Понятие основных средств, их классификация, порядок формирования первоначальной стоимости.
Основные средства представляют собой средства труда, используемые в деятельности организации более одного года, которые переносят свою стоимость на создаваемый продукт частями в течение срока использования, не меняя при этом своей вещественно – натуральной формы.
К основным средствам относятся активы, имеющие материально – вещественную форму, которые отвечают следующим условиям:
- активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) за исключением случаев, установленных законодательством);
- активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью свыше 12 месяцев;
- организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;
- организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты их приобретения;
- первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.
В качестве основных средств также принимаются земельные участки, вложения в земельные участки, в улучшение земель, в объекты природопользования.
Организации могут при этом так же учитывать стоимостной критерий отнесения поступающих объектов к основным средствам, например, свыше 30 базовых величин за единицу, а по коврам и ковровым изделиям – свыше 10 базовых величин, который раньше устанавливался Министерством Финансов Республики Беларусь. Это должно быть отражено в их учетной политике. При увеличении базовой величины организация не производит перевод ранее принятых на бухгалтерский учет объектов основных средств в состав материалов.
Активы, в отношении которых выполняются вышеприведенные условия, но стоимость меньше установленного организацией стоимостного критерия за единицу, могут учитываться не в составе основных средств, а относиться к оборотным активам, что должно быть отражено в учетной политике организации.
К основным средствам не относятся запасы; оборудование, находящееся у заказчика, застройщика, подрядчика, требующего монтажа и предназначенного для установки в возводимых или реконструируемых объектах; строительные материалы, находящиеся у заказчика, застройщика; вложения в долгосрочные активы; природные объекты; долгосрочные активы, принятые к бухгалтерскому учету в качестве предназначенных для реализации, а также активы, входящие в выбывающие группы, принятые к бухгалтерскому учету в качестве предназначенных для реализации; доходные вложения в материальные активы.
Многолетние дикорастущие объекты растительного мира, произрастающие в естественных условиях на территории организации, не принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
Для рациональной организации аналитического бухгалтерского учета и составления качественной отчетности по основным средствам в целях анализа эффективности их использования и принятия соответствующих управленческих решений по ее повышению необходима их обоснованная классификация.
Классификация основных средств осуществляется по различным признакам:
- по отраслевой принадлежности;
- по назначению в деятельности организации;
- по видам основных средств;
- по составу основных средств;
- по способу обеспечения экономической выгоды;
- по роли в сфере производства и обращения;
- по принадлежности;
- по степени использования в деятельности организации и по другим признакам.
По отраслевой принадлежности основные средства делятся на средства промышленности, транспорта, сельского хозяйства, строительства, связи, коммунального хозяйства и других отраслей, что позволяет формировать информацию о стоимости имеющихся основных средств в отраслевом разрезе, так как на балансе организаций могут находиться основные средства, используемые в основных и вспомогательных производствах, в обслуживающих производствах и хозяйствах, относящихся к разным отраслям.
Это позволяет сформировать аналогичную информацию в масштабах регионов и на республиканском уровне.
По назначению в деятельности организации основные средства подразделяются на средства, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности организации, и средства, используемые на непроизводственные цели.
Типовая классификация основных средств по их видам разрабатывается и утверждается Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь. Она содержится также в нормативных документах Министерства по строительству и архитектуре РБ и других министерств РБ.
По видам основные средства классифицируются на следующие группы:
1здания – производственные и непроизводственные, сборно-разборные и передвижные, жилые;
2сооружения – нефтяные и газовые скважины, сооружения магистрального трубопроводного транспорта, гидротехнические, прудовые рыбоводные сооружения, транспортного хозяйства (мосты, эстакады, подъездные пути и др.), связи и других отраслей (взлетно-посадочные полосы, гидроколонны и др.), надземные и подземные емкости для производственно-технологических целей (резервуары и др.), прочие сооружения (теплицы и парники, спортивные сооружения и др.);
3устройства передаточные – устройства электропередачи и электросвязи, трубопроводы;
4машины и оборудование – силовые, теплотехническое, электродвигатели и дизель-генераторы, комплексные установки, двигатели внутреннего сгорания, силовое оборудование АЭС, тракторы, рабочие машины и оборудование по их видам в разрезе всех отраслей экономики республики, вычислительная и копировальная техника, прочие;
5средства транспортные – по их видам: железнодорожный подвижной состав, морской и речной флот, подвижной состав автомобильного транспорта, производственный транспорт (вагоны, транспортеры, тепловозы, мотовозы, электрокары, телеги и др.), трубопроводный магистральный транспорт, коммунальный транспорт (пассажирский подвижной состав, троллейбусы и др.);
6инструмент – бурильные и отбойные молотки, перфораторы, краскопульты и пр.;
7инвентарь и принадлежности – общего назначения, бытовая техника, мебель зрительных залов, инвентарь гостиниц и хозяйственных организаций (мебель, зеркала, ковровые дорожки, картины в рамах, стеллажи, сейфы, машинки пишущие и прочий инвентарь;
8основные средства прочие, используемые в сельском и лесном хозяйстве:
рабочий скот – лошади и др.;
многолетние насаждения – защитные, плодовые, ягодные, лесные;
капитальные затраты по улучшению земель;
земельные участки;
9 основные средства прочие (животные цирков, зооцирков и зоопарков и др.).
Эта классификация также необходима для определения сроков использования объектов основных средств в организации исходя из нормативных сроков службы и конкретных условий их эксплуатации.
Нормативные сроки службы основных средств в разрезе их классификационных групп, а внутри них по конкретным видам основных средств регламентируются нормативным документом «Об установлении нормативных сроков службы основных средств …», утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2011г. №161.
В случае отсутствия объектов основных средств в данной классификации, нормативные сроки службы по ним самостоятельно устанавливаются комиссией по проведению амортизационной политики организации на основании технической документации организации – изготовителя, а при ее отсутствии – путем оценки данной комиссией технического состояния объекта.
Основные средства по принадлежности группируются на собственные; полученные в безвозмездное пользовании; полученные в аренду, лизинг; что необходимо учитывать при постановке на бухгалтерский учет поступающих объектов основных средств.
По степени использования в деятельности организации основные средства подразделяются на средства, находящиеся:
- в эксплуатации (действующие);
- в запасе (резерве);
- на консервации;
- на реконструкции, модернизации и техническом перевооружении;
- в ремонте – текущем и капитальном;
- в лизинге;
- в аренде.
Независимо от организационно-правовой формы собственности субъекта хозяйствования учет основных средств ведется в разрезе инвентарных объектов по их количеству и стоимости.
Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплексом конструктивно сочлененных предметов является один или несколько предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять определенные функции только в составе комплекса.
Основное средство, находящееся в собственности нескольких организаций, отражается в каждой из них как основное средство в соответствующей доле.
Для обеспечения сохранности основных средств каждому поступающему в организацию объекту основных средств присваивается инвентарный номер, что может осуществляться в календарной последовательности его поступления либо в серийном порядке в зависимости от метода присвоения инвентарных номеров, принятого в конкретной организации.
Инвентарный номер, присвоенный объекту, проставляется на нем несмываемой краской, указывается в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета и сохраняется за ним на весь период нахождения объекта в организации. В случае выбытия объекта из организации его инвентарный номер не присваивается вновь поступающим объектам основных средств.
Для учета основных средств в составе долгосрочных активов предназначен счет 01 «Основные средства», на котороый они принимаются на учет по первоначальной стоимости.
Организация - лизингополучатель может к счету 01 вводить специальные субсчета, например, субсчет «Имущество, полученное по договору аренды (лизинга)».
Порядок формирования первоначальной стоимости зависит от источника их поступления в организацию.
В случае приобретения основных средств у поставщиков за плату, их первоначальная стоимость определяется путем суммирования всех фактических затрат на их приобретение, в которые включаются:
- стоимость приобретения основных средств;
- таможенные сборы и пошлины;
- проценты по кредитам и займам, взятым на приобретение основных средств (до ввода их в эксплуатацию);
- затраты по страхованию груза в пути;
- затраты на услуги других лиц, связанные с приведением основных средств в состояние, пригодное для использования;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом, сборкой, комплектацией, пусконаладочными и другими работами, связанными с приведением объекта в состояние, пригодное для использования в качестве основных средств.
Стоимость приобретенных основных средств указывается в сопроводительных документах поставщика (без НДС и с НДС). Остальные затраты также должны быть подтверждены соответствующими первичными документами (актом приема-передачи выполненных работ, кредитным договором и др.).
Первоначальная стоимость приобретаемых основных средств может быть увеличена на сумму резерва по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам,если при принятии к бухгалтерскому учету данных основных средств организация имеет обязательства по выполнению работ по демонтажу и ликвидации этих основных средств, восстановлению природных ресурсов на занимаемых ими земельных участках.
При строительстве объекта основных средств необходимо учитывать способ строительства – подрядный или хозяйственный.
При подрядном способе первоначальная стоимость объекта основных средств формируется из стоимости строительно-монтажных работ (без НДС или с НДС с учетом действующего законодательства по НДС), предъявляемой подрядчиком к оплате, и затрат, связанных с приведением объекта до состояния, пригодного для использования.
При строительстве объекта основных средств хозяйственным способом его первоначальная стоимость формируется из суммы фактических прямых и распределяемых переменных косвенных разатрат организации на строительство объекта и ввод его в эксплуатацию.
Оценка основных средств, внесенных учредителями в соответствии с учредительными документами в качестве их вклада в уставный фонд организации, определяется исходя из оценки их стоимости, произведенной в соответствии с действующим законодательством, с добавлением фактических затрат организации по приведению объекта до состояния, пригодного для использования.
При безвозмездном получении объектов основных средств первоначальная стоимость определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений в долгосрочные активы и затрат организации по приведению объектов до состояния, пригодного для использования.
Текущая рыночная стоимость - сумма денежных средств, которая была бы получена в случае реализации основного средства в текущих рыночных условиях.
Первоначальная стоимость основных средств, полученных при исполнении товарообменных операций, определяется исходя из учетной стоимости отгруженных товаров или иных активов, определяемой в порядке, установленном законодательством.
При создании объекта основных средств силами организации первоначальная стоимость формируется из фактических прямых и распределяемых переменных косвенных затрат на его производство и расходов по приведению объекта в состояние, пригодное для эксплуатации.
Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении была выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, действовавшему на дату принятия объекта на бухгалтерский учет с учетом действующего законодательства по оценке такого имущества.
Первоначальная стоимость основных средств, выявленных в результате инвентаризации как излишки, определяется на дату проведения инвентаризации на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов (прейскурантов, каталогов и других), или заключений об их оценке, проведенной лицами, осуществляющими оценочную деятельность.
Первоначальная стоимость основных средств, поступающих в организацию в качестве безвозмездной финансовой помощи или средств, полученных в качестве государственной поддержки, определяется исходя из фактических затрат на них.
Первоначальная стоимость основных средств, принятых доверительным управляющим на отдельный баланс, долна быть равна стоимости, по которой данные объекты числились у доверителя.
Первоначальная стоимость основных средств может быть изменена при их реконструкции, модернизации, реставрации, переоценке, частичной ликвидации и в других случаях, установленных законодательно.
Сформированная первоначальная стоимость списывается со счета 08 в дебет счета 01 при постановке на учет объектов после их обязательной государственной регистрации, сертификации и т. п., то есть в месяце их ввода в эксплуатацию.
Сельскохозяйственное производство отличается от других отраслей рядом особенностей, что является причиной своеобразия и организации бухгалтерского учета основных средств. Специфичность сельскохозяйственного производства заключается, прежде всего, в том, что процесс производства здесь имеет дело с землей и с живыми организмами - сельскохозяйственными животными, являющимися средствами труда.
Земля в отличие от других объектов основных средств (машин, оборудования и т.д.), которые, участвуя в процессе деятельности сельскохозяйственной организации, изнашиваются и заменяются новыми, ничем не заменяется, и при правильном ее использовании плодородие почвы не только не убывает, но и повышается. Однако земля не имеет денежной оценки, не включается в состав основных средств и не служит объектом бухгалтерского учета, кроме земельных участков, приобретенных организацией в собственность. Она учитывается внесистемно по видам сельскохозяйственных угодий только в натуральных измерителях — гектарах. В составе основных средств учитываются только капитальные вложения, направленные на улучшение плодородия земель, связанные корчевкой площади под пашню, осушительными и другими работами.
Земельные участки, переданные в соответствии с действующим законодательством организации в собственность или приобретенные в собственность, учитываются на счете 01 «Основные средства» в натуральном выражении и по стоимости.
2 Документальное оформление и учет поступления основных средств, организация их аналитического учета
Документальное оформление поступления основных средств зависит от источника их поступления.
Поступление основных средств от поставщиков оформляется в зависимости от вида транспорта, которым доставляется объект, следующими сопроводительными документами – железнодорожной или авианакладной, товарно-транспортной накладной (ТТН-1) при доставке автотранспортом, коносаментом (при доставке морским транспортом). В случае международных перевозок оформляется международная накладная (CMR). Товарная накладная (ТН-2) оформляется, если не задействован транспорт. Сопроводительные документы оформляются в соответствии с инструкциями по их заполнению.
Дополнительно могут оформляться и другие документы в зависимости от условий договоров на поставки.
При получении работником организации объекта основных средств на складе поставщика или перевозчика он должен получить в бухгалтерии своей организации доверенность типовой формы под роспись в журнале регистрации выданных доверенностей.
В доверенности указывается следующая информация:
В журнале регистрации доверенностей затем делается отметка об использовании доверенности или ее возврате в случае, если доверенность не использована.
Поступление объектов основных средств должно быть оформлено актом о приеме-передаче основных средств, утвержденным постановлением Минфина РБ № 23 от 22 апреля 2011 г., или соответствующим первичным документом, форма которого разрабатывается самостоятельно организациями и утверждается их учетной политикой.
Акт составляется комиссией, назначенной приказом руководителя организации, принимающей объект. Акт составляется отдельно на каждый принимаемый объект в двух экземплярах. В нем указывается наименование объекта, источник поступления, год выпуска, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость объекта, основные технические признаки, характеризующие объект, заключение комиссии о соответствии объекта техническим условиям и пригодности объекта к эксплуатации.
Допускается составление одного акта о приеме-передаче групп объектов основных средств на несколько объектов основных средств в случае, если они однотипны, поступили от одного поставщика по одному сопроводительному документу, имеют одинаковую стоимость и технические характеристики, приходуются под материальную ответственность одного лица.
К акту прилагается необходимая техническая документация, например, руководство по эксплуатации и технический паспорт, чертежи или другая техническая документация, содержащая полную техническую характеристику объекта.
Акт, подписанный членами комиссии, вместе с технической документацией на объект передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителями передающей и принимающей организаций или лицами, на то уполномоченными.
Дополнительные затраты по доведению объекта до рабочего состояния также должны быть оформлены соответствующими первичными документами.
При получении объекта основных средств по импорту документы должны быть оформлены в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь. Оформляется паспорт сделки, таможенная декларация груза, документы на оплату таможенных пошлин и сборов, на отсрочку уплаты НДС на ввоз основных средств, на оформление гарантий отсрочки платежа, другие документы.
Некоторые поступающие объекты основных средств подлежат государственной регистрации перед их постановкой на бухгалтерский учет, например, сделки с землей. В этом случае в акте заполняется реквизит «Государственная регистрация прав на недвижимость».
Бухгалтерия на каждый поступивший объект заводит инвентарную карточку учета основных средств, о чем делается отметка в акте о приеме – передаче основных средств.
В ней отражается наименование объекта, его заводской и инвентарный номер, дата принятия к бухгалтерскому учету, счет и субсчет, на которые объект принят на учет, местонахождение объекта в организации, указывается организация-изготовитель, дата выпуска, ввода в эксплуатацию, дается его основная характеристика, указывается первоначальная стоимость, срок службы и норма амортизации.
В дальнейшем в карточке отражается перемещение объекта в организации, изменение его технических характеристик и первоначальной стоимости в результате реконструкции или модернизации, достройки и дооборудования, изменение срока использования и нормы амортизации, переоценка, восстановительная стоимость, остаточная стоимость, затраты на ремонт, делается отметка о выбытии.
Инвентарная карточка может составляться на группу поступивших объектов основных средств, которая заводится на основании аналогиного акта и содержит аналогичную информацию. В ней также указывается количество поступивших объектов основных средств и их инвентарные номера.
Техническая документация затем передается материально ответственным лицам по месту эксплуатации объектов основных средств.
Инвентарные карточки заводятся в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии в картотеке, изымаются из нее при выбытии объекта основных средств, после чего сдаются в текущий архив организации.
В целях контроля сохранности инвентарных карточек они могут регистрироваться в «Описи инвентарных карточек по учету основных средств», которая ведется в одном экземпляре.
На арендованные основные средства карточки не открываются, так как их учет ведется на копиях карточек, прилагаемых арендодателем к акту о приеме-передаче объекта.
В организациях, имеющих небольшое количество объектов основных средств, информация по объектам основных средств может отражаться в инвентарной книге. В ней информация отражается по всем объектам основных средств организации почти аналогично, как и в инвентарных карточках.
По окончании отчетного месяца бухгалтерия составляет оборотную ведомость по основным средствам, являющуюся основанием для составления бухгалтерских записей по движению основных средств за отчетныйпериод на синтетических счетах бухгалтерского учета.
Учет основных средств организуется так, чтобы можно было получить информацию о наличии основных средств по каждой классификационной группе, отдельно по каждому объекту, местам их нахождения в разрезе материально ответственных лиц, источникам поступления.
Поступление основных средств отражается на счетах бухгалтерского учета на основании документов, подтверждающих их поступление и затраты, формирующие первоначальную стоимость объектов основных средств.
При поступлении от поставщиков основных средств, не требующих монтажа и при их строительстве подрядным способом, в бухгалтерском учете делаются записи:
Д-т сч. 08 субсчет 1 «Приобретение и создание основных средств» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на стоимость без НДС,
Д-т сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» К-т сч. 60 – на НДС, предъявленный поставщиком к оплате за поставленные основные средства.
Сумма НДС, принятая к зачету, отражается бухгалтерской записью:
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг» К-т сч. 18 – на сумму оплаченного НДС, принятого к зачету в месяце ввода объекта в эксплуатацию в целях предпринимательской деятельности.
Оплата организацией счетов поставщиков отражается на основании выписки с банковского счета организации или отчета кассира бухгалтерской записью:
Д-т сч. 60 К-т сч. 51, 52, 55, 50 «Касса».
Дополнительные затраты по приведению объекта до состояния, пригодного для эксплуатации, отражаются бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 08/1 К-т сч. 60 – на стоимость работ, выполненных подрядчиком;
Д-т сч. 08/1 К-т сч. 07/3 - на стоимость израсходованных строительных материалов, К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму заработной платы, начисленной работникам организации за выполненные работы, К-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – на сумму отчислений в фонд социальной защиты населения (ФСЗН) от заработной платы работников, К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на суммы отчислений, произведенных от начисленной заработной платы, других счетов в зависимости от видов расходов или способа проведения работ.
Затем на основании акта о приеме – передаче объекта основных средств на сформированную первоначальную стоимость при вводе его в эксплуатацию составляется запись:
Д-т сч. 01 К-т сч. 08/1.
При строительстве или создании объекта основных средств собственными силами организации бухгалтерские записи составляются в зависимости от того, какое структурное подразделение организации выполняло работы.
Если они выполнялись специально созданной строительным подразделением организации, затраты накапливаются на дебете счета 08/1 с кредитованием счетов10, 70, 69, 76/2, 02 и других в зависимости от вида затрат.
Если объект создавался в производстве, на фактические затраты составляются записи:
Д-т сч. 20, 23 ... К-т сч. 10, 70, 69, 76/2, 02 и другие счета в зависимости от вида затрат.
Затем составляется запись: Д-т сч. 08/1 К-т сч. 20, 23.
Если на приобретение или создание основных средств организация брала кредит, то начисление процентов к уплате банку по кредиту включается в первоначальную стоимость данных объектов записью:
Д-т сч. 08/1 К-т сч. 66, 67.
После ввода основных средств в эксплуатацию, начисляемые проценты относятся на расходы по финансовой деятельности записью:
Д-т сч. 91/4 К-т сч.66, 67.
Ввод построенного объекта в эксплуатацию отражается на основании акта его приема-передачи бухгалтерской записью:
Д-т сч. 01 К-т сч. 08/1 – на сформированную первоначальную стоимость построенного или созданного объекта основных средств.
На стоимость основных средств, поступивших от учредителей в качестве их вклада в уставный капитал, подтвержденную документально, составляется запись:
Д-т сч. 08/1 К-т сч. 75/1.
Затем при вводе объекта в эксплуатацию составляется бухгалтерская запись:
Д-т сч. 01 К-т сч. 08/1.
Безвозмездное получение организацией основных средств от другого юридического или физического лица или в качестве субсидии правительственного органа отражается записями:
Д-т сч. 08/1 К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов» – на текущую рыночную стоимость, если по данным основным средствам начисляется амортизация.
Одновременно составляется запись на сумму отложенных налоговых активов, которые рассчитываются путем умножения стоимости безвозмездно полученного основного средства на действующую ставку налога на прибыль:
Д-т сч. 09 Отложенные налоговые активы» К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».
По мере начисления амортизации объекта, полученного в качестве финансовой помощи (безвозмездно, в качестве господдержки и др.), финансовая помощь, учтенная в составе доходов будущих периодов, должна быть на протяжении сроков их полезного использования включена в состав прочих доходов организации в сумме амортизации, начисленной в соответствующем отчетном периоде, что отражается бухгалтерской записью:
Д-т сч. 98 К-т сч. 91/1 – на сумму доходов, соответствующую сумме амортизации, начисленной в отчетном месяце по основным средствам, полученным безвозмездно.
Одновременно сумма начисленной амортизации умножается на действующую ставку налога на прибыль и на полученную сумму списывается часть учтенного отложенного налогового актива записью:
Д-т сч. 99 К-т сч. 09.
Если по основным средствам, полученным безвозмездно, амортизация не начисляется, то их поступление в организацию отражается записью:
Д-т сч. 08/1 К-т сч. 91/1.
Отложенный налоговый актив в этом случае не начисляется.
Получение основных средств в пределах одного собственника на безвозмездной основе отражается аналогично, как и в предыдущем случа.
Стоимость основных средств, полученных при исполнении товарообменных операций, отражается записью:
Д-т сч. 08/1 К-т сч. 60.
Выявленные в результате инвентаризации неучтенные объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету записью:
Д-т сч. 01 К-т сч. 91/1 – на стоимость объекта, определенную по данным подтверждающих документов (прейскурантов, каталогов или др.), или заключения об их оценке, проведенной лицами, осуществляющими оценочную деятельность.
Основные средства могут передаваться внутри организации из одного структурного подразделения в другое.
Поступление в организацию выделенных ей основных средств от своей головной организации или из своих структурных подразделений отражается записями:
Д-т сч. 01 К-т сч. 79 «Внутрихозяйственные расчеты» – на первоначальную стоимость объекта, указанную в сопроводительном документе и в акте о приеме-передаче объекта основных средств;
Д-т сч. 79 К-т сч. 02 - на переданную сумму амортизации, числящейся по данному объекту.
Поступление основных средств доверительному управляющему отражается у него в бухгалтерском учете записью:
Д-т сч. 01 К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с/сч. 6 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» - на стоимость, равную стоимости основных средств по балансу передающей стороны (доверителя).
Одновременно у доверительного управляющего принимается на учет накопленная сумма амортизационных отчислений по данному объкту основных средств, переданная доверителям (по основным средствам, бывшим в эксплуатации) записью:
Д-т сч. 76/6 К-т сч. 02.