Понятие, общая характеристика и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

В результате происходящих изменений в экономике государства, перехода к рыночным отношениям, в Российской Федерации появились многочисленные коммерческие и некоммерческие организации, административный аппарат которых не участвует в управлении государством. В то же время многие служащие названных организаций наделены управленческими полномочиями в своих структурах, злоупотребления которыми может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Приведенные обстоятельства потребовали уголовно-правовой охраны интересов указанных коммерческих и некоммерческих организаций, а также интересов личности, общества и государства от преступных деяний представителей вышеназванных организаций. Для этого в действующий Уголовный кодекс РФ введена специальная глава 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», которая помещена законодателем в раздел VIII «Преступления в сфере экономики».

По замыслу законодателя, видовым объектом преступлений, включенных в главу 23 УК РФ, являются интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями. Эти интересы заключаются в правильном и четком функционировании аппаратов управления указанных организаций, в надлежащем исполнении управленческими работниками своих функций в соответствии с задачами и на благо организаций, но не в ущерб законным интересам граждан, других организаций, общества и государства в целом.

Под коммерческой признаются организации (юридическое лицо) различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ). Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу статьи 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление.

К иным организациям относятся некоммерческие организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также и в других формах, предусмотренных законом, для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Любая коммерческая и некоммерческая организация имеет свои органы управления, аппарат администрации, в который входят лица, наделенные определенными полномочиями. Эти полномочия должны быть использованы исключительно в интересах представляемых организаций, в то же время они не должны противоречить интересам личности, общества и государства.

В результате совершения общественно опасных деяний, составляющих группу преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, может быть причинен вред дополнительному и факультативному объектам. В качестве таковых могут выступать здоровье человека, конституционные и иные права граждан, отношения собственности, охраняемые законом интересы общества и государства и т.д.

Объективная сторона рассматриваемой группы преступлений включает общественно опасные деяния лица, совершаемые вопреки интересам службы и благодаря занимаемому служебному положению. Такие составы преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, как злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ) могут совершаться путем действия и бездействия. А вот превышение полномочий частным детективом или работником частной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей (ст. 203 УК РФ) и коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) совершаются только действием.

По законодательной конструкции составы преступления, предусмотренные ст. 201, 202, 203 УК РФ сформулированы по типу материальных составов преступлений, а ст. 204 УК РФ является формальным.

С субъективной стороны все преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях характеризуются исключительно умышленной виной. Обязательным признаком таких составов преступлений, как злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ) является специальная цель: извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам.

Субъектом преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях являются лица, наделенные специальными признаками: выполнения управленческих функций в указанных организациях (ст. 201, ч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ), частные нотариусы и аудиторы (ст. 202 УК РФ), частный детектив или работник частной организации, имеющий удостоверение частного охранника (ст. 203 УК РФ). Лишь при коммерческом подкупе в форме передачи незаконного вознаграждения (ч. 1 и 2 ст. 204 УК РФ), субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 201 УК РФ, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях главы 23 УК РФ признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Таким образом, лица, выполняющие управленческие функции, делятся на четыре группы:

1) выполняющие функции единоличного исполнительного органа;

2) выполняющие функции члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа;

3) постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные функции;

4) постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие административно-хозяйственные обязанности.

Следует иметь в виду, что на практике нередко встречаются случаи, когда лицо одновременно выполняет и те, и другие обязанности (например, директор акционерного общества, ректор частного вуза).

Лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа (директор, генеральный директор, управляющий) осуществляет руководство текущей деятельностью общества (с ограниченной ответственностью, акционерного).

Лицо, выполняющее функции члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) – также осуществляет руководство текущей деятельностью общества, сообразно с полномочиями, отнесенными уставом общества к его компетенции.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство трудовым коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным обязанностям могут быть отнесены, в частности, полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Выполнение административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет функции, возложенные на него законом, иным нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего лица либо правомочным на то органом. Функции по специальному полномочию могут осуществляться в течение определённого времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что особенностью группы составов преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях является их совершение:

а) в связи с управленческой деятельностью лица в коммерческих и некоммерческих организациях;

б) специальным субъектом, то есть лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации либо иным их представителем.

Все преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях условно можно делить на две группы:

1) общие составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, которые совершаются лицами, выполняющими управленческие функции в указанных организациях:

а) злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ);

б) коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);

2) специальные составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, совершаемые специально указанными в соответствующих статьях уголовного законодательства лицами: частными нотариусами, частными аудиторами, руководителями или служащими частных охранных или детективных служб:

а) злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ);

б) превышение полномочий частным детективом или работником частной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей (ст. 203 УК РФ).

Наши рекомендации