В сфере прикладных региональных исследований

Введение

Региональные проблемы играют важную роль в развитии большинства стран мира, особенно на этапах значительных экономических, социальных, политических перемен. Своеобразие и драматизм современных региональных проблем россии определяется переплетением ряда сложных переходных процессов, а именно:

  • формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;
  • демонтаж административно-командной экономики и переход к экономике рыночного типа;
  • открытие национальной экономики для внешнего рынка;
  • продолжительный трансформационный кризис.

В этих условиях особое значение приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих методами анализа региональных социально-экономических процессов и современными технологиями управления территориальными объектами.

Реализация этой цели становится возможной при изучении курса "региональная экономика и управление". В ходе изучения курса студентами решаются следующие задачи:

  • овладение теорией и методологией исследования экономики региона;
  • анализ международных и российских проблем регионального развития;
  • обоснование теоретических и методических подходов к управлению развитием региональной экономики и формированию региональной социально-экономической политики в России и зарубежом.

В процессе преподавания дисциплины особое внимание уделяется формированию у студентов практических навыков региональных исследований и принятия управленческих решений, для чего используются разнообразные формы аудиторной и внеаудиторной работы.

В ходе изучения первой части курса студенты должны приобрести следующие знания и практические навыки.

В сфере теории и методологии исследования региональной экономики:

1. выполнить критический, сравнительно-исторический анализ основных теорий региональной экономики (теории региональной специализации, теории размещения, теории пространственной организации экономики)

2. иметь представление об информационной базе региональных исследований; знать основные статистические показатели и не менее трех методик анализа социально-экономического положения регионов

3. владеть методологией построения простейших моделей межрегиональных взаимодействий и представлять возможности использования математических моделей региональной экономики при принятии управленческих решений

4. выявлять проблемы экономической регионализации в международном аспекте

5. уметь провести критический, сравнительно - исторический анализ эволюции административно-территориального устройства и территориально-отраслевой структуры российской экономики

в сфере прикладных региональных исследований

1. рассчитать абсолютное и сравнительное преимущество регионов и определить перспективные направления экономической специализации регионов (для двух регионов и двух товаров)

2. провести оценку социально-экономического положения региона на основе базовых статистических показателей, выявить наиболее важные проблемы развития анализируемого региона (на примере регионов - субъектов Федерации, экономических районов и макрорегионов)

3. выполнить оценку степени дифференциации регионального социально-экономического пространства (на межрегиональном и внутрирегиональном уровне); количественно оценить степень поляризации социально-экономического положения Центра и периферии.

4. на основе количественных показателей провести анализ рациональности существующей системы экономического районирования и административно - территориального деления России

5. выполнить анализ социально-экономической структуры конкретного региона и выявить диспропорции регионального развития.

Дисциплина "региональная экономика и управление" имеет следующую структуру: общая трудоемкость дисциплины - 136 часов, из них 68 лекций, и 68 - семинарские занятия. Дисциплина рассчитана на два семестра. По окончании первого семестра студенты сдают зачет, по окончанию второго семестра - экзамен. Распределение часов осуществляется в соответствии с тематическим планом.

Лекция 1. Региональная экономика и управление: основные понятия и проблемы.

План

    1. основные понятия, предмет и проблемы исследования региональной экономики
    2. Территориальное районирование
    3. Экономическое пространство: понятие и структура
    4. Формы пространственной организации хозяйства и расселения
    5. Единое экономическое пространство

Основные понятия, предмет и проблемы исследования региональной экономики

1.1. Региональная экономика и управление: место в системе образования.Региональная экономика и управление - сравнительно молодая учебная дисциплина, в советской высшей школе она не преподавалась. ее заменял курс "экономическая география", который являлся начальным циклом экономического образования, т.е. изучался до экономической теории. Однако этот курс оказался слабо связан с дисциплинами современного экономического образования (макроэкономикой и микроэкономикой), он оставлял в стороне изучение сложных проблем трансформационного периода.

Напротив, в современной экономической науке региональная экономика давно признана как самостоятельная и важная отрасль знаний. Здесь еще в советский период сформировались научные школы мирового уровня, среди которых наиболее известной и получившей мировое признание является новосибирская школа, сформировавшаяся в Институте экономики и организации промышленного производства под руководством академика гранберга.

Таким образом, в данной области знаний наметился существенный разрыв между наукой и образованием и предлагаемый курс призван в определенной степени его восполнить. Он должен стать основой для "регионализации" экономического мышления и образования будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления. В идеале же региональная экономика должна занять место "третьего кита" в фундаментальной подготовке экономистов вместе с макроэкономикой и микроэкономикой.

1.2. Место региональной экономики в современной науке. Место региональной экономики в современной науке необходимо рассматривать в двух измерениях. С одной стороны, региональная экономика входит в систему наук о регионах. С другой стороны, она принадлежит системе экономических наук.

На Западе в 50-х годах 20 века сформировалась региональная наука (Regional Science). Идеолог и организатор - У. Айзард (W.Isard). Это синтетическое научное направление, полностью включающее региональную экономику, стремится изучать регионы как целостные системы, отдавая приоритет междисциплинарным исследованиям. Региональный ученый (Regional Scientist) может быть экономистом, географом, социологом, политологом, инженером, архитектором, юристом, психологом. Всех их объединяет один общий многоаспектный объект исследования - регионы. Для обозначения комплекса знаний о регионах используются также термины регионоведение, регионология, регионалистика. Важно отметить, что региональная экономика затрагивает области других наук о регионе: экономические аспекты демографии, социологии, культурологии, политологии и других наук о человеке и обществе, а также геологии, биологии, экологии и т.д.

Рассмотрим теперь вопрос о месте региональной экономики в системе экономических наук. Сложность вопроса в том, что региональная экономика имеет не только собственный предмет и объект исследования, но занимается еще и всем многообразием региональных аспектов экономической жизни общества, проникая, поэтому, и в другие области экономической науки.

В структуре экономической науки и экономического образования есть два полюса: микроэкономика и макроэкономика. Однако совмещение этих базисных наук не образует замкнутой системы. Третьим полюсом должна стать и постепенно становится региональная экономика. Тогда ядро экономической науки будет строиться как трехполюсная система: макроэкономика, микроэкономика, региональная экономика. Заметим, что неправильно воспринимать региональную экономику как некую мезоэкономику, т.е. стоящую в промежутке между макро и микроэкономикой. Это неприемлемо, так как предмет региональной экономики носит самостоятельный характер, а не является комбинацией предметов макро и микроэкономики.

1.3. Цели и предмет изучения дисциплины. Главными задачами при изучении данного курса выступают:

  • выявление роли региональных факторов в социально-экономическом развитии;
  • овладение теоретическими основами региональной экономики, методами региональных исследований;
  • выявление современных проблем регионального развития и региональной экономической политики в России;
  • анализ зарубежного опыта региональных исследований и региональной политики;
  • изучение современных методов и технологий управления социально-экономическим развитием региона.

Предмет региональной экономики сложен и многогранен. Основными составляющими предмета региональной экономики являются:

    • экономика отдельного региона;
    • экономические связи между регионами;
    • региональные системы (национальная экономика рассматривается как система взаимодействующих регионов);
    • размещение производительных сил;
    • региональные аспекты экономической жизни, включая региональные аспекты финансов, инвестиционного процесса, трудовой деятельности, уровня жизни и т.д.

1.4. Исходные понятия региональной экономики. Во всякой науке самым трудным оказывается определение исходных положений и понятий. В математике это понятие о числе, в физике - понятие о материи и энергии, в региональной экономике - понятие территории и региона.

"территория" -это ограниченная часть твердой поверхности земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками. Категориями, дополняющими понятие "территория" являются акватория (ограниченная часть водной поверхности земли) и аэротория (часть воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определенной территорией или акваторией). Понятием, объединяющим категории "территория", "акватория" и "аэротория" является понятие "геотория".В дальнейшем, если это не оговорено особо, мы будем пользоваться термином "территория".

Неоднородность территории по различным признакам или чрезмерная величина территории обусловливает необходимость ее членения на части, которыми являются регионы.На сегодня наряду с термином "регионом" активно используется и термин "район". Возникает вопрос: регион и район - это синонимы или разные понятия? Попробуем на него ответить.

Первоначально преимущественное распространение имел термин "район", французского происхождения. Появились выражения "экономический район", "административный район". Но со временем этот термин потерял свою научную четкость, например, в таких словосочетаниях как "районная поликлиника".

Регион - это англоязычный термин. Он позднее проник в русский язык, но оказался более гибким и практически вытеснил термин "район". Далее мы будем использовать термин "регион", а термин "район" - только там, где он укоренился для обозначения определенных типов регионов, например, административный район, внутригородской район, крупный экономический район.

Что же такое "регион"? В общем смысле, регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Конкретизация и содержательная интерпретация термина понятия осуществляется при выделении определенных типов регионов. Наиболее используемое определение: регион - это часть территории , обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий.

Таким образом, регион как хозяйственная подсистема более сложное образование, чем отрасль, обычно объединяющая совокупность предприятий и производств, однородных в технологическом отношении. термин регион может употребляться в следующих значениях:

  1. Административно-территориальная единица унитарного государства или федерации (муниципальное образование или субъект Федерации).
  2. Экономико-географический район, включающий совокупность таких административно-территориальных единиц.
  3. Территориальная единица национального социально-экономического пространства, характеризующаяся наличием определенного явления или их совокупности.

Таким образом, границы региона далеко не всегда совпадают с существующими административно-территориальными границами. Например, в документах Европейского Союза регион определяется, как территориальная общность, где есть преемственность, и чье население разделяет определенные общие ценности и стремится сохранить и развить свою самобытность в целях стимулирования культурного, экономического и социального прогресса.

1.5. Классификация регионов. Обилие подходов к определению региона, породило и чрезвычайное разнообразие классификаций. Среди них можно выделить 4 основные группы.

1 группа классификаций - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают:

  • объем валового регионального продукта;
  • темпы экономического роста;
  • тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);
  • коэффициент плотности населения;
  • характер хозяйственной специализации региона.

2 группа классификаций - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:

  • депрессивные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;
  • стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития;
  • пионерные регионы - регионы нового освоения;
  • программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.

4 группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются "планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и "плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, прибалтийский, приволжский).

Наши рекомендации