Арт-терапия: йога внутреннего художника

(отрывок)

А. Будза

То, что находится внизу, аналогично

тому, что находится вверху. И то, что

вверху, аналогично тому, что находится

внизу, чтобы осуществлять чудеса

единой вещи. И аналогично тому, как все

вещи произошли от Единого через

посредство Единого, так все вещи

родились от единой Сущности через

приспособление…

Гермес Трисмегист

Сущность человека – Монада, являясь проявлением Абсолюта в индивидуальном странствует из Вечности прошлого в Вечность будущего сквозь таинство Бытия настоящего, через тернии в бесконечности звездных миров. В божественном океане мироздания Монада посещает вселенные, сквозь которые течет река Жизни – Дао, и становится одной из бесчисленных капелек жизни, образующих эту реку.

«Течение Дао подобно великой реке,

имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду.

Дао служит опорой всей тьме вещей,

благодаря ему они появляются на свет,

но о Нем невозможно поведать.

Оно успешно действует всюду,

Но не имеет славы.

Одевает и вскармливает всю тьму вещей,

Но не считает себя их хозяином»

Каждый такой остров – вселенная – состоит из взаимопроникающих и взаимозависимых уровней – «рукавов», в которых через разные ипостаси – тела Монады – проявляет себя творческая активность Абсолюта, рождающаяся из Небытия – сокровищницы его бесконечного потенциала Творца.

«…То, что порождает друг друга, – это

Бытие и Небытие».

«Вся тьма вещей рождается жить в Бытии

и сохраняет существование в Небытии».

«Познав извечное вместилище всего,

поймешь, что оно и есть «всеобщая казна».

Что эта казна и есть верховный правитель.

Что этот правитель и есть Небо,

Что Небо и есть Дао,

Что Дао и есть незыблемое, вечное.

Оно утратило свое тело, свое «я»,

и потому его жизненные силы

неисчерпаемы».

На материальном уровне проводником активности Монады является его физическое тело – «храм души». Внешний облик этого храма, его устойчивость и защищенность от различных разрушающих факторов-болезней обеспечиваются эфирным телом, которое пропитывает физическое тело, выходя за его пределы подобно светящемуся серебристому туману. Это тело соткано из тончайших нитей – энергетических каналов, по которым протекает жизненная энергия, поступающая в эфирное тело вместе с дыханием, пищей и сублимированной половой энергии, энергетического потенциала, унаследованного от родителей при рождении. Важный вклад вносят энергии, полученные высшими телами человека и трансформированные в форму, приемлемую для питания эфирного тела. Природа и принципы функционирования эфирного тела хорошо изучены и описаны в китайской традиционной медицине.

Следующее за эфирным астральное тело обеспечивает эмоциональную сферу человека. Каждая испытываемая эмоция, чувство, желание являются следствием активности астрального тела, которое служит источником-излучателем и приемником вышеприведенных состояний-вибраций (энергоинформационных) потоков от других объектов, а также преобразователем внешних и внутренних вибраций в потоки, питающие эфирное тело и оказывающие влияние на более тонкие тела (ментальное и духовное).

Ментальное тело обеспечивает умственную деятельность человека и является последней из временных оболочек «бессмертной» Монады, имеющей триединую структуру из духовного, космического и эволюционного уровня.

Подобно астральному телу, ментальное тело тоже генерирует, воспринимает и трансформирует энергоинформационные потоки, которыми в данном случае являются: мыслеобразы, понятия, представления, суждения. Ментальное тело также «подпитывает» менее тонкие тела и влияет на духовное тело. Первые четыре тела составляют личность человека.

Пятое, духовное, тело является стержнем человеческой индивидуальности и часто осознается человеком как голос совести. Духовное «тело-уровень» есть хранитель всего опыта Монады. Оно выполняет функцию руководства жизненной активностью человека, максимально приближая линию его поведения (с учетом свободы воли человека) к программе глобального предназначения (Пути) Монады в данном воплощении. Такая способность тела объясняется его природой как эманации третьей ипостаси Абсолюта (Дао), называемой в христианстве Святым Духом. Духовное тело подобно зеркалу, в которое человек смотрится со стороны своей низшей природы, говоря: «Я – это тело, эмоция в нем и его мысль», останавливаясь в своем познании в лучшем случае на уроне отождествления своей Сущности с интеллектом. «Мыслю – значит, существую!» Но задавшись вопросом: «Кто наблюдает мое мышление?» – и понимая, что наблюдателем может быть только высокий принцип, он преодолевает зеркало иллюзии – отождествление своего «Я» со своей личностью.

Шестое «тело-уровень» – космическое – не имеет границ. Оно подобно волнам океана, проходящим через предыдущие пять тел. Это волны космического сознания – любви, мудрости. Если духовное тело является навигатором человека в житейском море, помогает личности решить задачи самогармонизации и преодоления неведения, раскрывает ее высшую природу – Монаду, то шестое, космическое, тело осуществляет выбор той глобальной задачи, которую в результате своей полной реализации – просветления – должна решить Монада в череде воплощений.

Седьмое – божественное – «тело-уровень» воплощает божественную волю к существованию как самой Монады, так и ее низших оболочек – тел человека.

Литературный источник

Будза А. Арт-терапия: йога внутреннего художника. – М.: Феникс, Север-Запад, 2006. – 317 с.

ЧЕЛОВЕК

Шри Ауробиндо

Он [Человек] по своей природе есть заключенное в ментальную оболочку ментальное существо, участвующее в разнообразной жизненной деятельности.

Человек — есть нечто большее, чем просто думающее и чувствующее существо, производное от механического проявления физических и витальных сил.

Человек — это существо переходного периода и не является биологическим видом, уже закончившим свою эволюцию.

Человек представляет собой символ высшего Бытия, снизошедшего на уровень материального мира, где низшая природа способна к самопреобразованию и к превращению в природу высшего порядка, а все высшее, в свою очередь, — к самопроявлению в формах низших уровней сознания.

Человек есть развивающийся ДУХ в своем стремлении к самовыражению на уровне разума, жизни и тела.

Человек, хотя и является по сути своей природы существом ментальным, с первых своих шагов проявляет себя скорее как мыслящее животное, озабоченное прежде всего своим телесным существованием. Человек использует свой разум не в качестве самостоятельного орудия, способного контролировать и управлять всей нашей жизнью и деятельностью, но как вспомогательный инструмент, служащий целям, интересам и желаниям жизни и тела.

Человек — это сам БОГ, скрывающий себя от Природы, чтобы овладеть ею силой, в борьбе и неожиданно для нее самой. Бог есть универсальный и трансцендентный человек, прячущийся от своей собственной индивидуальности в человеческом облике.

Животное есть Человек, спрятанный в звериной шкуре и ходящий на четырех ногах; червь — это человек, ползущий и извивающийся на земле в стремлении к развитию своих человеческих качеств. И даже примитивные формы Материи — все это Человек в своем неразвитом и неоформившемся теле. Все сущее есть Человек, Пуруша.

Что же такое Человек? Нерожденная и неистребимая душа, вместившая себя в физическое тело, наделенное разумом.

Литературный источник

Шри Ауробиндо Шри Ауробиндо. Биография. Глоссарий. – СПб.: Изд-во «Адити», 1998. – С. 460 – 461.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Что такое человек, по Вашему мнению?

2. Как Вы думаете, есть в человеке что-нибудь еще кроме его физического тела?

3. Где, по Вашему мнению, располагается душа человека?

4. Структура души понимается по-разному. Какое понимание ближе Вам?

5. Что такое, по Вашему мнению, дух и как он проявляется в человеке?

6. Какая из тонких (духовных) составляющих человека отвечает за проявление индивидуальности?

7. Как, по Вашему мнению, связаны тонкие структуры человека с мирозданием?

8. Можно ли, основываясь на знаниях о тонких (духовных) составляющих человека, вывести экологоэтические правила о гармоничном взаимодействии с миром?

ЗАНЯТИЕ 10

Наши рекомендации