Употребляет слова, обозначающие разнообразные свойства и качества предметов (легкий, тяжелый и т. д.).

Материал:предметные цветные картинки.

Инструкция:воспитатель просит посмотреть ребенка на картинки и ответить на следующие вопросы:

— Скажи, какая бывает лиса? (Рыжая, хитрая, пушистая, длиннохвостая).

— Скажи, какой бывает зайка? (Пушистый, трусливый, косой, летом серый, зимой белый).

— Скажи, какая бывает елка? (Колючая, зеленая, пушистая, стройная, низкая, высокая).

Употребляет слова, обозначающие разнообразные свойства и качества предметов (легкий, тяжелый и т. д.). - student2.ru

Вариант 2:набор предметов: вата, монета, матрешка.

Инструкция:воспитатель предлагает рассмотреть, потрогать предметы и сказать, что это. Ответить на вопрос. Вата какая? (Легкая, белая, пушистая). Матрешка какая? (Деревянная, расписная, большая). Монета какая? (Железная, круглая, блестящая).

Баллы:

4 — ребенок может определить и употребить в речи слова, обозначающие разнообразные свойства и качества предметов (легкий, тяжелый и т. д.).

2 — ребенок называет качества предметов при помощи наводящих вопросов: «Вата какая: легкая или тяжелая?»

0 — не может определить качества предметов.

Употребляет в речи слова-антонимы.

Материал:картинки с противоположностями.

Инструкция:воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать слово противоположное по смыслу.

Эта палка толстая,а эта ...(тонкая).

Этот мальчик веселый,а этот ... (грустный).

Эта елка высокая,а эта ...(низкая).

Употребляет слова, обозначающие разнообразные свойства и качества предметов (легкий, тяжелый и т. д.). - student2.ru

Баллы:

4 — ребенок точно употребляет нужные антонимы.

2 — затрудняется в употреблении некоторых антонимов.

0 — не может определить противоположное по смыслу слово.

Умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами.

Д/игра «Поможем маме»

Инструкция:Мама попросила помочь разложить соль, сахар, хлеб, конфеты, масло в соответству­ющую посуду и назвать ее.

Употребляет слова, обозначающие разнообразные свойства и качества предметов (легкий, тяжелый и т. д.). - student2.ru

Осмысленно работает над собственным произношением.

На основе наблюдений педагога во время обследования.

Баллы:

4 — ребенок контролирует себя в произношении во время разговора, старается произнести слова или звуки, которые не получаются.

2 — не всегда старается произнести правильно слова или звуки.

0 — произносит звуки как получается.

Выделяет первый звук в слове.

Материал:предметные картинки.

Инструкция:воспитатель произносит слово, выделяя и протягивая первый звук, просит ребенка произнести его так же и назвать первый звук.

Баллы:

4 — ребенок выделяет первый звук при произнесении слова и произносит, с какого звука начинается слово.

2 — ребенок выделяет звук при произнесении слова, не может произнести его отдельно.

0 — не может выделить и произнести первый звук в слове.

Осмысливает причинно-следственные отношения.

См. вопрос № 10.

Баллы:

4 — ребенок устанавливает причинно-следственные связи.

2 — ребенок затрудняется в установлении причинно-следственных связей и определяет их только с помощью наводящих вопросов.

0 — не может установить причинно-следственные связи.

Наши рекомендации