Тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы

Задание 1. Изучить внешнее строение миноги, зарисовать и отметить особенности строения.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Задание 2. Изучить внешнее строение речной миноги и отметить особенности ее строения.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

Продольный разрез миноги

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Задание 3. Изучить строение скелета, кровеносной и нервной системы, отметить особенности строения.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru __________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Скелет миноги: А – вид сверху, Б – вид сбоку

__________________________

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru __________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Схема кровеносной системы миноги речной

__________________________ (с брюшной стороны)

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru __________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Головной мозг миноги: А- сверху, Б- сбоку

Задание 4. Изучить внешнее строение миксины, отметить особенности строения.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Задание 5. Изучить внешнее строение акулы, сделать рисунок и отметить особенности строения.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Задание 6. Изучить покров хрящевых рыб, на примере акулы, отметить особенности строения.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Продольный срез через кожу и плакоидные чешуи акулы

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru Задание 7. Изучить скелет хрящевых рыб: череп, строение позвонков, зарисовать пояс передних конечностей и скелет грудного плавника, тазовый пояс и скелет брюшного плавника, отметить особенности строения.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Череп акулы

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru __________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Схема строения туловищного (А) и хвостового (Б) плавника акулы

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Пояс передних конечностей и скелет грудного плавника акулы

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Тазовый пояс и скелет брюшного плавника

Задание 8. Изучить внутреннее строение акулы и отметить особенности строения.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru __________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Внутреннее строение акулы

Задание 9. Изучить кровеносную систему акулы и отметить особенности строение.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

Кровеносная система акулы

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Задание 10. Изучить мочеполовую самца и самки акулы, сделать рисунок и отметить особенности строения.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Мочеполовая система самца и самки акулы

Задание 11. Изучить нервную систему хрящевых рыб, зарисовать мозг акулы и отметить особенности строения.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Строение головного мозга акулы

Задание 12. Изучить внешнее строение костистой рыбы, сделать рисунок и отметить особенности строения.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Задание 13. Изучить скелет костистых рыб: череп, строение позвонков, зарисовать пояс передних конечностей и скелет грудного плавника, тазовый пояс и скелет брюшного плавника, отметить особенности строения.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ _____________________________

__________________________ _____________________________

__________________________ _____________________________

__________________________ _____________________________

__________________________ _____________________________

__________________________ _____________________________

__________________________ _____________________________

__________________________ _____________________________

__________________________ _____________________________

__________________________ _____________________________

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Строение туловищного (А) и хвостового позвонков (Б)

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Пояс передних конечностей и скелет грудного плавника

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Тазовый пояс и скелет брюшного плавника

Задание 14. Изучить внутреннее строение, отметить особенности строения.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Внутреннее строение окуня

Задание 15. Определите вид рыб представленные на ниже расположенном рисунке.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru Задание 16. Изучить кровеносную систему костных рыб и двоякодышащих, отметить особенности строения.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Кровообращение костистой рыбы

__________________________

__________________________

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru __________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Схема жаберно-легочного кровообращения двоякодышащих рыб

(по Гудричу, упрощенно)

Задание 17. Изучив строение представителей надклассов Бесчелюстные и Рыбы, отметить черты сходства и различия.

Таблица 32

Черты сходства и различия круглоротых, хрящевых рыб, костных рыб

Элементы сравнения Круглоротых (минога) Хрящевых (акула) Костных рыб  
Покровы тела        
Скелет        
Органы пищеварения        
Органы дыхания        
Кровеносная система        
Нервная система и органы чувств          
Мочеполовые органы          

Заданеи18. Изучить типы чешуй хрящевых и костных рыб, сделать рисунки и отметить особенности строения чешуи, для кого характерен данный тип.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 9. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (AMPHIBIA).

Задание 1. Изучить внешнее строение лягушки и отметить особенности строения.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Внешнее строение лягушки

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

Голова лягушки

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Задание 2. Изучить строение покровов земноводных. Отметить особенности строения.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Разрез через кожу земноводных (по Шмальгаузену)

Задание 3. Изучить строение осевого скелета земноводных и отметить особенности.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

1. __________________________

2. __________________________

3. __________________________

4. __________________________

5. __________________________

6. __________________________

Осевой скелет и тазовый пояс лягушки

Задание 4. Изучить строение туловищных позвонков, зарисовать и отметить особенности строения.

1. __________________________

2. __________________________

3. __________________________

4. __________________________

5. __________________________

6. __________________________

Задание 5. Изучить строение черепа земноводных и отметить особенности строения.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Череп лягушки

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Задание 6. Изучить строение передней свободной конечности и плечевого пояса лягушки. Зарисовать и отметить особенности строения.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Передняя конечность и плечевой пояс лягушки

__________________________

Задание 6. Изучить строение задней свободной конечности и тазового пояса лягушки. Зарисовать и отметить особенности строения.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Задняя конечность и тазовый пояс лягушки

__________________________

__________________________

__________________________

Задание 7. Изучить внутреннее строение земноводных на примере травяной лягушки и отметить особенности их строения.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Вскрытая травяная лягушка

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Задание 8. Изучить строение пищеварительной системы, зарисовать и отметить особенности строения.

1. __________________________

2. __________________________

3. __________________________

4. __________________________

5. __________________________

6. __________________________

7. __________________________

Задание 9. Изучить кровеносную систему земноводных, зарисовать схему артериальной и венозной системы. Отметить особенности строения сердца, артериальной и венозной системы.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

1. __________________________

2. __________________________

3. __________________________

4. __________________________

5. __________________________

6. __________________________

7. __________________________

8. __________________________

9. __________________________

10. _________________________

11. _________________________

Вскрытое сердце земноводных

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Схема артериальной системы

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Схема венозной системы

Задание 10. Изучить строение мочеполовой системы земноводных и отметить особенности строения.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

1. __________________________

2. __________________________

3. __________________________

4. __________________________

5. __________________________

6. __________________________

А - Мочеполовая система самца

7. __________________________

8. __________________________

9. __________________________

10. _________________________

11. _________________________

А Б

Мочеполовая система лягушки

Б - Мочеполовая система самки

7. __________________________

8. __________________________

9. __________________________

10. _________________________

11. _________________________

12. __________________________

Задание 11. Познакомьтесь с отрядами класса земноводные, отметьте сходства и различия.

Таблица 33

Сходство и различия отрядов хвостатые амфибии, бесхвостые амфибии и безногие амфибии

Элементы сравнения Отряд хвостатые амфибии Отряд бесхвостые амфибии Отряд безногие амфибии
Форма тела          
Наличие хвоста          
Наличие конечностей        
Покровы тела          
Тип позвонков          
Особенности строения осевого скелета          
Особенности строения черепа        
Особенности строения конечностей и поясов конечностей          
Особенности строения кровеносной системы        
Степень развития кожного дыхания   Органы чувств        
Особенности оплодотворения          
Особенности размножения        
Представители        

Задание 12. Познакомиться с семействами отряда Хвостатые амфибии и отметить особенности их строения.

Таблица 34

Семейства отряда Хвостатые амфибии и их краткая характеристика

Семейства и краткая и их характеристика Представители семейства Общая характеристика представителей Ареал представителей
  Саламандровые   Обыкновенный и гребенчатый тритоны      
Пятнистая или огненная саламандра        
Безлегочные саламандры      
  Амфиумовые Амфиума      
Протеевые Протей        
Семейство Сирен Большой сирен      
Углозубов Сибирский углозуб      
Скрытожаберных Японская гигантская саламандра        

Задание 13. Познакомиться с семействами отряда Бесхвостые амфибии и отметить особенности их строения.

Таблица 35

Семейства отряда Бесхвостые амфибии и их краткая характеристика

Семейства и краткая и их характеристика Представители семейства Общая характеристика представителей Ареал представителей
  Круглоязычные   Жерлянки      
Жаба-повитуха      
  Жабы Жаба обыкновенная        
Жаба зеленая      
  Леопельмовые          
  Квакши Квакша обыкновенная        
Квакша дальневосточная        
  Настоящие лягушки Лягушка озерная      
Лягушка прудовая        
Лягушка остромордая      
Лягушка травяная      
  Пипа суринамская      

Задание 14. Познакомиться с семействами отряда Безногие амфибии и отметить особенности их строения.

Таблица 36

Семейства отряда Безногие амфибии и их краткая характеристика

Семейства и краткая и их характеристика Представители семейства Общая характеристика представителей Ареал представителей
  Семейство червяг   Червяга кольчатая      
Цейлонский рыбозмей      

ТЕМА 10. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ИЛИ (REPTILIA)

Задание 1. Изучить внешнее строение рептилий и отметить особенности строения.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

1. __________________________

2. __________________________

3. __________________________

4. __________________________

Внешнее строение агамы кавказской

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

Расположение щитков на голове ящерицы

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Задание 2. Изучить покровы рептилий, зарисовать и отметить особенности строения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Изучить скелет рептилий и отметить особенности его строения.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

Строение черепа ящерицы

А – вид сверху; Б – вид снизу; В – вид сбоку.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru __________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Череп ядовитой змеи

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Два первых шейных позвонка: А – атлант; Б - эпистрофей

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Плечевой пояс ящерицы

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Тазовый пояс ящерицы

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Конечности варана

Задание 4. Изучить внутреннее строение рептилий, отметить особенности строения.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Внутреннее строение ящерицы

Задание 5. Изучить кровеносную систему пресмыкающихся и отметить особенности строения.

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Кровеносная система ящерицы

Задание 6. Изучить строение мочеполовой системы пресмыкающихся, зарисовать и отметить особенности строения.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Мочеполовая система самца и самки ящерицы

тема 8. тип хордовые. высшие хордовые: надкласс бесчелюстные. надкласс рыбы - student2.ru Задание 7. Изучить строение нервной системы и отметить на рисунке особенности строения головного мозга.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Головной мозг ящерицы: I – вид сверху; II – вид снизу; III – вид сбоку

Задание 8. Познакомитесь с многообразием пресмыкающихся и заполните таблицу.

Таблица 37

Многообразие класса Пресмыкающиеся

Отряд Подотряд Семейство Виды
         

Наши рекомендации