Эмиссия наличных денег

  Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег, находящаяся в обращении. Монополия на эмиссию наличных денег принадлежит государственному центральному банку. Ранее при административно-распределительной системе величина эмиссии служила объектом директивного планирования государством и ни в коем случае не могла превышаться. В условиях рыночной экономики директивного планирования не существует, однако центральные банки прогнозируют размер предполагаемой эмиссии, используя прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков и собственные аналитические материалы. При этом важно не только установить оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределение ее по отдельным регионам страны. Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализованно. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков (именно она определяет размер эмиссии) в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, а она постоянно меняется. Поэтому каждый раз завозить деньги из Центра, чтобы удовлетворить эту потребность, было бы не только нецелесообразно (из-за многократно возрастающих издержек обращения), но и невозможно. Представим, что потребность в наличных деньгах возрастает в Южно-Сахалинске. Пока из Центра туда будут доставлены деньги, величина этой потребности может измениться в ту или иную сторону. В результате либо придется везти деньги назад в Центр, либо пересылать в Южно-Сахалинск дополнительные суммы денег, которые опять же из-за расстояния могут не совпасть с реальной потребностью в наличных деньгах. Как же происходит эмиссия наличных денег и кто ее непосредственно осуществляет? Эмиссию наличных денег проводят ЦБ РФ и его расчетно-кассовые центры (РКЦ). Они открываются в различных регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения, являются резервом. В оборотную кассу расчетно-кассового центра постоянно поступают наличные деньги от коммерческих банков, но и из нее постоянно выдаются наличные деньги. Таким образом деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу расчетно-кассового центра превышает сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в ее резервный фонд. Резервными фондами РКЦ распоряжаются управления (городские, областные, республиканские) Центрального банка России. Если в результате действия банковского мультипликатора у данного коммерческого банка возрастает величина денег на депозитных счетах, то в результате: а) увеличивается и потребность клиентов в наличных деньгах; . б) увеличивается свободный резерв коммерческого банка. Расчетно-кассовые центры обязаны выдавать коммерческим банкам бесплатно наличные деньги в пределах их свободных резервов. Поэтому, если у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастет потребность в наличных деньгах, а поступления денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастет, то РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого он на основе разрешения управления Центрального банка РФ переведет наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти. При осуществлении эмиссии одним РКЦ другой РКЦ может в то же время дополнительно изъять аналогичную сумму наличных денег, поэтому общая масса денег в обращении может и не измениться. Сведениями о том, произошла или не произошла в данный день эмиссия, располагает только Правление Центрального банка, где составляется ежедневный эмиссионный баланс. Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т.е. поступят или в кассы предприятий, или непосредственно населению. При этом деньги списываются со счетов клиентов до востребования. Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданной коммерческими банками, в результате действия механизма банковского мультипликатора. В России на долю наличных денег приходится 1/3 всей денежной массы.

4. Понятие эмиссии денег. Эмиссия безналичных денег

Денежная эмиссия. Банковская система должна обеспечивать национальное хозяйство денежными средствами в объеме, который нужен для его нормального функционирования. Увеличение потребности экономики в деньгах в связи с ростом национального продукта, повышением уровня цен или в силу других причин приводит к необходимости в соответствующем увеличении денежного предложения со стороны банков, то есть в осуществлении ими денежной эмиссии.

Эмиссия денег — это дополнительный выпуск денег в оборот, приводящий к росту обращающейся денежной массы.

Выпуск денег в оборот осуществляется ежедневно в процессе проведения банковских операций. Выпуск наличных денег в оборот происходит при проведении кассовых операций, когда банки выдают наличность из своих касс клиентам (выплата заработной платы, ссуды населению в наличной форме и т.д.), а также при замене центральным банком ветхих купюр новыми. Выпуск безналичных денег в оборот осуществляется при проведении ссудных операций, когда банки предоставляют кредиты своим клиентам в безналичной форме.

Однако не каждый выпуск денег в оборот приводит к увеличению денежного предложения, то есть является эмиссией. При проведении кассовых и ссудных банковских операций происходит не только выпуск денег, но одновременно и возврат их в банки. Так, наряду с выдачей наличности банки в то же время осуществляют прием наличных денег (инкассацию выручки торговых предприятий, прием наличных денег во вклады и т.п.), а наряду с выдачей кредитов происходит возврат ранее выданных ссуд. Эмиссия произойдет только в случае, когда выпуск денег в оборот превысит их возврат в банки.

Таким образом, в отличие от эмиссии, выпуск денег в оборот далеко не всегда приводит к росту денежной массы.

В зависимости от вида денежных средств, дополнительно поступающих в оборот, различают наличную и безналичную денежную эмиссию.

Наличная денежная эмиссия осуществляется путем дополнительного выпуска в обращение денежных знаков — банкнот и монет.

Безналичная денежная эмиссия представляет собой увеличение объемов средств на банковских счетах в процессе проведения банками активных операций.

Безналичная эмиссия денег первична по отношению к наличной эмиссии. Банк выдает наличные деньги клиентам, если у них есть денежные средства на банковских счетах, и в пределах этих средств. Одновременно на сумму выдачи происходит списание безналичных средств со счета клиента. Для увеличения объемов выдачи наличных денег из касс банков необходимо, чтобы сначала возросли остатки средств на счетах банков, то есть, чтобы произошла безналичная эмиссия.

Наличные и безналичные деньги имеют единую природу и тесно взаимосвязаны. В процессе своего функционирования они могут переходить из одной формы в другую. Наличные деньги превращаются в безналичные, когда они поступают в кассы банков и зачисляются на счета экономических субъектов. Безналичные деньги переходят в наличные, когда клиенты банков снимают часть денежных средств со своих счетов и получают их в виде наличности.

Единая природа наличных и безналичных денег обусловливает единство и взаимосвязь их эмиссионных процессов. В частности, в современных условиях и наличная, и безналичная эмиссия носит кредитный характер, то есть дополнительные платежные средства, независимо от их формы, поступают в оборот на основе кредитных операций.

Это происходит следующим образом. Главной функцией банков является аккумулирование свободных денежных средств и их последующее размещение на возвратной основе. Средства, аккумулированные во вкладах, банки предоставляют в ссуду хозяйствующим субъектам, государству и населению, становясь их кредиторами. В результате этого происходит мультипликация (умножение) депозитов, и общий объем средств на счетах экономических агентов увеличивается (подробнее этот процесс рассмотрен ниже). Последние используют полученные в кредит дополнительные средства для осуществления своих платежей. Таким образом, долговые требования банков к заемщикам превращаются в средства платежа — происходит так называемая "монетизация кредита", то есть его превращение в дополнительные денежные средства в обращении.

Эмиссия безналичных денег. Как уже отмечалось, безналичная эмиссия осуществляется в процессе проведения банками своих активных операций. При этом увеличение безналичной денежной массы в обращении может происходить при осуществлении активных операций, как центрального банка, так и коммерческих банков.

Однако следует отметить, что в настоящее время среди экономистов нет единой точки зрения по поводу роли центрального банка в безналичной эмиссии банковской системы. Основные позиции можно свести к следующим:

- безналичную эмиссию осуществляет в основном центральный банк; коммерческие банки по большей части могут только перераспределять созданные центральным банком безналичные деньги. Способность коммерческих банков создавать новые депозиты, то есть безналичные деньги, жестко ограничена объемом имеющихся у них средств на корреспондентском счете в центральном банке;
- безналичную эмиссию осуществляет не только центральный банк — коммерческие банки создают безналичную денежную массу в процессе своих активных операций практически так же, как и центральный банк. Центральный банк обладал бы монополией на безналичную эмиссию только в том случае, если бы норма обязательного резервирования равнялась 100 %. При существующем частичном резервном обеспечении депозитов коммерческие банки могут создавать безналичные деньги, объем которых превышает первоначальный прирост их кредитных ресурсов;
- вся безналичная эмиссия осуществляется системой коммерческих банков. Безналичные денежные средства, составляющие денежную базу центрального банка, носят вторичный характер, так как являются его обязательствами перед банковской системой. В процессе кредитования центральный банк не создает денежную массу, а перераспределяет резервы одних банков во временное пользование других банков или правительства.

Соответственно существуют различные точки зрения на то, в какой мере центральный банк может контролировать и регулировать объем безналичной эмиссии (то есть предложение безналичных денег) и, в частности, насколько центральный банк может контролировать прирост тех или иных составляющих денежной базы.

Наиболее распространенным является мнение, что в процессе безналичной эмиссии принимают участие и. центральный банк, и коммерческие банки: если центральный банк не будет предоставлять коммерческим банкам дополнительные денежные средства для поддержания оборота наличных денег и увеличения резервов, безналичная эмиссия коммерческих банков будет сильно ограничена или прекратится совсем.

Таким образом, основой безналичной эмиссии банковской системы является увеличение денежной базы центрального банка страны.

Увеличить объем денежной базы центральный банк может путем предоставления кредитов коммерческим банкам и правительству, а также приобретая иностранную валюту (см. табл. 4.1). Проводя операции, перечисленные в данном упрощенном балансе, центральный банк увеличивает свои активы. Соответственно возрастают его пассивы — наличные деньги в обращении и резервы коммерческих банков.

Итак, величина денежной базы, а значит и величина денежных ресурсов центрального банка, зависит от объема его активных операций. Когда в процессе проведения этих операций происходит увеличение пассивов центрального банка, соответственно увеличиваются его ресурсы, которые он может использовать для проведения активных операций. Таким образом, активные и пассивные операции центрального банка тесно взаимосвязаны. В определенном смысле можно сказать, что центральный банк сам создает кредитные ресурсы для своих операций. Центральный банк осуществляет контроль денежной базы посредством регулирования своих активных и пассивных операций, но этот контроль не может быть полным. Например, центральный банк не в состоянии точно прогнозировать и регулировать величину своих кредитов коммерческим банкам, так как она зависит не только от решений центрального банка о целесообразности выдачи ссуд, но и от решений самих коммерческих банков, их финансового положения. Контроль над уровнем золотовалютных резервов зависит от режима валютного курса в стране. При фиксированном валютном курсе для его поддержания центральный банк часто вынужден осуществлять операции купли-продажи иностранной валюты, которые могут привести к нежелательному изменению уровня валютных резервов.

Банковский мультипликатор. Как уже отмечалось, в процессе безналичной эмиссии наряду с центральным банком участвуют коммерческие банки, которые создают безналичные деньги при проведения ими активных операций.

Объем созданных коммерческими банками безналичных денежных средств зависит от величины избыточных резервов, которые они используют для активных операций. Для коммерческих банков резервы на счетах в центральном банке являются ликвидными активами, а для центрального банка — пассивами, которые он должен вернуть по их первому требованию. Чем значительнее избыточные резервы коммерческих банков, тем больше дополнительной безналичной денежной массы они могут эмитировать в обращение при прочих равных условиях.

Следует отметить, что максимальный объем ссуд, который может выдать один коммерческий банк, ограничен величиной его избыточных резервов. Это обусловлено тем, что выданные в кредит средства используются клиентами для платежей и перечисляются на счета в других банках, что приводит к соответствующему уменьшению избыточных резервов данного банка. Если же рассматривать банковскую систему в целом, то избыточные резервы одного банка, попадая в процессе кредитования и платежей на счета другого банка, увеличивают объем депозитов, а значит и избыточные резервы последнего. За счет этого второй банк, в свою очередь, может увеличить объемы кредитования, что в конечном итоге приведет к увеличению избыточных резервов третьего банка. В результате происходит многократное расширение депозитов, получившее название депозитной (или кредитной) мультипликации.

Итак, увеличение депозитов в банковской системе происходит в результате возрастания величины совокупных избыточных резервов коммерческих банков. Находясь на счетах в центральном банке, эти резервы увеличиваются вследствие активных операций центрального банка, приводящих к росту денежной базы, а также за счет роста объемов вкладов12 экономических агентов на счета коммерческих банков.

Рассмотрим, каким образом увеличение резервов коммерческих банков приводит к мультипликации депозитов, то есть безналичной эмиссии коммерческих банков.

Для наглядности и упрощения модели мультипликации введем ряд допущений:

- коммерческие банки не хранят избыточные резервы, а используют их для выдачи ссуд своим клиентам;
- все коммерческие банки выдают ссуды на всю величину своих избыточных резервов;
- средства, находящиеся на депозитных счетах в коммерческих банках, не обращаются в наличность и не остаются на руках клиентов;
- выданные в кредит средства зачисляются на текущие (расчетные) счета заемщиков;
- все средства, выданные в ссуду одним банком, в процессе их расходования заемщиками перечисляются на депозитные счета в другом банке и хранятся там, увеличивая его избыточные резервы.

Действие механизма простейшей модели мультипликатора депозитов видно на следующем примере.

Допустим, центральный банк увеличил избыточные резервы банковской системы, предоставив кредит Банку-1 в сумме 100 млн. р.

Вследствие этого избыточные резервы Банка-1 возросли на 100 млн. р.

Банк-1 выдает кредит на эту сумму своему клиенту, увеличив тем самым объем депозитов в банковской системе на 100 млн. р. Клиент Банка-1 перечисляет полученные в кредит средства своему поставщику в другой банк (Банк-2) в оплату поставленных товаров. Вследствие этого у Банка-1 не остается избыточных резервов, а депозит в сумме 100 млн. р. перемещается в Банк-2.

После того как средства из Банка-1 были перечислены поставщику, сумма на его текущем счете в Банке-2 увеличилась на 100 млн. р. Соответственно депозиты Банка-2 возросли на эту же сумму. Банк рассматривает эти средства как избыточные резервы, которые могут быть выданы в ссуду, так как поставщик не намерен использовать их для расчетов. Таким образом, общий объем депозитов банковской системы увеличился на 100 млн. р.

Как отмечалось ранее, центральный банк использует для регулирования объема денежной массы в экономике механизм обязательного резервирования. Допустим, норма обязательных резервов установлена в размере 10 %.

В этом случае из 100 млн. р. дополнительных депозитов, полученных Банком-2, он перечисляет в фонд обязательных резервов центрального банка 10 млн. р. Оставшуюся сумму в 90 млн. р., которая будет являться его избыточными резервами, он выдает в ссуду своему клиенту. Последний использует полученные средства для осуществления платежей за приобретенные товары, при этом сумма кредита перечисляется в Банк-3.

В результате этого перечисления сумма привлеченных средств Банка-3 возрастет на 90 млн. р., а общий прирост депозитов в банковской системе (учитывая депозит, созданный в Банке-2) составит 190 млн. р.

Банк-3 из полученных 90 млн. р. дополнительно привлеченных средств 9 млн. р. отчисляет в фонд обязательных резервов, а оставшиеся избыточные резервы в сумме 81 млн. р. использует для дальнейшего кредитования.

В результате рассматриваемого процесса увеличение общей суммы депозитов в банковской системе будет продолжаться до тех пор, пока все избыточные резервы не будут перечислены в фонд обязательных резервов. Этот процесс отражен в табл. 4.2.

Из данных таблицы видно, что однократное увеличение избыточных резервов банковской системы на 100 млн. р. в процессе депозитной мультипликации привело к совокупному приросту депозитов банковской системы на 1 млрд. р. При этом объем мультиплицированных депозитов зависит от величины нормы обязательного резервирования.

Аналогичный процесс расширения депозитов банковской системы будет происходить и в случае, если центральный банк увеличит свободные резервы коммерческого банка не посредством предоставления ему кредита, а в результате покупки у него ценных бумаг или иностранной валюты.

Рассмотренный процесс многократного расширения депозитов банковской системы свидетельствует о существовании математической зависимости между приростом избыточных банковских резервов и увеличением совокупного объема депозитов банковской системы. Эта зависимость выражается понятием банковского (депозитного) мультипликатора.

Банковский (депозитный) мультипликатор — коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет общий объем депозитов в банковской системе при увеличении избыточных резервов коммерческих банков.

Для того чтобы определить максимальный объем прироста депозитов (AD), нужно сумму избыточных резервов, дополнительно полученных банковской системой, умножить на величину банковского мультипликатора:

AD = 100 млн. р. • 10 = 1000 млн. р. (1 млрд. р.).

Однако в действительности величина банковского мультипликатора обычно меньше той, которую можно рассчитать по приведенной формуле. На практике каждый банк сохраняет некоторый объем избыточных резервов, а его клиенты снимают наличные деньги со счетов. Это означает, что коэффициент мультипликации зависит не только от нормы обязательных резервов, устанавливаемой центральным банком, но и от других факторов, которые центральный банк не может прямо контролировать.

Следует отметить, что при уменьшении избыточных резервов банковской системы происходит многократное сокращение банковских депозитов. Избыточные резервы банковской системы могут уменьшаться, во-первых, вследствие действий центрального банка, направленных на ограничение прироста денежной массы: повышения нормы обязательных резервов, уменьшения объемов кредитования коммерческих банков, увеличения процентной ставки по кредитам коммерческим банкам, продажи коммерческим банкам ценных бумаг и иностранной валюты. Во-вторых, избыточные резервы коммерческих банков могут уменьшаться вследствие того, что их клиенты предпочтут по каким-либо причинам изъять часть своих вкладов и превратить их в наличность.

Отдельно

6. 23.1. цели, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования

Денежно-кредитное регулирование — это осуществление краткои долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота.

На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:

поддержание стабильности цен;

достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);

обеспечение экономического роста;

обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка;

обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

Первая цель денежно-кредитного регулирования — поддержание стабильности цен — в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Уменьшение инфляционных процессов способствует улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долгосрочного экономического роста.

Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:

уменьшение макроэкономических рисков;

расширение внутреннего кредита;

концентрация капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.

В силу отсутствия у современных центральных банков законодательно установленных функций по реализации второй и третьей из названных выше целей задачи их достижения решаются опосредованно. Последние три цели фактически сводятся к задаче сглаживания конъюнктурных колебаний на отдельных сегментах финансового рынка.

Реализуя государственные и общественные интересы в области управления денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования является неотъемлемой частью денежной системы государства.

Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет ее организационный блок и призвана обеспечивать:

удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота;

защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота;

уменьшение издержек участников денежного оборота, повышение качества оказываемых услуг;

создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (пронн-фляционных) процессов в денежном обороте;

формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций;

развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конкурентных отношений;

расширение рынка банковских услуг и улучшение их качества;

совершенствование системы безналичных расчетов.

ОБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования являются объекты, регулирования.

В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:

спрос на деньги и предложение денег;

объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;

скорость оборота денег;

объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;

коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;

объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;

курс национальной денежной единицы.

Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показателей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регулирования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.

Большое значение в настоящее время имеет оценка спроса на деньги и предложения денег. Другие из перечисленных показателей в значительной мере отражают наличие постоянных связей между отдельными частями денежного оборота. Более детальная их характеристика изложена в других главах учебника.

Основываясь на показателях, определяемых на макроуровне (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составляют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на ннх в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со стороны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей.

Для этого необходимо:

создание ситуации определенности в отношении будущих денежных потоков; формирование соответствующих показателей денежного оборота, снижение рисков для инвестиций участников денежного оборота;

проведение мероприятий по снижению издержек участников денежного оборота и расходованию полученных в результате экономии средств на возврат займов;

достижение определенной динамики денежного оборота для потребителей (пользователей) банковских услуг.

Показатели денежной программы не являются жестко заданными. В зависимости от развития внутренней и внешней экономической ситуации они могут быть скорректированы для достижения цели по уровню инфляции.

Установление срока действия денежных параметров должно дополняться в условиях нестабильной рыночной экономики определением внешних факторов, изменение которых должно приводить к обязательному автоматическому перерасчету прогнозов.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОЙ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации денежной программы как элемент денежной системы включает следующие элементы:

стратегическое планирование и прогнозирование (определение направлений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом);

экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия, регулирующие денежные и кредитные отношения.

При выявлении расхождений между фактическими и прогнозными данными денежных параметров устанавливаются причины нх возникновения, а сами расхождения должны также регулироваться. Например, в целях регулирования валютных рисков коммерческим банкам устанавливаются лимиты по веденню открытых валютных позиций. Для регулирования кредитных рисков н нейтрализации их негативных последствий в банковской системе создаются резервы на возможные потери по ссудам. Прн регулировании рыночных рисков банковской системы рассчитывают размер этих рисков для их включения в денежную програму.

Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота. Например, публичность утверждения государственного бюджета предполагает фиксацию определенных денежных параметров с целью организации контроля за динамикой денежной массы, находящейся в обороте. Это необходимо для достижения доверия со стороны потребителей банковских услуг, а также для достижения баланса интересов в процессе регулирования хозяйственного оборота в целом.

Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также является важным фактором денежно-кредитного регулирования.

Собственники денежных ресурсов, каковыми являются министерство финансов или центральный банк, согласно законодательству располагают всеми необходимыми полномочиями для проведения преобразований, результатом которых должно стать снижение рнска инвестирования и повышение кредитоспособности страны.

Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита.

Спрос на деньги и их предложение являются наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно все остальные величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.

Увеличение спроса на деньги со стороны участников денежного оборота определяется:

дальнейшим ростом экономики;

снижением инфляции н инфляционных ожиданий;

ростом доверия к банковской системе.

Со стороны агентов экономической деятельности спрос на деньги представлен как спрос на ликвидную часть собственных активов. Однако желание иметь деньги и возможность их получить не совпадают. Ликвидной частью активов являются кассовые остатки, т.е. принадлежащие хозяйственному агенту как собственнику остатки наличности и безналичных средств на счетах в банках. Спрос на деньги соответственно определяется как пропорциональная часть дохода участника денежного оборота.

В зависимости от того, какими мотивами руководствуется участник денежного оборота, формируется спрос на деньги.

Первый (основной) вид потребности в деньгах, т.е. в запасе денег (транс-акционный мотив), обеспечивает текущее хозяйственное функционирование того илн иного участника денежного оборота. Для индивида — это запас денег для покупок до следующего получения доходов. Для предприятий (фирм) запас денег предназначен для обеспечения закупок материалов, выплаты заработной платы и осуществления прочих расходов до получения следующих денежных поступлений от реализации товаров и оказания услуг. Для государства запас денег — это валютные резервы, которые позволяют обеспечить своих резидентов средствами на расчеты по внешнеэкономической деятельности.

Второй вид потребности в деньгах (мотив предосторожности) позволяет участнику денежного оборота создавать резерв денежных средств для снижения рисков в условиях неопределенности и сглажнвання неизбежных кассовых разрывов.

Третий вид потребности в деньгах (спекулятивный мотив) возникает в силу того, что современные деньги сами по себе не могут служить средством сохранения стоимости. Определенная часть доходов участника денежного оборота должна использоваться в качестве средства платежа — кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Данный спрос реализуется в приобретении нематериальных (финансовых) активов участниками денежного оборота. Такими активами могут быть облигации, акции, а также производные финансовые инструменты.

Скорость обращения денег как качественный показатель оценки спроса на деньги зависит от ряда факторов, состав и степень влияния которых подвержены значительным и зачастую труднопрогнозируемым изменениям. Факторами, способствующими снижению скорости обращения денег, являются процесс повышения степени монетизации расчетов в хозяйственном обороте и рост удельного веса долгосрочных депозитов банков в структуре денежной массы. Фактором, сдерживающим снижение скорости обращения денег, является сохранение в структуре денежной массы высокой доли наличных денег.

Уровень насыщенности экономики деньгами определяется факторами, которые зависят прежде всего от роста реального спроса на деньги, связанного со способностью экономики эффективно использовать увеличение денежного предложения, характером инфляционных процессов, уровнем рисков в экономике, платежной дисциплиной, существующими формами расчетов. Прн этом вытеснение из оборота различных форм денежных суррогатов сказывается на скорости обращения денег и способствует дальнейшему насыщению экономики деньгами.

При соответствующем оправданном росте спроса на деньги (например, при увеличении спроса на трансакционные деньги со стороны производственного сектора экономики под воздействием расширения объемов производства товаров и услуг) его превышение со стороны денежного предложения может быть компенсировано при минимальном использовании инструментов денежно-кредитного регулирования.

Замедление экономического развития и снижение спроса на деньги со стороны экономических агентов не исключают негативных инфляционных последствий роста денежной массы в условиях сохранения илн дальнейшего улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, и для сбалансированности предложения денег и спроса на ннх требуются значительные усилия. Денежное предложение должно быть сбалансировано с экономически обоснованным спросом на деньги.

16 Деньги. Кредит. Банки

Денежное предложение определяется взаимодействием трех переменных:

денежной базой центрального банка;

ставкой процента на денежном рынке;

нормой обязательного резервирования.

Денежная база центрального банка (так называемые деньги высокой эффективности) включает в себя обязательные резервы и наличность. Эта база обеспечивается активами центрального банка: золотовалютными резервами, хранящимися в его портфеле ценными бумагами, кредитами банкам.

Ставка процента на денежном краткосрочном рынке формируется в значительной степени благодаря оптимизации соотношения резервов банковской системы к ее депозитам. На определение нормы обязательного резервирования влияет соотношение наличных денег, находящихся в обороте, и депозитов банковской системы.

На предложение денег также оказывают влияние:

розничный товарооборот;

поступления налогов и сборов от населения;

поступления по банковским вкладам;

поступления от реализации ценных бумаг;

золотовалютные резервы (особенно при наличии дефицита государственного бюджета);

состояние сальдо платежного баланса страны;

состояние баланса центрального банка.

Предложение денег формируют все участники денежного оборота. Но банковская система оказывает на предложение денег прямое влияние с помощью:

организации более экономичного, устойчивого денежного оборота;

проведения операций на различных сегментах финансового рынка в целях влияния на структуру денежного оборота;

сокращения или увеличения эмиссии денег и других средств платежа.

В зависимости от уровня развития экономики страны, национальных особенностей и финансовых возможностей обеспечение устойчивого денежного оборота осуществляется жестко централизованной системой специализированных подразделений центрального банка или банковской системой в целом. На них возлагаются функции по налаживанию хорошо функционирующего денежного оборота.

Наши рекомендации