Создание условий для развития прикладных научных исследований в сфере труда и социальной защиты

В 2016 году объем бюджетных ассигнований, выделенных Минтруду России на выполнение научно-исследовательских работ, составил:

по подпрограмме 7 «Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» 3240,0 тыс. рублей;

по непрограммной части бюджета Минтруда России на сумму 2621,6 тыс. рублей.

Общий объем бюджетных ассигнований на выполнение научно-исследовательских работ в 2016 году составил 5861,6 тыс. рублей.

В соответствии с Планом-графиком осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчика на 2016 год Минтрудом России проведены открытые конкурсы на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ согласно перечню научно-исследовательских работ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год, утвержденному приказом Минтруда России от 30 декабря 2015 г. № 1181.

По итогам открытых конкурсов заключено и исполнено 5 государственных контрактов на выполнение прикладных научно-исследовательских работ на общую сумму 5834,6 тыс. рублей.

В рамках государственных контрактов разработаны:

рекомендации для органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по применению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер социальной поддержки;

комплекс мероприятий и правовых механизмов, направленных на стимулирование организаций к эффективному и результативному внедрению мер по предупреждению коррупции;

методика установления взаимосвязанных со стратегическими целями государственного органа показателей оценки деятельности государственных гражданских служащих;

предложения по решению наиболее острых проблем граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, инвалидов вследствие военной травмы, членов семей погибшего (умершего) военнослужащего;

предложения к национальному докладу по вопросам охраны здоровья, социального обеспечения и социальной защиты.

Сэкономленные в результате проведения открытых конкурсов бюджетные средства в размере 20,5 тыс. рублей возвращены в федеральный бюджет.

В 2016 году в соответствии с приказом Минтруда России от 4 марта 2016 г. № 90 реорганизованы федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации путем присоединения первого ко второму с переименованием второго в федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

В итоге научно-исследовательскую деятельность в области труда и социальной защиты в 2016 году осуществляли три подведомственных Минтруду России научных учреждения:

федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

федеральное государственное бюджетное учреждение «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

В 2016 году научные исследования учреждениями науки проводились в соответствии с утвержденными государственными заданиями на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

В области труда, трудовых отношений, охраны и экономики труда федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России) в соответствии с государственным заданием выполнены в полном объёме и в установленные сроки научно-исследовательские и научно-технические работы по 61 теме. По итогам проведенных научных исследований разработаны: проект методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда на основе уровней квалификации профессиональных стандартов для работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба; типовые нормы труда на работы, выполняемые юридическими службами организаций различных форм собственности и видов экономической деятельности; проект типовых общеотраслевых норм труда на работы, выполняемые юридическими службами организаций; проект нормативов численности, предназначенных для установления штатной численности работников организаций, занимающихся техническим обслуживанием зданий и инженерного оборудования; предложения по преобразованию системы досрочных пенсий, включая совершенствование экономических и социально-трудовых отношений с целью совершенствования соответствующих правоотношений; проекты Правил по охране труда при выполнении окрасочных работ, при эксплуатации газового хозяйства организаций, при проведении работ, связанных с повышенной опасностью и др.

В рамках выполнения требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС № 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» проведены работы по подтверждению соответствия средств индивидуальной защиты (СИЗ) в форме сертификации с выдачей сертификатов на 181 вид изделий и в форме декларирования на 62 вида изделий с выдачей соответствующих зарегистрированных деклараций. Проведены сертификационные испытания СИЗ органа слуха, по результатом которых оформлены и выданы пять протоколов.

Специалистами ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России в 2016 году подготовлены и опубликованы 10 коллективных работ, 77 научных статей и выступлений, из них 48 в рецензируемых научных изданиях, что в расчете на одного исследователя составляет 0,847 публикации. Совокупная цитируемость публикаций организации, индексируемых в российских и международных системах научного цитирования – 2144. Получены два патента на изобретение, три свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ.

За 2016 год в ежеквартально выпускаемом ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России научно-профессиональном журнале «Охрана и экономика труда» опубликовано 57 научных статей учёных, научных работников, докторантов и аспирантов организаций России и соседних государств по проблемным вопросам охраны и экономики труда, из них 20 статей (или 35% к общему их числу) авторами которых являются научные работники Института. Все выпуски журнала своевременно размещаются на сайте Института, что позволяет читателям всегда быть в курсе, опубликованных материалов. Журнал входит в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Продолжилась подготовка и выпуск приложений к журналу, содержащих отраслевые тарифные соглашения. За указанный период опубликовано 12 отраслевых соглашений, изменений и дополнений к ним.

В области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в рамках утвержденных государственных заданий федеральными государственными бюджетными учреждениями «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФГБУ «СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта» Минтруда России) и «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФГБУ ННПЦ МСЭ и РИ Минтруда России) проведены научные исследования, которые были направлены на повышение эффективности протезирования инвалидов с дефектами и заболеваниями верхних конечностей, совершенствование первичного протезирования инвалидов пожилого возраста с ампутационными дефектами нижних конечностей, разработки предложений по импортозамещению при изготовлении протезно-ортопедических изделий, формирование оптимальных механизмов взаимодействия организаций разной ведомственной принадлежности в ходе реабилитации инвалидов, разработаны проекты 4 национальных стандартов.

В 2016 году в рамках сотрудничества ФГБУ ННПЦ МСЭ и РИ Минтруда России с экспертами Всемирной организации здравоохранения в сфере Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, исследователями швейцарского параплегического исследовательского центра Рубеном Эскорпизо и Павлом Птюшкиным по вопросам реабилитации инвалидов с позвоночно-спинномозговой травмой проведено пилотное применение опросника WORQ (опросник профессиональной реабилитации для спинальных больных) на пациентах с травматической болезнью спинного мозга нейрохирургического отделения (в 2015 году была подготовлена русскоязычная версия опросника WORQ, которая наряду с английской, французской, немецкой, тайваньской, китайской версиями, размещена на официальном сайте www.myworq.org).

Опубликовано более 200 научных работ в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, в том числе 23 работы в рецензируемых научных изданиях, 3 монографии. Впервые отмечена высокая публикационная активность сотрудников научных учреждений, число публикаций организаций в национальной информационно-аналитической системе «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) составило более 950. Получены два патента на изобретение, подано три заявки на патенты.

Подведомственными научными организациями реализуются программы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. В 2016 г. проведено обучение 4617 специалиста по вопросам, связанным с охраной труда, 181 специалиста по вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Научными организациями Минтруда России организованы и проведены 6 научных конференции, такие как Международная конференция по вопросам сохранения жизни и здоровья на рабочем месте (18-19 октября 2016 г, г. Петрозаводск), Международная конференция в рамках ХХ Международной Специализированной выставки «Безопасность и охрана труда» (13-14 декабря 2016 г., Москва), научно-практическая конференция с международным участием «Инвалидность и реабилитация» (24 - 25 ноября 2016 г., Санкт-Петербург), научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные аспекты совершенствования организации и методов реабилитации и абилитации инвалидов с нарушением функции опоры и движения» (27-28 октября 2016 г, г. Новокузнецк) и др.

Специалисты научных учреждений приняли участие в работе более чем 50 международных и всероссийских конференциях и семинарах, форумах, круглых столах по широкому кругу вопросов трудовых отношений, социального обеспечения и социального обслуживания населения.

Научным учреждениям, подведомственным Минтруду России, утверждены государственные задания на 2017 год.

Задачи на 2017 год

В соответствии с основными целями и задачами государственной политики в социальной сфере в 2017 году планируется провести научные исследования направленные на:

оценку эффективности деятельности органов службы занятости в современных социально-экономических условиях;

разработку предложений по популяризации культуры безопасного труда;

разработку системы мер по обеспечению соблюдения организациями антикоррупционного законодательства.

В рамках выполнения государственных заданий подведомственными Минтруду России научными учреждениями будут проведены научные исследования по разработке:

методических материалов по дальнейшему совершенствованию законодательства о труде в части оплаты труда на основе уровней квалификации профессиональных стандартов и нормирования;

типовых межотраслевых норм труда работников; научно-обоснованных рекомендаций по организации мониторинга занятости и условий труда работников с ограниченными возможностями;

внедрения систем управления охраной труда в организациях и оценки профессиональных рисков; экономических аспектов охраны и условий труда как элементов стимулирования работодателей к их улучшению;

внедрения положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (базовый набор) при формировании индивидуальной программы реабилитации на примере детей-инвалидов с последствиями ДЦП;

программ повышения квалификации специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов;

научно-методического обеспечения вопросов ранней помощи, в том числе стандарта оказания услуг ранней помощи для детей целевой группы и проекта модели оценки качества и критериев оценки эффективности предоставления услуг ранней помощи;

системы автоматического управления бионическим роботизированным протезом голени, роботизированной искусственной кистью бионических протезов плеча и предплечья;

новых протезно-ортопедических изделий по импортозамещению.

Будет проведена оценка результативности деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

ОТКРЫТОЕ МИНИСТЕРСТВО

В 2016 году Минтрудом России осуществлялась дальнейшая реализация положений Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. № 93-р (далее – Концепция открытости).

В целях обеспечения качественной реализации принципов и механизмов открытого правительства в деятельности Минтруда России и в соответствии с решениями Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства осуществлена разработка программных документов, определяющих содержание работы в 2016 году: Плана работы по внедрению принципов и механизмов открытого правительства в деятельность Минтруда России на 2016 год и Публичной декларации целей и задач Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год.

План работы по внедрению принципов и механизмов открытого правительства в деятельность Минтруда России на 2016 год утвержден приказом Минтруда России от 15 февраля 2016 года № 68 «О внедрении принципов и механизмов открытого правительства в деятельность Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» (далее – приказ).

В целях повышения качества работы с открытыми данными приказом утвержден примерный перечень наборов открытых данных, размещаемых на официальном сайте Минтруда России, с указанием периодичности их обновления и лиц, ответственных в департаментах Министерства за организацию работы с открытыми данными и осуществляющих их перевод в машиночитаемый формат.

Кроме того, приказом утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений Минтруда России при публикации открытых данных, в соответствии с которым осуществляется аудит открытых данных, размещенных на официальном сайте Министерства, их актуализация с учетом мнения референтных групп и обновление соответствующих наборов данных.

Исходя из потребностей граждан и интересов референтных групп Минтруда России в 2016 году количество наборов открытых данных увеличено до 41, наборы опубликованы на официальном сайте.

Публичная декларация целей и задач Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год (далее – Публичная декларация) утверждена Министром труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилиным 7 апреля 2016 года во исполнение решений Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства.

Публичная декларация представляет в понятном и доступном для граждан формате основные цели и задачи Министерства на 2016 год, запланированные действия по достижению целей развития социально-трудовой сферы и ожидаемые результаты в рамках пяти ключевых направлений, определенных Планом деятельности Минтруда России на 2016 – 2021 годы.

При составлении Публичной декларации учитывались прогнозные показатели социально-экономического развития страны, План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2016 год, мнение членов Общественного совета при Минтруде России и референтных групп, представленных научными, образовательными и общественными организациями.

В 2016 году в Минтруде России предпринят ряд организационных и технологических мер по повышению качества функционирования инструментов открытости Министерства.

Осуществлялась доработка официального сайта Минтруда России, предполагающая повышение дружественности интерфейса, удобства пользователей и понятности контента официального сайта, а также обеспечение возможности организации дискуссионных онлайн-площадок и проведения онлайн-опросов и голосований по приоритетам деятельности и социально значимым решениям. В этой связи увеличено количество рубрик по ключевым направлениям деятельности, с учетом ранее расширенных полномочий Минтруда России организован раздел «Муниципальная служба», содержащий актуальную информацию по развитию законодательства о муниципальной службе и о практике его применения.

За счет достигнутой структурированности и содержательности информационных материалов, в том числе открытых данных, размещенных на официальном сайте Минтруда России, обеспечен доступ представителей общественности и профессионального сообщества к интересующей их информации и в связи с этим созданы условия для расширения осведомленности у населения о направлениях, целях и задачах деятельности Минтруда России.

В преддверии Международного дня открытых данных 1 марта 2016 года состоялся семинар по работе с открытыми данными для гражданских служащих Минтруда России, ответственных за организацию работы с открытыми данными и осуществляющих их перевод в машиночитаемый формат, а также должностных лиц, ответственных за данное направление работы.

В ходе семинара были рассмотрены вопросы эффективной организации и опыта реализации Концепции открытости и Плана мероприятий «Открытые данные Российской Федерации», утвержденного Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства (протокол заседания от 25 декабря 2014 года № 10), а также проведен тренинг по формированию наборов открытых данных.

Регулярное проведение данных семинаров способствует повышению знаний и компетенций гражданских служащих Минтруда России в работе с открытыми данными, стандартизации массивов открытых данных и их актуализации с учетом интересов референтных групп.

Одновременно в 2016 году Минтрудом России осуществлялось экспертное сопровождение проводимого Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации II Всероссийского конкурса «Открытые данные Российской Федерации». Представители Минтруда России вошли в состав Организационного комитета данного конкурса и в число консультантов (менторов) его участников.

Задачи на 2017 год

Повышение качества информационного взаимодействия с референтными группами Минтруда России и их представителями из числа бизнесс-организаций, общественных организаций и граждан.

Качественное развитие механизмов открытости, способствующих улучшению имиджа и повышению положительного восприятия гражданами деятельности Минтруда России.

Распространение механизмов открытости Минтруда России на подведомственные государственные внебюджетные фонды и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере труда, содействия занятости и социальной защиты населения.

РАБОТА С ПАЛАТАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В 2016 году Минтрудом России велась активная законопроектная работа, направленная на совершенствование законодательства в сферах социальной защиты, пенсионного обеспечения, социального страхования, занятости населения и трудовых отношений.

В течение 2016 года представители Министерства приняли участие в 121 мероприятии в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в 135 мероприятиях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Принято 38 федеральных законов непосредственной компетенции Минтруда России.

В сфере трудовых отношений принят ряд законов, предусматривающих формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан (Федеральные законы от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»; Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»; Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»).

Ратифицирована Конвенция 1994 года о работе на условиях неполного рабочего времени (Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 36-ФЗ «О ратификации Конвенции 1994 года о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенция № 175)». Данная Конвенция предусматривает, чтобы трудящиеся, занятые неполное рабочее время, пользовались такой же защитой, как и находящиеся в сравнимой ситуации трудящиеся, занятые полное рабочее время.

Принят Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 495-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющий порядок формирования и применения справочника профессий, востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях.

Установлен предельный размер соотношения между среднемесячной заработной платой руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров) и среднемесячной заработной платой работников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, и усиливающий ответственность за их несоблюдение (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»).

Принят закон, упрощающий регулирование трудовых отношений с работниками, работающими у работодателей – физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, которые относятся к категории микропредприятий (Федеральный закон от 4 июля 2016 г. № 348-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»).

Для дополнительной финансовой поддержки семей, имеющих двух и более детей, в условиях неустойчивой социально-экономической ситуации, сложившейся в Российской Федерации и повышения социальной защищенности проживающих на территории Российской Федерации семей с детьми в указанный период принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 181-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году», предусматривающий возможность получения в виде выплаты оставшейся части средств материнского (семейного) капитала в размере реального остатка, не превышающего 25 000 рублей для граждан, использовавших часть средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми) или формирование накопительной пенсии, приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Также принят закон, устанавливающий возможность предоставления сертификата на материнский (семейный) капитал в виде электронного документа (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (о возможности выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал также в форме электронного документа).

В сфере пенсионного обеспечения с учетом правоприменительной практики, сложившейся в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, внесены изменения в действующее пенсионное законодательство (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»). Кроме того, принят важнейший закон, устанавливающий поэтапный переход по выходу государственных гражданских служащих Российской Федерации на пенсию в возрасте 65 лет (Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан»).

В осеннюю сессию 2016 года традиционно были приняты законы «бюджетного пакета»:

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 416-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»;

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 417-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»;

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год»;

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год»;

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 419-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Также приняты федеральные законы об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов:

Федеральный закон от 31 октября 2016 г. № 378-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год»;

Федеральный закон от 31 октября 2016 г. № 380-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2015 год».

Принят Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 456-ФЗ «О внесении изменений в статью 33-1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», предусматривающий в 2017 году сохранение на прежнем уровне тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для основной категории плательщиков.

Принят Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановления действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», устанавливающий с 2018 года индексацию соответствующих выплат по фактической инфляции.

Также принят Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 460-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», повышающий минимальный размер оплаты труда до 7800 рублей.

Принят Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 461-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части передачи полномочий по предоставлению бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан», уточняющий обязанности региональных органов власти, касающиеся предоставления отчетности по федеральным субвенциям на обеспечение жильем и по оплате услуг ЖКХ для ветеранов, инвалидов и иных категорий граждан.

В части законодательных решений, направленных на решение задач пенсионной системы, приняты федеральные законы:

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 12 и 15 Федерального закона о страховых пенсиях, направленный на создание правового механизма восстановления пенсионных прав граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных, гарантирующего им пенсионное обеспечение на тех условиях, которые применялись бы к ним в случае отсутствия незаконного или необоснованного уголовного преследования;

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 461-ФЗ «О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» (уточняющий перечень выплат, включаемых в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера при установлении социальных доплат к пенсии, а также срока пересмотра социальных доплат по каждому основанию), а также Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 454-ФЗ «О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», предусматривающий гарантии уровня материального обеспечения неработающего пенсионера, получающего социальную доплату к пенсии, не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации;

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г № 481-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2017 год», которым, в целях недопущения резкого увеличения продолжительности ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии в переходный период с 2016 по 2020 год предлагается применить максимальное значение указанного периода исходя из его увеличения на 6 месяцев ежегодно. На 2017 год проектом федерального закона предлагается определить ожидаемый период выплаты накопительной пенсии для мужчин и женщин с 1 января 2017 г. в размере 240 месяцев.

Также принят Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 428-ФЗ «О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», приостанавливающий до 2020 года действие положений закона о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 лет в сельском хозяйстве. Кроме того, статьей 2 указанного закона устанавливается, что Правительство Российской Федерации по итогам первого полугодия 2017 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере, представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения об установлении гражданам в период до 2020 года дополнительных мер социальной поддержки.

Важным является реализация принятого решения и принятие соответствующего Федерального закона от 22 ноября 2016 г. № 385-ФЗ «О единовременной индексационной выплате пенсионерам» в размере 5 тысяч рублей, а также принятие закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О единовременной выплате пенсионерам», которым предлагается внести поправки, предусматривающие расширение перечня доходов, не облагаемых налогом на доходы физических лиц и включение в него суммы единовременной выплаты, производимой в соответствии с Федеральным законом «О единовременной выплате пенсионерам».

Принят Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 511-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и статьи 19 и 35 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации», уточняющий состав конкурсной комиссии по отбору управляющих компаний для заключения между ними и Пенсионным фондом Российской Федерации договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

Принят Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 493-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 31 и 32 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», уточняющий особенности обеспечения по страхованию лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду в период отбывания ими наказания.

Помимо этого, ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 426-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения».

В сфере государственной службы принят системный закон, устанавливающий квалификационные требований для замещения должностей гражданской и муниципальной службы (Федеральный закон от 30 июня 2016 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации». Также принят закон, упорядочивающий продолжительность отпусков государственным гражданским служащим (Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Так, законопроектом унифицирован подход к предоставлению отпусков государственным гражданским служащим.

Кроме того, принят Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 495-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части дополнения единых требований, предъявляемых к участнику закупки), предусматривающий мероприятия по предупреждению и пресечению «откатов», получаемых за исполнение государственного и муниципального заказа.

За 2016 год в Федеральном Собрании Российской Федерации прошли следующие мероприятия с участием руководителей Министерства, затрагивающие наиболее актуальные вопросы:

«правительственный час» в рамках пленарного заседания Государственной Думы 24 февраля 2016 года по актуальным вопросам развития социально-трудовой сферы с участием Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилина.

«круглый стол» 20 января 2016 года, инициированный Первым заместитель Комитета государственной Думы по образованию О.Н.Смолиным на тему «Развитие высшего образования инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья: законодательство и контроль»;

«круглый стол Социальной платформы партии «Единая Россия»» 15 марта 2016 года, инициированный Заместителем председателя Государственной Думы С.В.Железняком на тему «Актуальные вопросы и выработка предложений по законодательному регулированию в сфере социального обслуживания населения»;

«круглый стол» 24 марта 2016 года, инициированный Комитетом Государственной думы по охране здоровья на тему «Развитие системы медицинской реабилитации в субъектах Российской Федерации: законодательное регулирование»;

заседание 31 марта 2016 года, инициированное Заместителем Председателя Совета Федерации Г.Н.Кареловой и Председателем Комитета Совета Федерации по социальной по<

Наши рекомендации