий в год, в том числе в цехе № 1 – 18 тыс. изделий, в цехе № 2– 12 тыс. изделий.

В предстоящем году в цехе № 1 будет проведении реконструкция производства без изменения мощности оборудования. Время простоя цеха в связи с реконструкцией два месяца. В цехе № 2 планируется освоение нового вида продукции, в связи с этим ожидается снижение производительности оборудования за год на 8%.

Определите на планируемый год норматив использования производственной мощности.

Задача 7.9. Определите производственную мощность цеха в планируемом году и коэффициент ее использования.

В цехе работает 30 станков, их простой составляет 5% фонда рабочего времени. Цех работает в две смены по 8 часов, 258 дней в году.

Норма времени на обработку одного изделия 1 час.

Годовой выпуск по плану – 110500 единиц изделий.

Задача 7.10. Определите выпуск хлеба в тоннах, потребность в муке и объем валовой продукции по хлебопекарному предприятию на планируемый год.

В отчетном году выработано хлебобулочных изделий 5600 т, в том числе: хлеба ржаного из обойной муки 3640 т.

хлеба пшеничного из муки II сорта – 1960 т.

По оценкам экспертов спрос населения в планируемом году на хлеб ржаной возрастет на 1,8%, а на хлеб пшеничный снизится на 0,9%. Нормы выхода хлеба с учетом фактической влажности муки:

хлеб ржаной - 156%

хлеб пшеничный из муки II сорта - 151%

Отпускная цена за 1 кг хлеба:

хлеб ржаной - 12 руб.00 коп.

хлеб пшеничный – 18 руб. 00 коп.

Задача 7.11. Постоянные издержки предприятия составляют 2000 тыс. руб. Удельные переменные издержки равны 600 руб. не единицу продукции; цена единицы продукции – 1100 руб.

Определите:

1) критический объем производства;

2) как на критический объем производства повлияет:

а) снижение цены на 5%;

б) увеличение постоянных издержек на 10%;

в) уменьшение удельных переменных расходов на 12%.

Задача 7.12.Определите объем производства и реализации продукции промышленного предприятия, обеспечивающий получение прибыли в планируемом году в сумме 12,5 млн. руб.

Постоянные расходы предприятия составят 28,6 млн. руб., переменные расходы на единицу продукции 3,2тыс. руб. Планируемая цена единицы продукции 6 тыс. руб.

Задача 7.13.Рассчитайте план выпуска продукции, обеспечивающий безубыточную работу предприятия в предстоящем году.

Цена единицы продукции 430 руб., переменные расходы на единицу продукции 350 руб. Постоянные расходы предприятия 18500 тыс. руб.

Как должен измениться план выпуска продукции, если будет принято решение – получить в предстоящем году прибыль в сумме 4200 тыс. руб.?

Задача 7.14. Предприятие выпускает ежемесячно 8 изделий и реализует их о цене 180 тыс. руб. (без НДС). Себестоимость одного изделия 150 тыс. руб., условно-постоянные расходы в себестоимости составляют 30%. Предприятие использует производственную мощность на 80%.

Следует ли предприятию принять дополнительный заказ на 2 единицы изделия по цене 150 тыс. руб.?

Задача 7.15. Цех работает 250 дней в году. По плану предусмотрено выпустить 125 тыс. изделий. Норма расхода основного сырья на 1 изделие 2 кг. Запас сырья на начало года 18 т, норма запаса на конец года – 20 дней.

Определите необходимый объем закупки основного сырья на планируемый год.

Задача 7.16. На основе приведенных в таблице данных хлебопекарного предприятия определите:

- фактический выход хлеба в процентах;

- выход хлеба по норме в пересчете на фактическую влажность в процентах;

- расход муки, скорректированный на выход хлеба по норме;

- экономию (перерасход) муки.

Нормы выхода хлеба и хлебобулочных изделий установлены на базисную влажность муки (14,5%). Корректировка норм выхода хлеба с учетом фактической влажности муки производится по формуле:

Вф = Тема 7. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - student2.ru

где В ф – выход продукции при фактической влажности муки, %

В б – выход продукции при базисной влажности муки, %

М – фактическая влажность муки, %

Наши рекомендации