Понятие преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

По мере развития в Казахстане рыночных отношений и по­явления предприятий и организаций различных организацион­но-правовых форм, основанных на различных видах собствен­ности, встал вопрос: в каких случаях работники этих предприя­тий должны считаться должностными лицами с властными пол­номочиями распорядительного и организационного характера? В этой связи возникла необходимость правовой оценки действий должностных лиц, злоупотребляющих служебными полномо­чиями в государственных органах, а также в коммерческих и некоммерческих организациях. Судебная и следственная прак­тика по этим делам не отличалась единообразием. В одних слу­чаях данные лица привлекались к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями, в других — дела в отношении их либо вообще не возбуждались, либо пре­кращались за отсутствием состава преступления.

Указанные обстоятельства определили необходимость пере­смотра многих положений, сложившихся в ранее действовав­шем уголовном законодательстве, в частности, понятий долж­ностного лица и преступлений против интересов государствен­ной службы (глава 13 Особенной части УК отныне имеет новое наименование: «Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления»). При этом нужно было решить проблему уголовной ответственности лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Все эти вопросы нельзя было отрегулировать в рамках прежнего Уголовного кодекса КазССР 1959 г., который безнадежно устарел и, несмотря на вносимые в него бесчисленные поправки, уже не мог адекватноотражать происходящие в стране социально-политические и экономические процессы.

В связи с принятием УК РК 1997 г. законодатель дифферен­цировал ответственность указанной категории лиц, предусмот­рев ответственность в главе 8 Особенной части УК за посяга­тельство на интересы службы в коммерческих и иных органи­зациях, а в главе 13 УК РК — соответственно на интересы госу­дарственной службы и государственного управления.

Под преступлениями против интересов службы в коммерчес­ких и иных организациях следует понимать такие общественно опасные деяния, которые посягают на нормальную деятельность коммерческих и иных организаций, не относящихся к государственным органам или органам местного самоуправления.

Из приведенного определения следует, что объектом анали­зируемых преступлений является нормальная регламентирован­ная законом деятельность коммерческих и иных организаций, не относящихся к государственным органам или органам мест­ного самоуправления, предусмотренными в учредительных до­кументах.

Поскольку «преступления против интересов службы в ком­мерческих и иных организациях» являются новеллой в уголов­ном законодательстве РК, то естественно они не были подвер­жены комплексному исследованию отечественными учеными-юристами. В настоящее время эта проблема нуждается в углуб­ленном ее изучении. Вместе с тем, ранее эта проблема в теории уголовного права все-таки поднималась и свидетельством тому служат высказывания А. Н. Агыбаева: «Одной из закономер­ностей цивилизованного общества является то, что все члены общества шире и шире привлекаются к управлению государст­вом, к выполнению тех или иных государственных функций. Таким образом, наряду с государственным аппаратом важней­шую роль в социальной и культурной жизни нашего государства играют общественные объединения (профсоюзы, коопе­рация, союзы ветеранов и молодежи, религиозные и спортив­ные общества и т.д.)».

Специфической особенностью преступлений, предусмотрен­ных 8 главой Особенной части УК РК является то, что они со­вершаются в сфере деятельности коммерческих и иных орга­низаций, не относящихся к государственным органам или орга­нам местного самоуправления. Охраняемыми в гл. 8 УК РК уго­ловно-правовыми объектами являются интересы: во-первых, всех социальных структур (предприятий, товариществ, акцио­нерных обществ и т.д.), то есть коммерческих организаций, не являющихся государственными; во-вторых, интересы учрежде­ний, общественных объединений, потребительских кооперати­вов, общественных фондов, религиозных объединений (неком­мерческих организаций), относящихся к иным организациям. Не будет лишним подчеркнуть, что в любом случае имеются в виду только их законные интересы.

Социальная сущность деяний лиц, состоящих на государ­ственной службе, и лиц, исполняющих соответствующие долж­ностные функции в различных общественных организациях и коммерческих структурах, не одинакова. И в самом деле, долж­ностные лица органов государственного аппарата, злоупотреб­ляя предоставленными им полномочиями, посягают на интере­сы государственной службы, нарушают нормальную деятель­ность государственных аппаратов законодательной, исполни­тельной и судебной власти, а также аппаратов местных органов власти и управления, подрывая их авторитет в глазах членов нашего общества, что в итоге приводит к ослаблению государ­ственной власти. В этой связи, такие преступления законода­тель выделил в самостоятельную главу 13 Особенной части УК. Следует отметить, что при злоупотреблении со стороны служа­щих коммерческих структур и общественных организаций, объединений, наделенных определенными управленческими функциями собственника, объединившихся в общественную организацию, отсутствует посягательство на интересы государственной службы. Злоупотребления с их стороны могут причи­нить крупный материальный ущерб и иные тяжкие последствия, связанные с завладением чужим имуществом, причинением

существенного вреда личности, серьезно нарушить конститу­ционные права граждан, законодательство о предприниматель­ской деятельности, об охране окружающей среды и т.д., за что лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации, должны нести соответству­ющую ответственность, специально предусмотренную норма­ми уголовного закона. Незаконная деятельность таких лиц ни в коем случае не посягает на интересы государственной служ­бы. В случае совершения преступных деяний лица, выполняю­щие управленческие функции в коммерческой или некоммер­ческой организации, причиняют вред, прежде всего, самим ком­мерческим структурам, а также общественным объединениям или организациям и тем самым подрывают авторитет только этих негосударственных органов. В связи с этим в УК РК 1997 г. дифференцирована ответственность лиц, состоящих на государ­ственной службе и лиц, выполняющих управленческие функ­ции в коммерческой или некоммерческой организации1.

Перечень коммерческих и иных (некоммерческих) органи­заций определен в гражданском законодательстве. В соответст­вии с ч. 1 ст. 34 ГК РК под коммерческими понимаются органи­зации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться только в фор­ме негосударственного предприятия, хозяйственного товарище­ства, акционерного общества, производственного кооператива.

Некоммерческими являются иные организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение при­были и не распределяющие полученную прибыль между участ­никами. Согласно ч. 3 ст. 34 ГК РК, организации, являющиеся некоммерческими, могут создаваться только в форме учрежде­ния, общественного объединения, потребительского коопера­тива, общественного фонда, религиозного объединения, ассо­циации и союзов и в иной форме, предусмотренных законода­тельными актами РК.

Некоммерческая организация может заниматься предпри­нимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует ее уставным целям. Целью этих организаций яв­ляется решение социальных задач.

Таким образом, в силу ст. 34 Гражданского кодекса РК юри­дическое лицо, являющееся коммерческой организацией, мо­жет быть создано в форме государственного предприятия, хо­зяйственного товарищества, акционерного общества, производ­ственного кооператива и преследует извлечение доходов в ка­честве основной цели своей деятельности.

Юридическое лицо, являющееся некоммерческой органи­зацией, может быть создано в форме учреждения, обществен­ного объединения, потребительского кооператива, обществен­ного фонда, религиозного объединения и в иной форме, пре­дусмотренной законодательными актами.

Иные организации, на чьи интересы службы посягают дея­ния, расположенные в главе 8 Особенной части УК, определе­ны самим законодателем: ими являются частные нотариальные конторы, организации аудиторской службы (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами — ст. 229 УК РК), частные охранные службы (превышение полномочий служащими частных охранных служб — ст. 230 УК РК).

Объективная сторона преступлений против интересов служ­бы в коммерческих и иных организациях предполагает в боль­шинстве случаев совершение деяния (действий или бездействия) с использованием лицом своих полномочий. Некоторую спе­цифику в этом смысле составляет ст. 231 УК РК, предусматри­вающая ответственность за коммерческий подкуп. В сущнос­ти, в ней содержатся два самостоятельных состава: незаконная передача денег, ценных бумаг или иного имущества, с одной стороны, и незаконное его получение лицом, выполняющим управленческие функции, за совершение действия (бездействия) в пользу передающего — с другой. Оба состава, несмотря на присущие им различия в субъектах преступления, имеют в виду посягательства на интересы службы в коммерческих и иных организациях.

По своей законодательной конструкции три преступления, предусмотренные ст. ст. 228,229,232 УК РК, имеют материаль­ные составы. В число обязательных признаков этих преступле­ний входят общественно опасные последствия и причинная связь. Два преступления, предусмотренные ст. ст. 230 и 231 УК РК, относятся к формальному составу. При этом, превышение полномочий служащими частных охранных служб и коммер­ческий подкуп признаются оконченным преступлением с момента совершения указанных в данных нормах действий, независимо от наступивших последствий.

Субъект этих преступлений определен в примечании к ст. 228 УК РК. Так, выполняющим управленческие функции в ком­мерческой или иной организации признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хо­зяйственные обязанности в организации, не являющейся государ­ственным органом, органом местного самоуправления либо органи­зацией, доля государства в которой составляет не менее 35 процентов. К ним приравнены полномочия частных нотариусов, аудиторов, служащих частных охранных служб.

Субъектомтаких преступлений, как злоупотребление пол­номочиями — ст. 228 УК РК; коммерческий подкуп - ст. 231 УК РК; недобросовестное отношение к обязанностям — ст. 232 УК РК могут быть работники коммерческой или некоммерчес­кой организации, занимающие служебное положение, содер­жанием которого являются управленческие функции, исклю­чая государственные органы и органы местного самоуправле­ния, а в преступлении, предусмотренном ст. 230 УК РК, ответ­ственность наступает только для руководителей или служащих частных охранных служб.

Понятие «лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации», шире, нежели понятие «руководитель организации». Указанными обязанностями мо­гут быть наделены не только руководители организаций, но и их заместители, а также руководители подразделений.

Под организационно-распорядительными обязанностями пони­маются функции по осуществлению руководства трудовым кол­лективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планиро­вание работы, поддержание трудовой дисциплины и т.п.).

Под административно-хозяйственными функциями понима­ются полномочия по управлению или распоряжению имуще­ством организации, установление порядка его хранения и конт­роля за его сохранностью, совершение сделок в отношении та­кого имущества, распоряжению денежными средствами и др.

Для признания лица субъектом должностного преступления необходимо наличие указанных выше полномочий. При этом не имеет значения, обладало оно данными полномочиями вре­менно, постоянно или по специальному полномочию. Во всех указанных случаях наступает ответственность при наличии со­става преступления, поскольку это прямо регламентировано законодателем.

Преступления же, совершенные не должностными лицами коммерческой или иной организации, должны квалифициро­ваться по другим статьям УК РК.

Субъективная сторона преступлений против интересов служ­бы в коммерческих и иных организациях характеризуется в ос­новном умышленной формой вины. Исключение составляет преступление, предусмотренное ст. 232 УК РК, так как оно со­вершается только по неосторожности.

В УК РК предусмотрены следующие преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях:

1) злоупотребление полномочиями (ст. 228 УК РК); 2) зло­употребление полномочиями частными нотариусами и аудито­рами (ст. 229 УК РК); 3) превышение полномочий служащими частных охранных служб (ст. 230 УК РК); 4) коммерческий под­куп (ст. 231 УК РК); 5) недобросовестное отношение к обязанно­стям(ст. 232УКРК).

Наши рекомендации