Номинация № 4. «Первые шаги в экологии»

Один из вариантов тематики работ, выполненных с участием детей не старше 10 лет – это проекты по экологическому мониторингу природной среды с помощью методов биоиндикации. Например:

· Оценить пригодность для жизни растений почвы на разных участках доступной для ребенка территории. Одинаковые сосуды (емкости из-под кока-колы с обрезанным верхом) заполнить почвой, взятой с исследуемых участков (например, глина из соседнего карьера, песок из песочницы, земля с дачной грядки). Посадить одинаковые растения. Поместить в одинаковые условия. Обеспечить одинаковый уход. Следить за судьбой растений. Описать (сфотографировать, зарисовать) и обсудить результат.

· То же самое сделать, оценив прорастание семян кресс-салата.

· Оценить здоровье окружающей природной среды по степени нарушения симметрии листьев березы (детали методики можно найти на сайте «Ученые – детям»).

· Исследовать степень заселенности почвы мелкими обитателями. С этой целью извлечь из образцов почвы, взятых на разных участках доступной для ребенка территории, мелких обитателей. Набрать в сосуд из-под кока-колы почву с грядки, из песочницы, из-под куста живой изгороди и т.д., перевернуть сосуд горлышком в прозрачную чашку (например, обрезанное на высоту 10 см дно другой емкости) и нагреть дно перевернутого сосуда (например, с помощью настольной лампы). Обсудить с детьми, откуда взялись в нижнем (обрезанном) сосуде мелкие существа, попытаться определить их названия и обязательно вернуть эти существа домой: на грядку или под куст.

Также можно представить выполненные с участием детей этого возраста проекты по таким тематическим направлениям:

· «Живая аптека». Изучить, где на доступной для ребенка территории (в лесу, на лугу, на дачном участке) растут лекарственные растения. Вместе собрать и обработать лекарственные растения. Описать, какие части растений можно использовать и от каких болезней. Вырастить лекарственные растения в доме (каланхоэ, алоэ, красулу толстянку, традесканцию, бриофиллюм, календулу, мяту).



  • «А у нас во дворе». Во дворе есть природные объекты: деревья, кустарники, травы, цветы, насекомые, животные и птицы. Интересно выяснить вместе с ребенком, какие природные объекты живут в вашем дворе по воле человека, поинтересоваться, кто эти люди? Насекомые и птицы (во многих дворах и крыс можно увидеть иногда) появляются сами по себе. Хотя – птиц можно привлечь птичьими домиками. Есть ли они в вашем дворе? Есть ли поблизости от вашего двора место для выгула собак?
  • «Вода в доме». Изучить вместе с ребенком места в доме, где нужно использовать воду (кухня, ванная, туалет, поилка у птиц, домашние растения, аквариум). Выяснить, откуда и как вода попадает в дом, сколько ее нужно для той или другой цели и нужно ли воду предварительно готовить для использования. На какие домашние нужды используется вода? На что ее тратится больше всего и откуда берется вода в доме? Как дома следить за чистотой воды? Приготовить несколько сосудов с чистой и загрязненной (песком, тушью, мусором) водой, предложить ребенку оценить качество воды. Попробовать вместе с ребенком очистить воду: отцедить крупный мусор, осадить песок, отфильтровать (например, через слой ваты на дне воронки). Познакомиться с работой домашнего очистителя воды, если он есть. Оформить результаты наблюдений и исследований в виде отчета с фотографиями, рисунками, таблицами и текстами.

· «Малыши и взрослые». Организовать наблюдение за развитием мальков в аквариуме, котят, щенят или птенцов (что окажется возможным). Описать, зарисовать, сфотографировать, как изменяется форма организмов при развитии? Как и когда малыши становятся похожими на родителей?

  • «Запасы». Изучить вместе с ребенком, какие хранятся в доме запасы пищи и в каких условиях. Описать вредителей домашних запасов и способы борьбы с ними. Описать судьбу испорченных запасов.
  • «Идем по плану». Составить вместе с ребенком план квартиры, а также карту-схему микрорайона и дачного участка. Обозначить на этих схемах места общего пользования и свою комнату, магазин, почту, детскую площадку, поликлинику и детский сад или школу. Изучить план посадки деревьев и кустарников на территории. Выяснить, какие правила помогают всем жить дружно в семье? В детском саду или школе? В микрорайоне?
  • «Упаковки». Собрать вместе с ребенком коллекцию разных упаковок. Описать их судьбу после первичного использования. Придумать вместе, как дать упаковкам вторую жизнь. Составить коллекцию таких вещей. Описать судьбу новых вещей, сфотографировать их и зарисовать.

Учредители конкурса

· Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию»

· Российская экологическая академия

· МГУ имени М.В. Ломоносова

· МИТХТ имени М.В. Ломоносова

· РХТУ имени Д.И. Менделеева

· Журнал «Химия и жизнь»

· Союз охраны птиц России

· Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»

ЖЮРИ КОНКУРСА

Снакин Валерий Викторович (председатель жюри), доктор биологических наук, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, заведующий лабораторией ландшафтной экологии Института фундаментальных проблем биологии РАН, член президиума Российской экологической академии.

Ротина Елена Сергеевна(сопредседатель жюри), директор НП «Содействие химическому и экологическому образованию»

Жердев Анатолий Витальевич (зам. председателя), кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального центра биотехнологии РАН.

Печерица Алёна Владимировна(ответственный секретарь), специалист отдела экологического просвещения Полистовского заповедника.

Буковская Елена Григорьевна,директор НП «Сохранение и развитие прихоперских территорий»

Войнова Инесса Юрьевна,учитель биологии ГБОУ СОШ № 654 им. А.Д.Фридмана, г. Москва

Голубева Елена Ильинична, доктор биологических наук, профессор кафедры рационального природопользования Географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Кручинина Наталия Евгеньевна, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой промышленной экологии РХТУ им. Д.И.Менделеева.

Самкова Виктория Анатольевна,кандидат педагогических наук, редактор журнала «Биология в школе»

Стрельникова Любовь Николаевна, главный редактор журнала «Химия и жизнь»

Тихонова Ирина Олеговна,кандидат технических наук, доцент РХТУ имени Д.И.Менделеева

Кроме членов жюри к анализу работ привлекаются опытные эксперты из числа опытных педагогов, ученых, специалистов в области биологии, географии, химии и этнографии.

Адрес оргкомитета:

101848, г. Москва

Кривоколенный пер., 12, стр.1

НП «Содействие химическому и экологическому образованию»

e-mail: [email protected], сайт:www.ChemEco.ru

Тел. 8-910-473-66-21, Ротина Елена Сергеевна

Наши рекомендации