Учащимися вспомогательной школы
Изучение геометрического материала для учащихся вспомогательной школы представляет большие трудности. Причины этих трудностей заключаются в первую очередь в особенностях познавательной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых детей: недоразвитии внимания, воображения, несовершенстве анализа, синтеза, слабости обобщения и отвлечения.
Умственно отсталые школьники младших классов имеют ограниченный запас наблюдений, малый жизненный опыт, недоразвитие сенсорно-моторных чувств.
Наблюдение и изучение учащихся в процессе обучения, анализ ученических работ по рисованию, черчению, моделированию и т. д., специальные психологические и педагогические исследования и наши собственные наблюдения и исследования показывают, что учащиеся испытывают большие трудности в пространственной ориентировке. Не все учащиеся I класса различают и правильно пользуются такими терминами, как «справа», «слева», «вверху», «внизу», «сзади», «спереди», «далеко», «близко», «над», «между», «под», «около», которые указывают на положение предмета в пространстве (одномерном, двухмерном, трехмерном). Для ряда учеников представляет значительную трудность ориентировка в здании школы (они самостоятельно не находят своего класса) и даже в классной комнате (не находят своей парты).
Учащиеся слабо дифференцируют геометрические фигуры, особенно многоугольники. Несколько лучше они узнают и дифференцируют круг, треугольник, шар, куб. Меньше ошибок у них при отборе фигур по образцу. Однако в силу стереотипности и однозначности представлений умственно отсталые учащиеся отбирают только те фигуры, которые и по размерам, и по цвету одинаковы с образцом. Значительно больше ошибок возникает, когда их просят отобрать фигуры по названию. Названия геометрических фигур учащиеся запоминают с большим трудом и не всегда правильно соотносят с соответствующей фигурой. Например, чертят квадрат, а подписывают «куб», под чертежом параллелепипеда подписывают «прямоугольник» или «прямой угольник».
Большие трудности испытывают учащиеся при изучении углов и классификации треугольников по виду углов. Смешивают прямой угол, прямоугольный треугольник и прямоугольник. Появляется неправильная терминология: прямой угольник, тупой угольник или тупоугольник, острый угольник или остроугольник и т. д.
Такого рода ошибки в ответах учащихся можно объяснить не только трудностями различения этих фигур, но скорее всего несовершенством фонематического слуха.
Особенно трудно им запоминать и правильно произносить названия таких фигур, как треугольник, прямоугольник, параллелограмм, параллелепипед.
Это объясняется затруднениями в произношении, так как у большинства учащихся вспомогательной школы отмечается несовершенство произносительной стороны речи из-за несовершенства речедвигательного аппарата.
У учащихся I класса вспомогательной школы до обучения их математике нередко наблюдается подмена абстрактного геометрического образа конкретным предметом, имеющим похожую форму. Например, треугольникони называют крышей дома, галстуком, круг — копейкой, колесом, квадрат — окошечком и т. д. Это объясняется незначительным жизненным опытом, более низкими способностями умственно отсталых по сравнению с нормально развивающимися детьми к спонтанному приобретению знаний.
Однако использование специфических приемов ознакомления учащихся с геометрическими фигурами, опора на зрительные, слуховые, кинестетические анализаторы, широкое использование предметно-практической деятельности детей дает свои положительные результаты. Учащиеся I класса вспомогательной школы не только учатся различать геометрические фигуры, называть их, но и узнавать в знакомых предметах ту или иную форму.
Слабость обобщающей функции мышления, трудности в вычленении существенных признаков изучаемого понятия приводят к тому, что некоторые учащиеся, даже старших классов, имеют нечеткие представления о геометрических фигурах. К геометрическим фигурам ученики относят, например, также величины — площадь, объем; ученические принадлежности — точилку, карандаш, лист; измерительные и чертежные инструменты — линейку, циркуль, транспортир. У учащихся нередко отсутствуют четкие представления о существенных особенностях фигур. Давая определение фигуры, даже старшеклассники указывают лишь на один из существенных признаков, не обращая внимания на то, что он не является достаточным для данной фигуры: «Это квадрат, у него все стороны равны», «Это прямоугольник, у него противоположные стороны равны». Подобные ответы свидетельствуют о фрагментарности, разрозненности геометрических представлений учащихся, несформированность геометрических понятий.
Особые затруднения испытывают школьники при сравнении фигур. Они не владеют приемами сравнения и часто, даже при наличии знаний, не могут осуществить сравнение геометрических фигур и тел.
Психологические исследования показывают, что учащиеся вспомогательной школы воспринимают предмет, данный в необычном положении, как другой предмет. Эти особенности восприятия умственно отсталых детей подтверждаются при узнавании ими геометрической фигуры, показанной им в непривычном положении. Например, квадрат, поставленный на один из углов, узнавался как треугольник. Дети не могли распознать знакомые фигуры в сложном орнаменте, на рисунке, выделить в изделии (например, в табурете, фартуке, наволочке, коробочке и т. д.). Это говорит об упрощенности, схематичности их представлений, слабом развитии воображения,
Учитывая эти трудности, учитель должен варьировать положение фигур на плоскости и в трехмерном пространстве, чтобы корригировать недостатки воображения учащихся.
Умственно отсталому школьнику легче начертить фигуру, чем назвать ее, легче показать (найти) фигуру, чем рассказать о ее свойствах, т. е. наблюдается тенденция замены суждения наглядным действием.
Учащиеся вспомогательной школы имеют слабые представления о величинах, не видят существенной разницы между ними, четко не представляют единиц измерения каждой из величин.
Нередко наблюдается замена одних линейных мер другими, единиц измерения площади единицами измерения длины или объема, мер объема — мерами длины или мерами площади.
Причиной этого является отрыв конкретного образа единиц измерения от их названий. За названием единицы измерения, например сантиметра, квадратного сантиметра, кубического сантиметра, не стоит реальный образ этой единицы измерения.
Имея, как правило, плохую моторику, слабость мелких мышц руки, скованность движений, учащиеся с трудом овладевают навыками работы с линейкой, чертежным треугольником, циркулем, транспортиром.
Измерения с помощью линейки они производят часто не от нулевого деления, а либо от конца линейки, либо от единицы.
При сравнении углов учащиеся длительное время овладевают навыком правильного совмещения вершины измеряемого угла и чертежного треугольника. При использовании транспортира они делают ошибки как при измерении, так и при построении углов: вершину угла совмещают не с центром транспортира, а с началом линейки транспортира, затрудняются в определении градусного значения угла по шкале транспортира.
У учащихся вспомогательной школы слабо развит глазомер, по-' ному он допускают значительные ошибки в приближенной оценке расстояния, при сравнении сторон отдельных геометрических фигур.
У умственно отсталых школьников наблюдаются трудности при использовании геометрических знаний в практической деятельности. (ТО объясняется формализмом знаний и неумением применять их на практике, трудностями переноса знаний в новую ситуацию.
Только хорошее знание трудностей и особенностей усвоения геометрического материала учащимися вспомогательной школы, умение предвидеть эти трудности, использование специфических приемов обучения, наглядных средств обучения позволит учителю преодолеть у учащихся возможные ошибки и недочеты в усвоении знаний, умений и навыков элементов наглядной геометрии.
Как было показано, объективной причиной незрелости геометрических представлений учащихся вспомогательной школы является недоразвитие способности к познавательной деятельности.
Наряду с объективными причинами существуют недостатки в методике преподавания геометрического материала во вспомогательной школе:
1) Неправомерное сокращение пропедевтического периода обучения элементам наглядной геометрии, который должен помочь развитию ориентировки в окружающей обстановке, овладению необходимой пространственной терминологией и умением ребенка пользоваться ею в игровой, учебной и практической деятельности.
2) Сокращение периода накопления геометрических сведений, формирования представлений.
3) Формализм в методике формирования геометрических представлений, который выражается в следующем:
а) недостаточная опора на кинестезию и тактильную чувствительность, чрезмерно большая опора на зрительные восприятия;
б) недостаточное и несистематическое использование практической деятельности самих учащихся, малое количество практических работ по измерению, вычерчиванию фигур, моделированию, конструированию, лепке, слабая связь преподавания элементов наглядной геометрии с другими учебными предметами и особенно с уроками трудовой подготовки, с жизнью; с арифметическим материалом;
в) недостаточное использование сравнений для дифференциации и классификации геометрических знаний, недостаточное внимание к вариативности заданий и упражнений.
Учителю вспомогательной школы следует так организовать процесс обучения наглядной геометрии, чтобы преодолеть характерные ошибки (или совсем их избежать) и трудности в овладении учащимися геометрическими знаниями, умениями и навыками. Опыт многих учителей вспомогательной школы показывает, что эта задача выполнима.