Двусложные слова, обозначающие отрицательные качества речи

Празднословесъе от празднодеания раждаеть ся.

(Пандект Антиоха Черноризца, XI в.)

Злословяи отца и матерь угашает светилник свои.

(Великие Минеи-Четьи. Пандекты Антеокта, XI в., сп. XVI в.)

Ведаше бо, яко Давыд и Съломон ласканием приаста цесарство Израилево, и сын его Равоамь погуби жестословием своим.

(История иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе, XI в., сп. XVI в.)

Он еже непразден ходити, аз же в лености мнозе, он еже не празднословити и не осужати, аз же осужати и празднословити.

(Житие Авраамия Смоленского, XIII, сп. XVI в.)

Празднословие и празднохожение ражается от бестрашия Божия.

(Пролог, XV в.)

И худоглас и непостижен языком аз есмь.

(Исх. IV. 10. Сборник Волог, XV в.)

Чист имей язык от осужения и злословесиа, понеже темъ Бога славиши.

(Акты исторические, ок. 1499.)

Всякия глумы удалятися подобает… и многащи злым сим путем шествуя в скврънословии и безмьстии и гнилословии день скончя.

(Великие Минеи-Четьи, собранные митрополитом Макарием, XVI в.)

Иже многаа блядословиа и гнилословиа, паче же хулениа изъглаголавших.

(Иосиф Волоцкий. Просветитель, ок. 1511.)

Подобает быти живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу.

(Подлинник иконописный, XVII в.)

Антонимические пары двусложных слов, обозначающие качества речи

Велеречие – безгласие, бессловесие, безмолвие

Ветия многовещанныя, яко же рыбы безгласныя видим о Тебе, Иисусе, Спасе наш, недоумеют бо глаголати, како Бог непреложный и человек совершенный пребываеши.

(Акафист Иисусу Сладчайшему.)

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя видим о Тебе, Богородице, недоумевают бо глаголати, еже како и Дева пребываеши, и родити возмогла еси.

(Акафист Пресвятой Богородице.)

И не ревнуй мужем, бес страха Божия живущим в манастыри, точью о чреве и одежи мыслящем и велеричъем гордящеся.

(Кирилл Туровский, XII в., сп. XIII в.)

Веселяше же ся стръи ея, видя ея доброе прилежание и сльзы, и съмереную мудрость, безмолвие и кротость и любъвь, юже имяше к Богу.

(Успенский сборник, XII‑XIII вв.)

Безмолвие что есть? Се есть же хранити кому сердце свое от датия и от приятия и человекоугожения инех дел.

(Пандекты Никона Черногорца, 1296.)

Бе же низок, плоск… неморечив.

Парис, еже есть Александр, добр възрастом, силен,… длгым лицем и възнесома бровма, грълист, велеуст, радостив, леп, доброходен.

(Хроника Иоанна Малалы, XIII в., сп. XIV в.)

Так бе велеречив и терпелив и добль, тем же и вся земля стыдяшеся и дивляшеся ему, паче же целомудрия его и разума ради и многа смысла и премудрости.

(Хроника Георгия Амартола, XIII‑XIV вв.)

Не хвалитеся, ни глагольте высокыи в гордыни, да не изидеть велеречъе из уст ваших.

(Златая цепь, конец XIV в.)

Безсловесно – кроме слова всякого и вины; паки и безсловесно – скотско.

(Алфавит, XVII в.)

Присмотрить ее, что она глупа, или на лицо дурна, или на очи не добра, или хрома, или безъязычна.

(Григорий Котошихин. О России в царствование Алексея Михайловича, 1666–1667.)

[Борис Годунов] человечен и велеречен и умом превзыде многих.

(Сказание о царстве царя Федора Иоанновича, XVII в.)

Остроумен же, паче и в научении книжном доволен, дерзостен и велеречив велми, конское рыстание любляше велми… Таков бе Рострига.

(Повесть князя Ивана Михайловича Катышева-Ростовского, XVII в.)

Ты бо сия мудрствуешь в гостях у вина, в церкви же… яко ветрило скорообратное языком шумишь; в гостях велеречив, а в дому Божии безгласием связан и неразумием пленен.

(Милетий Дилецкий. Мусикийская грамматика, 1681.)

Краткословие – многоречие

Многоречистыи, часто беседующе, несладкы являються слышащим.

(Пчела, XIII в.)

Лишитеся… гордости и многоречья.

(Послания Епифания, XIV в.)

Се суть душевная дела добрая… милость, любовь, немногоглаголание, покаяние.

(Златая цепь, XIV в.)

Житием чистым пожиша (святые)… и язык от многоглаголаниа удержавше.

(Житие Павла Обнорского, сер. XVI в.)

Краткословие бо везде потребно есть.

(Максим Грек, XVI в.)

У них такова наука: тщатся оне не истину сыскать, но только бы перетягать и многословесием своим истину замять.

(Арсений Суханов. Прения с греками, 1650.)

Наши рекомендации