Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе.

Экологическое право

Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе.

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая — потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Эта форма может быть названа экономической формой взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.

Экологический кризис: понятие, причины, формы проявления и пути преодоления.

Экологический кризис — особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание.

Основные причины кризиса:

· Абиотические: качество окружающей среды деградирует по сравнению с потребностями вида после изменения абиотических экологических факторов (например, увеличение температуры или уменьшение количества дождей).

· Биотические: окружающая среда становится сложной для выживания вида (или популяции) из-за увеличенного давления со стороны хищников или из-за перенаселения.

Кризис может быть:

· глобальным;

· локальным.

Бороться с глобальным экологическим кризисом гораздо труднее, чем с локальным. Решение этой проблемы можно достигнуть только минимизацией загрязнений, произведенных человечеством до уровня, с которым экосистемы будут в состоянии справиться самостоятельно. В настоящее время глобальный экологический кризис включает четыре основных компонента: кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение планеты суперэкотоксикантами и так называемые озоновые дыры.

Эволюционная теория прерывистого равновесия предполагает, что редкие экологические кризисы могут быть двигателем быстрой эволюции.

Экологическая функция государства и права.

Экологическая функция государства как политической органи­зации общества стала рассматриваться в качестве одной из приоритетных в связи с обострением проблем природопользо­вания. Прежде вопросы использования и охраны природы ре­шались в процессе экономической деятельности государства и не выходили за рамки экономической функции.

Суть экологической функции государство состоит в обеспечении на­учно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, создании необходимых гарантий для защиты прав человека на благоприятную для его жизнедеятельности при­родную среду.

Экологическая функция права реализуется наряду с его традицион­ными политическими, экономическими и иными функциями, ха­рактерными для права как инструмента управления обществом. Обострение проблем взаимодействия общества и природы обусло­вило расширение юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении ка­чества окружающей природной среды путем принятия и применения правовых норм, учитывающих экологические зако­номерности во взаимодействии общества и природы и закрепля­ющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздейст­ших научно обоснованные нормативы хозяйственного воздейст­вия на естественную среду обитания.

Экологизированные нормативные акты иных отраслей права в системе источников экологического права.

---нет

Экологическое нормирование.

Нормирование в области охраны окружающей среды как деятельность по установлению «нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды».

В природоохранной практике России, как и во всем мире, экологическое нормирование используется в качестве одной из основных мер или инструментов охраны окружающей среды.

Разработка и принятие экологических нормативов представляет собой одно из направлений природоохранной деятельности уполномоченных государственных органов.

Применительно к использованию отдельных природных ресурсов и их охране нормирование регулируется соответствующим природоресурсным законодательством - земельным, водным, лесным, об охране атмосферного воздуха, о животном мире и др.

В систему экологических нормативов входят:

· нормативы качества окружающей среды;

· нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;

· нормативы использования природных ресурсов;

· экологические стандарты;

· нормативы санитарных и защитных зон.

Экологический аудит.

Экологический аудит — независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.

Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит. В данных рамках могут встречаться следующие его виды[1]:

· Определение соответствия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям,

· Оценка эффективности системы экологического менеджмента,

· Оценка экологической безопасности используемого сырья, оборудования, технологий,

· Оценка экономического ущерба от загрязнения,

· Оценка опасности отходов,

· Определение рациональности природопользования на конкретной территории,

· Оценка энергопотребления и предложение путей по его снижению,

· Определение объема выбросов парниковых газов и выработка мероприятий по их снижению,

· Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов,

· Выделение экологических проблем и разработка мероприятий по их решению,

· Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.

Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются:

· сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

· размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

· захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов,

· ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;

· ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения,

· захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества

62. Правовые требования обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, проблемы их переработки и захоронения.

Под радиоактивными отходами понимаются ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Разновидностью радиоактивных отходов является, к примеру, отработавшее ядерное топливо.

Некоторые общие положения, касающиеся радиоактивных отходов, предусмотренные Федеральными законами "Об охране окружающей среды" и "Об отходах производства и потребления", излагались в этой главе выше. Иные требования об обращении с этой разновидностью отходов установлены Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", хотя обращение с радиоактивными отходами не отнесено в этом Законе к регулируемым в нем видам деятельности в области использования атомной энергии (ст. 4).

В действующем законодательстве предусмотрен также следующий ряд организационно-правовых мер, призванных обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами:

- лицензирование деятельности по обращению с радиоактивными отходами;

- учет и контроль за радиоактивными отходами;

- юридическая ответственность.

Виды использования лесов.

Использование лесов может быть следующих видов:

) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности;

Экологическое право

Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе.

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая — потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Эта форма может быть названа экономической формой взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.

Наши рекомендации