Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «макроэкономика»
Изучение дисциплины «Макроэкономика» частично формирует следующие общекультурные компетенции: ОК-1 (выпускник владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения) и ОК-4 (выпускник способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем).
Кроме того, успешное освоение данной дисциплины влияет на формирование профессиональных компетенций: ПК-6 (выпускник должен быть способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты) и ПК-9 (должен быть способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет).
После изучения данного курса студент должензнать:
- закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории;
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;
- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;
- принципы моделирования и прогнозирования национального хозяйства.
На основе изучения данного курса студент должен уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи, курсовой работы.
Студент должен владеть:
- методологией экономического исследования, специальной терминологией и навыками профессиональной аргументации;
- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;
- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы на макроуровне;
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
Тематический план курса « Макроэкономика»
№ темы | Содержание темы | Количество часов | ||
Лек-ции | Семи-нары | Самостоятельная работа | ||
1. | Предмет, методы и субъекты макроэкономики. Особенности предмета и методологических подходов в макроанализе. Макроэкономическая структура национальной экономики, макросектора как экономические субъекты. Макроэкономические функции государства: информационно-аналитическая и стабилизационная. Источники макроэкономической информации. | |||
2. | Основные макроэкономические связи и показатели в системе национальных счетов. Система национальных счетов: сущность, структура, значение. Виды и аналитическое значение основных макропоказателей. Модель простого и сложного кругооборота продукта и дохода. ВНП (ВВП) - сущность, ограниченность, значение. Теневая экономика. Расчет ВНП по расходам и доходам. Инвестиции: определение, виды, значение. Производные от ВНП макропоказатели. Потребление как макроэкономический показатель, модели потребления. Сбережения как показатель потока и запаса, формы, причины и модели сбережений. Номинальные и реальные макропоказатели. Основные индексы цен. Инфлирование и дефлирование. Динамика ВВП и уровня жизни в Российской Федерации. | |||
3. | Формы и причины макронестабильности в развитии рыночной экономики. Предпосылки возникновения, сущность, причины и виды экономических циклов. Технологические уклады и «длинные волны». Текущие, опережающие и запаздывающие индикаторы деловой активности. Фазы среднего (классического) цикла. Принцип акселерации, значение инвестиций для стабильного развития. Безработица – определение, измерение, типы, формы, причины и последствия. Естественный уровень безработицы: особенности вычисления и значение. Закон Оукена. Проблема безработицы в России. Инфляция – определение, монетарные и немонетарные причины, типы и формы. Основное уравнение обмена. Экономические и социальные последствия инфляции, сеньораж. Сущность и направления антиинфляционной политики. Особенности инфляции в РФ. | |||
4. | Моделирование макроравновесия и макронестабильности. Взаимосвязь инфляции и безработицы: кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде. Модель «Совокупный спрос-совокупное предложение ( AD-AS)»:кривая совокупного спроса, его неценовые детерминанты, кривая совокупного предложения, ее отрезки, неценовые детерминанты. Моделирование спада, экономического роста, инфляции спроса и издержек с помощью модели «AD-AS». Классическая и кейнсианская теория занятости. График потребления и сбережения в кейнсианской равновесной модели, факторы, сдвигающие эти графики. Средняя и предельная склонности к потреблению и сбережению. График спроса на инвестиции и график инвестиционных расходов, факторы, влияющие на величину чистых частных инвестиций. Определение равновесного объема производства методом сопоставления совокупных расходов и объема производства и методом «утечки- инъекции». Эффект мультипликатора автономных расходов: логическое и математическое обоснование. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы в расходах, методы их преодоления. Открытая и закрытая экономика, влияние внешней торговли на равновесный объем производства и занятость. Условия равновесия для открытой рыночной экономики. | |||
5. | Основы фискальной политики. Сущность, цели и инструменты фискальной политики (дискреционной и недискреционной). Понятие государственного бюджета, его доходы и расходы. Сущность, виды, цели государственных закупок. Влияние государственных закупок на равновесный объем производства, занятость и инфляцию. Понятие налоговой системы. Сущность, виды, функции налогов. Виды налоговых ставок. Чистые налоговые поступления. Моделирование влияния чистых налогов на равновесный объем производства. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Дискреционная фискальная политика в ходе экономического цикла. Автоматические (встроенные) стабилизаторы. Дефицит (профицит) государственного бюджета: определение, виды, последствия, методы финансирования и сокращения. | |||
6. | Теория денег и денежного рынка. Теории происхождения,сущность, виды и функции денег. Ликвидность активов. Особенности измерения денежного предложения: денежные агрегаты, «квазиденьги». Спрос на деньги: для сделок и со стороны активов. Процесс установления равновесия на денежном рынке. Взаимосвязь товарного и денежного рынка. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка в модели «IS-LM». Инвестиционная и ликвидная «ловушка». | |||
7. | Сущность, структура и значение банковской системы. Понятие банковской системы и банковской инфраструктуры, сущность и виды банков. Этапы становления, финансовая структура и функции коммерческого банка. Создание кредитных денег системой коммерческих банков. Денежный мультипликатор. Роль обязательных резервов в структуре коммерческого банка. Структура, функции и задачи Центрального банка. Особенности и проблемы становления банковской системы в РФ. | |||
8. | Сущность и инструменты кредитно-денежной и валютной политики. Понятие, цели и инструменты кредитно-денежной политики (прямые и косвенные). Механизмы влияния изменения резервной нормы, ставки рефинансирования и операций на «открытом» рынке на денежное предложение и ставку ссудного процента. Антициклическая кредитно-денежная политика. Сущность, особенности составления и значение платежного баланса страны. Торговый, текущий и базисный баланс. Валютный рынок и факторы, определяющие обменный валютный курс. Виды валютных курсов (фиксированный, свободно и регулируемо-плавающий валютный курс). Паритет покупательной способности. Валютные интервенции, таргетирование и другие инструменты валютной политики. | |||
9. | Тема 9. Стабилизационная политика и экономический рост. Сущность и формы стабилизации экономики, виды стабилизационной политики («шоковая терапия», градуализм). Экономический рост: сущность, проблемы измерения, факторы, последствия. Теории экономического роста. Политика стимулирования экономического роста (в т.ч. в России). | |||
Всего: |
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля | ||
лекции | семинары | самостоят. работа | |||||
Макроэкономика | |||||||
1. | Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики | Устный опрос, тест | |||||
2. | Тема 2. Основные макросвязи и показатели в СНС | 2-4 | Устный опрос, контрольная работа | ||||
3. | Тема 3. Формы и причины макронестабильности в развитии рыночной экономики | Устный опрос, доклады, контрольная работа | |||||
4. | Тема 4. Моделирование макроравновесия и макронестабильности | 6-8 | Устный опрос, контрольная работа | ||||
5. | Тема 5. Основы фискальной политики | 9-10 | Устный опрос, доклады | ||||
6. | Тема 6. Теория денег и денежного рынка | 11-12 | Устный опрос, контрольная работа | ||||
7. | Тема 7. Сущность, структура и значение банковской системы | 13-14 | Устный опрос, решение задач | ||||
8. | Тема 8. Сущность и инструменты кредитно-денежной и валютной политики | 15-16 | Устный опрос, доклады | ||||
9. | Тема 9. Стабилизационная политика и экономический рост | 17-18 | Устный опрос, тест | ||||
Всего: | + 9 КСР + 45 экзамен = 90 | +30 курсовая работа = 90 | Форма промежуточной аттестации – экзамен, курсовая работа |
Макроэкономика как особая сфера человеческих знаний о наиболее общих взаимосвязях и закономерностях поведения хозяйствующих субъектов возникла намного позже экономической теории в целом и отличается значительно большей практической направленностью.
Особенностью ее методологических подходов является агрегирование связей и показателей, на основе которых оцениваются состояние и направления развития национальной экономики в целом, определяются направление и инструменты стимулирования экономического роста.
В условиях нестабильного развития знание макроэкономики особенно актуально, поскольку создает теоретическую и методологическую базу формирования научно обоснованной экономической политики государства, крупных транснациональных корпораций, межгосударственных объединений, направленной на снижение негативных последствий цикличности и несбалансированного экономического роста.
Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики.
После изучения данной темы студентдолжен знать:
- причины накопления, обработки и источники макроэкономической информации, особенности методологических подходов в макроэкономике, роль и значение современного государства на макроуровне;
Студентдолжен уметь:
- отнести рассматриваемую экономическую категорию к соответствующему уровню анализа, определять взаимозависимость экономических процессов на микро- и макро- уровне, использовать метод агрегирования при изучении особенностей экономического поведения субъектов макроэкономики.
Содержание темы 1:
Особенности предмета и методологических подходов в макроанализе. Макроэкономическая структура национальной экономики, макросектора как экономические субъекты. Макроэкономические функции государства: информационно-аналитическая и стабилизационная. Источники макроэкономической информации.
Практическая работа по теме 1:
1. Предмет макроэкономики, взаимосвязь макро- и микроуровней анализа. Особенности методологии позитивной и цели нормативной макроэкономики.
2. Макроэкономические функции и задачи государства в современной экономике.
Рекомендуемая литература:
Основная:
Курс экономической теории/под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров:АСА, 2009.
Киселева Е.А. Макроэкономика.М.: Эксмо,2006.
Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие/ С.С.Носова, В.И. Новичкова.- М.: КНОРУС, 2009.
Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: макро- и микроуровень. М.: Дело, 2006.
Дополнительная:
Макконнелл К., Брю С. Экономикс, М.:ИНФРА-М, 2009.
Макроэкономика: теория и российская практика/под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- М.:КНОРУС,2009.
Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.:Питер, 2006.
Самостоятельная работа по теме 1 (аудиторная) предполагает ответить на следующие вопросы:
1. Как связаны между собой макро-, микро- и мезоэкономика?
2. Как конкретно применяется метод агрегирования?
3. Какие негативные последствия может иметь государственное вмешательство в функционирование рыночной системы на макроуровне?
Самостоятельная работа по теме 1 (внеаудиторная) предполагает закрепление сущностных и функциональных взаимосвязей в рыночной системе с помощью тестовых заданий, например: Отнесите конкретное направление деятельности правительства к соответствующей функции государства в рыночной экономике:
1. Для стимулирования частных инвестиций правительство внесло в парламент проект закона о более низкой ставке налога на прибыль и дало поручение Центральному Банку снизить ставку рефинансирования.
2. Правительство приняло решение увеличить размер минимальной оплаты труда, при этом средством повышения зарплаты в бюджетной сфере должны стать повышенные налоги на алкоголь и игорный бизнес.
3. Правительство решило в этом году не увеличивать тарифы на услуги грузового жележнодорожного транспорта.
4. Правительство внесло в парламент новый закон, на основании которого ужесточаются требования по сертификации продукции, содержащей генномодифицированные компоненты.
5. Дополнительные бюджетные доходы из-за повышения экспортных пошлин на нефть и газ правительство решило направить на субсидирование частных и государственных фирм, развивающих нанотехнологии.
Функции государства:
А) Создание правовой базы функционирования рынков
Б) Защита конкуренции и регулирование монополий
В) Корректировка рыночного распределения доходов
Г) Корректировка рыночного распределения ресурсов
Д) Стабилизация экономики
Литература к самостоятельной работе:
Курс экономической теории/под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров:АСА, 2009.
Киселева Е.А. Макроэкономика.М.: Эксмо,2006
Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: макро- и микроуровень. М.: Дело, 2006
Макконнелл К., Брю С. Экономикс, М.:ИНФРА-М, 2009.
Макроэкономика: теория и российская практика/под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- М.:КНОРУС,2009.
Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.:Питер, 2006.