Причины широкого распространения наличных денег в России

При всех достоинствах безналичных денег в некоторых сферах экономической жизни наличные деньги имеют явные преимущества. В частности, существует ряд причин, по которым в России они распространены значительно шире, чем на Западе.

Во-первых, в сделках, где одной из сторон является население, требуется повсеместная установка (в магазинах, ресторанах и др.) дорогостоящего оборудования для работы с карточками. Оно должно стоять в каждом магазине, ресторане и т. п. Там, где этого нет, удобство пользования безналичными деньгами резко снижается. Поэтому в Российской Федерации очень незначительная часть населения пользуется безналичными расчетами, хотя для стран с развитой кредитно-банковской системой типична обратная ситуация. Так, в США заработную плату в безналичной форме получают более 94% занятого населения.

Во-вторых, в условиях кризисных потрясений большинство экономических агентов стремится обладать наличностью. Последним подтверждением этого может служить финансовый кризис 1998 г., в ходе которого прямых убытков в основном не понесли лишь те россияне, которые старомодно держали деньги в наличной форме дома. Безналичные деньги населения и предприятий, хранившиеся на счетах в банках, оказались заблокированными, а в значительной своей части не будут возвращены вкладчикам никогда.

В-третьих, налично-денежный оборот в отличие от безналичного, где каждая операция документируется банковской проводкой, трудно контролируем. Он может выступать средством уклонения от налогов и прочих незаконных действий. Однако, в неустоявшемся правовом поле переходной экономики законы нередко вступают в противоречия с хозяйственной реальностью. Нарушать букву закона бывают вынуждены даже в принципе законопослушные фирмы и в этом случае им невозможно обойтись без использования наличности. Не случайно широкое употребление в России приобрел жаргонный термин «черный нал» ¾ официально не учтенная наличность, широко используемая в практической деятельности многих предприятий.

Эволюция денег

В заключение кратко суммируем исторический путь развития денег (рис. 3.2)

Причины широкого распространения наличных денег в России - student2.ru

Рис. 3.2. Виды денег и их эволюция

На ранних стадиях развития обмена деньги существовали в товарном виде. Однако уже в традиционных обществах Древнего мира и Средневековья деньгами становятся благородные металлы, причем первоначально использовавшиеся в этих целях слитки постепенно вытесняются монетой. Бумажные денежные знаки, получившие распространение с XVIII в., первоначально соседствовали с металлическим обращением. Более того, конец XIX в. и первое десятилетие XX в. характеризовалось триумфом наиболее совершенной формы металлического обращения ¾ это короткая эпоха золотого стандарта. Однако со временем бумажные и кредитные деньги получали все более широкое распространение, одновременно избавляясь от наиболее крупных своих недостатков, в первую очередь от острой инфляционной неустойчивости. Именно на их основе постепенно сформировались современные деньги.

С экономической точки зрения история денег представляет собой эволюцию в направлении все более совершенного выполнения ими своих функций и большей дешевизны их использования для экономических агентов.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

Тема 4. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Особое внимание при изучении темы обратите на содержание видеолекций «Рыночное равновесие» и «Паутинообразная модель рыночного равновесия». Затем проверьте свои знания по теме, выполнив контрольные задания и ответив на вопросы для самопроверки, приведенные ниже.

Вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса.

2. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России?

3. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения.

4. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения? Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в России?

5. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие? Опишите неравновесные ситуации в переходной экономике.

6. Эластичность рыночного спроса по цене и доходам. Опишите реакцию спроса в России на девальвацию рубля в 1998 г. Почему спрос на разные товары изменился неодинаково?

7. Опишите эластичность рыночного предложения по цене.

8. Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий.

9. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики.

10. Сопоставьте объяснение процессов рыночного ценообразования теориями предельной полезности и трудовой стоимости. Какое из них представляется вам более обоснованным?

Наши рекомендации