Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис

Научно-методологической основой экологи­ческого права являются современные теоретиче­ские представления о взаимодействии человека, общества и природы.

Взаимодействие общества и природы как ес­тественный и объективный процесс, необходи­мое условие существования человека проявляет­ся в двух основных формах.

Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование природных ресурсов, выступая одной из форм взаимодействия общества и при­роды, обеспечивает экономические интересы об­щества.

В процессе этой деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобра­зующее воздействие на природу. В условиях со­временной научно-технической революции его масштабы существенно изменились, хозяйствен­ная деятельность человека превратилась в фактор глобального характера, сопоставимый с действи­ем сил самой природы. В результате стали оче­видными критические пределы влияния на при­роду сразу во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что привело к резкому и негативному изменению условий существования са­мого человека.

Обострение указанных проблем поставило общество перед необходимо­стью организации рационального использования и воспроизводства природ­ных ресурсов, специального регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экологических и экономических интересов. Это вызвало к жизниновую форму взаимодействия общества и природы -охрану окружающей природной среды, обусловило появление экологичес­кой функции государства и права.

Концептуальное значение для уяснения экологических аспектов госу­дарственно-правового воздействия на отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, имеют понятия экологии, социальной и правовой экологии.

Как же человек строил свои отношения со своей прародитель­ницей в течение веков, если к середине 60-х гг. XX в. довел ее до кризисного состояния? Чем обусловливается изменение отноше­ния общества к природе?

Концепция потребительского отношения к природе. Потреби­тельское отношение общества к природе и ее ресурсам было гос­подствующим, если не на словах, то на деле, в государствах как с рыночной экономикой, так и с плановой. Концепция потреби­тельского отношения к природе торжествовала веками, особенно начиная со стадии капиталистического развития общества. Что касается практики взаимодействия советского общества с приро­дой, то оно было фактически потребительским на протяжении всего периода строительства социализма и коммунизма. В основ­ном таким же оно сохраняется в России и сейчас. В практическом плане суть этой концепции заключается в том, что природа вос­принимается как кладовая, из которой должны извлекаться ре­сурсы для развития материального производства и создания бо­гатства общества.

На современном этапе, когда господство человека над приро­дой демонстрируется особенно настойчиво и вызывающе, потре­бительское отношение к природе в нашей стране было выражено известными словами И.В. Мичурина: «Нам не надо ждать милостей от природы. Взять их у нее —наша задача». «На наш век хва­тит», «После нас хоть потоп» —вот лозунги, под которыми осу­ществлялось и осуществляется решение многих программ хозяй­ственного развития. Закономерным результатом потребительско­го отношения к природе является раньше или позже, как уже от­мечалось, ее истощение, деградация, что соответствующим образом отразится на человеке и обществе.

На ущербность концепции потребительского отношения к природе обращалось внимание и ранее. Так, Н.Ф. Федоров, рус­ский религиозный мыслитель-утопист (1828—1903 гг.), писал еще в конце XIX в.: «Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо циви­лизация, эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца1.

Концепция невмешательства в природу. Эта концепция про­тивоположна предыдущей. Она может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте, поскольку в процессе общественно­го развития человек не может не вмешиваться в природу, не ока­зывать на нее положительного или отрицательного воздействия. Сторонники этой концепции исходят из того, что все процессы в природе осуществляются на основе объективных законов, «при­рода знает лучше» и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов без учета законов ее развития оборачиваются серьезными последствиями и для человека, и для природы.

Учение о ноосфере. При характеристике концепций отноше­ния общества к природе в историческом аспекте следует указать на теоретическую концепцию, вытекающую из учения о ноосфе­ре, разработанного русским академиком В.И. Вернадским, фран­цузским философом Тейяр де Шарденом и др. В.И. Вернадский уже в первые годы XX в. поставил перед собой и наукой вопрос о месте человека в общепланетарном развитии. По утвержде­нию В.И. Вернадского, ум человека превращается в основную геологообразующую силу. И, как следствие, человек должен при­нять на себя ответственность за будущее развитие природы.

Сторонники этого учения исходят из недопустимости исполь­зования силы человеческого разума для уничтожения или подав­ления живого, как это происходило в прошлом и, к сожалению, происходит в наши дни. Сила человеческого разума должна стать справедливой, доброй по отношению к человеку и окружающей его среде, к планете Земля, к околоземному пространству и кос­мосу в целом. Как писал В.И. Вернадский, под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состоя­ние — в ноосферу. Ноосфера — это гармонично преобразованные научной мыслью отношения между людьми, между природой и обществом, органическими и неорганическими, сознательными и бессознательными силами мира. Человек призван к мировому творчеству, и это творчество есть часть самой природы, реальная движущая сила мироздания. Создание ноосферы немыслимо без уяснения этических и правовых сторон верховенства человечес­кого разума, принимающего на себя миссию определять развитие мира, направлять и регулировать его движение. Разум человека, его научная мысль, по мнению В.И. Вернадского, призваны спас­ти человечество от гибели.

Учение о ноосфере подчеркивает значение идей естественного права и естественной справедливости, указывающих на нормы, с которыми должен считаться человек, стремясь установить сба­лансированные отношения между обществом и природой, обеспе­чить равновесие и гармонию в их взаимоотношении. Осваивая природу, человек преобразовывает себя в соответствии с законами природы, природными императивами. Благодаря этому он спосо­бен сохранять за собой меняющиеся на каждом историческом этапе функции регуляции и контроля над социальными и естест­венными процессами.

Учение о ноосфере, разработанное еще в первой половине XX в., на практике оказывается нереализованным. Оно несет ог­ромный потенциал, особенно в условиях глобального экологичес­кого кризиса. По признанию теоретиков права, учение о ноосфере может служить научной и философской основой юридического мировоззрения в будущем.

Концепции ограничения экономического развития, по­требностей и народонаселения. Появление этих концепций в 60—70-е гг. явилось реакцией на истощение природных ресур­сов, высокие уровни загрязнения окружающей природной среды, одним словом, на деградацию природы. Сторонники этих концеп­ций (американский ученый Дж. Форрестер, члены «Римского клуба» — неправительственного научно-исследовательского меж­дународного объединения, образованного в 1968 г., и др.) исходят из перспектив экологического «коллапса» и связанной с этим ги­белью человеческого общества, основываются на системе расче­тов, включающей экстраполяцию современных темпов развития общества. Они считают, что для того чтобы предупредить эколо­гическую катастрофу и жить в гармонии с природой, человечест­во должно ограничить свои потребности, развитие экономики, ко­торая должна быть ориентирована на удовлетворение этих потребностей, и рост численности населения.

Эти концепции были подвергнуты резкой критике во всем мире. Призывы к торможению экономического развития челове­чества оцениваются как утопичные и реакционные.

Концепция устойчивого развития. Одна из современных, наи­более распространенных и поддерживаемых мировым сообщест­вом концепций взаимодействия общества и природы —концеп­ция устойчивого развития. Ее появление, развитие и признание связано с природоохранительной деятельностью ООН. По иници­ативе Генерального секретаря ООН в 1984 г. была создана Меж­дународная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд. В задачи Комиссии входила, в частности, выработка предложе­ний долгосрочных стратегий в области окружающей среды, кото­рые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период; рассмотрение способов и средств, с ис­пользованием которых мировое сообщество смогло бы эффектив­но решать проблемы окружающей среды. Доклад Международ­ной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» был представлен Генеральной Ассамблее ООН в 1987 г.

Центральное место в этом документе занимает концепция ус­тойчивого развития. Исходя из того, что основной задачей разви­тия является удовлетворение человеческих потребностей и стрем­лений, устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Другими словами, устойчивое развитие — это экологически обоснованное экономическое и со­циальное развитие.

Существенное достоинство концепции устойчивого развития в том, что она учитывает не только экологический, но и временной фактор. Ориентированная на длительную перспективу модель ус­тойчивого развития основана на идее равенства интересов насто­ящего и будущих поколений. Известно, что достижение совре­менным обществом и государством целей социально-экономичес­кой и экологической политики сопровождалось деградацией при­роды в ущерб будущим поколениям. Закрепленная в нормах права модель устойчивого развития является формой регулирова-

ния социальной ответственности современного общества и госу­дарства за создание условий для будущих поколений удовлетво­рять разнообразные потребности — физиологические, экономи­ческие, духовные и иные — в процессе взаимодействия с приро­дой.

Концепция устойчивого развития получает закрепление и раз­витие в российском законодательстве об окружающей среде. Не­обходимость ее разработки и реализации предусмотрена в двух специальных указах Президента РФ -- от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Наши рекомендации