Употребляет слова, обозначающие разнообразные свойства и качества предметов (легкий, тяжелый и т. д.).
Материал:предметные цветные картинки.
Инструкция:воспитатель просит посмотреть ребенка на картинки и ответить на следующие вопросы:
— Скажи, какая бывает лиса? (Рыжая, хитрая, пушистая, длиннохвостая).
— Скажи, какой бывает зайка? (Пушистый, трусливый, косой, летом серый, зимой белый).
— Скажи, какая бывает елка? (Колючая, зеленая, пушистая, стройная, низкая, высокая).
Вариант 2:набор предметов: вата, монета, матрешка.
Инструкция:воспитатель предлагает рассмотреть, потрогать предметы и сказать, что это. Ответить на вопрос. Вата какая? (Легкая, белая, пушистая). Матрешка какая? (Деревянная, расписная, большая). Монета какая? (Железная, круглая, блестящая).
Баллы:
4 — ребенок может определить и употребить в речи слова, обозначающие разнообразные свойства и качества предметов (легкий, тяжелый и т. д.).
2 — ребенок называет качества предметов при помощи наводящих вопросов: «Вата какая: легкая или тяжелая?»
0 — не может определить качества предметов.
Употребляет в речи слова-антонимы.
Материал:картинки с противоположностями.
Инструкция:воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать слово противоположное по смыслу.
Эта палка толстая,а эта ...(тонкая).
Этот мальчик веселый,а этот ... (грустный).
Эта елка высокая,а эта ...(низкая).
Баллы:
4 — ребенок точно употребляет нужные антонимы.
2 — затрудняется в употреблении некоторых антонимов.
0 — не может определить противоположное по смыслу слово.
Умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами.
Д/игра «Поможем маме»
Инструкция:Мама попросила помочь разложить соль, сахар, хлеб, конфеты, масло в соответствующую посуду и назвать ее.
Осмысленно работает над собственным произношением.
На основе наблюдений педагога во время обследования.
Баллы:
4 — ребенок контролирует себя в произношении во время разговора, старается произнести слова или звуки, которые не получаются.
2 — не всегда старается произнести правильно слова или звуки.
0 — произносит звуки как получается.
Выделяет первый звук в слове.
Материал:предметные картинки.
Инструкция:воспитатель произносит слово, выделяя и протягивая первый звук, просит ребенка произнести его так же и назвать первый звук.
Баллы:
4 — ребенок выделяет первый звук при произнесении слова и произносит, с какого звука начинается слово.
2 — ребенок выделяет звук при произнесении слова, не может произнести его отдельно.
0 — не может выделить и произнести первый звук в слове.
Осмысливает причинно-следственные отношения.
См. вопрос № 10.
Баллы:
4 — ребенок устанавливает причинно-следственные связи.
2 — ребенок затрудняется в установлении причинно-следственных связей и определяет их только с помощью наводящих вопросов.
0 — не может установить причинно-следственные связи.