Упражнение 1. «Составим рассказ по опорным картинкам»

Цель: формирование связного речевого высказывания по опорным картинкам.

ОБОРУДОВАНИЕ: опорные картинки (мальчик; окно; дуб; дуб осенью, зимой, весной и летом; птица; кормушка, скворечник, птенцы в гнезде).

Инструкция: «Послушайте мой рассказ (рассказывает, используя опорные картинки). Почему птицы не прилетали на этот дуб? Как вы думаете? (Они не прилетали, потому что мальчик никогда зимой не вешал кормушку, а весной не делал скворечник). Потом он исправил свою ошибку. Теперь на дубе всегда были птицы, зимой они прилетали к кормушке. А весной вили гнезда и выводили птенцов. Дуб ожил, на нем весело пели птицы!»

Ход выполнения задания: Логопед составляет рассказ, используя опорные картинки и стимулируя детей к высказываниям в контексте общего повествования (описание дуба в разные времена года). После рассказа логопед задает вопросы детям и помогает им ответить с использованием других опорных картинок. После этого (возможно на последующих занятиях) можно предложить некоторым детям повторить весь рассказ.

Упражнение 2. «Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

ИНСТРУКЦИЯ:

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)

Упражнение 3. «Составим рассказ вместе»

Цель: формирование связного речевого высказывания; развитие логического мышления; развитие умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки.

ОБОРУДОВАНИЕ: стилизованные предметные картинки для составления наглядной модели рассказа (лицо мальчика; лыжи; солнце и ручейки; дом; вопросительный знак; самокат, санки, коньки, кораблик, сачок).

Инструкция: «Давайте составим рассказ, используя эти картинки (далее дети с помощью логопеда составляют начало рассказа). Что было дальше? Какое время года наступило? Как Вова догадался об этом? Что он возьмет с собой на улицу? Почему? Что он будет делать на прогулке?»

Ход выполнения задания: Логопед направляет внимание детей на составление начала рассказа с помощью опорных предметных картинок, затем стимулирует их к самостоятельному, творческому придумыванию окончания рассказа. При затруднениях детей логопед помогает им с помощью различных вопросов.

Упражнение 4. «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»

Цель: закреплять умение составлять предложение, рассказ.

ИНСТРУКЦИЯ:

На столе разложены различные предметы: зубная щетка, мыло, мочалка и т.д. Возьмите любой предмет и составьте с ним предложение, маленький рассказ.

Упражнение 5 “Расскажем про Олю и зайчика”

Цель: составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме, которую дети будут заполнять.

Воспитатель предлагает рассказать про Олю: “Как-то раз Оля... (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она... (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой... (мячи, прыгалки). На полянке... (они увидели зайчика), который... (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг... (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле... (стало очень весело)”.

Такие упражнения готовят детей к самостоятельному составлению рассказов типа описания и повествования, в них включаются и отдельные элементы рассуждения; тем самым у детей развиваются творческие навыки, они понимают задания: составить рассказ, придумать продолжение (окончание) сказки, вместе со взрослым сочинить, описать, рассказать.

Конспекты занятий

Занятие 1.

ТЕМА: "Лесные силачи" (по сюжетной картине)

ЦЕЛЬ:

Обучение детей связному, последовательному логичному пересказу литературно - художественного произведения от первого лица.

Задачи:

¾ Формировать умение грамматически правильного оформления высказывания.

¾ Активизация и обогащение словарного запаса детей по теме "Грибы", "Осень".

¾ Воспитание нравственно-этических чувств.

ОБОРУДОВАНИЕ: Осенние листья, рассказ Н. Сладкова "Лесные силачи", шапочки грибов, магнитофон, рисунки детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Л.: В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем

Может быть в лесу осеннем

Мы боровичка найдем.


(Дети берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом "змейкой" между разложенными на полу листьями).

1. Актуализация знаний.

Л.: Вот мы с вами и в осеннем лесу. Что вы видите вокруг?
Что вы слышите? (крики птиц, стук дятла, шелест листвы, завывания ветра, шум деревьев)

Какие запахи кругом! Что вы чувствуете? (запах прелой травы, сырости, опавших листьев, грибов, свежести) Какие грибы вы может найти в осеннем лесу?


Игра "Почему так называется?"

(подосиновик, подберезовик, сыроежка, белый гриб) - объяснение детей.

1. Словарная работа

Л.: Эти грибы растут в лесах. Но есть среди них грибы - ядовитые. Это мухомор, бледная поганка. (показ картинок и объяснение)

1. Чтение рассказа Сладкова "Лесные силачи"

Л: А помните мы с вами читали рассказ про съедобные грибы? Как называется рассказ? Сейчас мы его вспомним и расскажем по ролям. Я рассказываю - вы договариваете.

"Ударила первая капля дождя, и начались соревнования.
Соревновались трое: гриб Подосиновик, гриб Подберёзовик и Белый гриб.
Первым выжимал вес подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку.
Вторым номером был гриб Подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка. Белый гриб был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, полез под толстый сучок и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал - не выжал. Только шляпку свою раздвоил. Победителем вышел Подосиновик. Награда ему - алая шапка чемпиона".

1. Речевая подвижная игра "За грибами". Импровизация движений.

Л.: А скажите, что можно делать с грибами? (искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать, и т. д)

Мы в лес пойдем

Мы гриб найдем,

Ау, ау! Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается

1. Пересказ детьми от первого лица.

Л.: Сейчас расскажем наш рассказ о силачах. Кто будет автором? Кто подберезовиком, подосиновиком, белым грибом? (распределение ролей, рассказы детей).

1. Загадки.

Л.: Дети, какие вы загадки знаете о грибах, загадайте их?

1. Он стоит на ножке тонкой,

Он стоит на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

С бархатной подкладкой? (Опенок)

2. Он в сказочной шапочке красной

Но даже для волка опасный (Мухомор)


3. Богатырь среди грибов

И любимец грибников (Белый гриб)

4. Он стоит на ножке крепкой

Под коричневою кепкой (Подберезовик)

Итог.

Л.: В лесу все весело играли. И грибы мы вспоминали. Посмотрели на часы - В группу нам пора идти.

Занятие 2.

ТЕМА: "На машине" (по мнемотаблице)

ЦЕЛЬ: формировать умение пересказывать текст связно, последовательно, логично;

Задачи:

¾ формировать умение интонационно передавать диалог действующих лиц;

¾ формировать умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста;

¾ формировать умение выделять тему высказывания;

¾ развитие контроля речи, через прослушивание пересказа на магнитофоне;

¾ закреплять знания по лексической теме "Транспорт", "Зима".

ОБОРУДОВАНИЕ:рассказ Н. Павловой "На машине", волшебная палочка, предметные картинки по теме "Транспорт", мнемотаблица для пересказа, Мышка - шептунишка, волшебный клубочек, диктофон.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

Орг. момент

Л.: Сядет тот, кто назовет мне слова наоборот.

Отъехать - подъехать вылетел – залетел

Въехать - съехать взлетел – приземлился

Выехать - заехать укатил – прикатил

Улететь - прилететь уплыл – приплыл


Л.: О чем так можно сказать? (О транспорте)

Сюрпризный момент

Л.: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на завод. Хотите? Закрываем глаза и произносим хором заклинание: БА-БО-БУ-БЫСЬ - на заводе окажись.
Вот мы с вами и на заводе. Посмотрите вокруг, сколько интересных полезных и нужных машин производит этот завод (вывешиваются картинки с транспортом)
Л.: А вы можете сказать, что делает этот транспорт? Поиграем в игру "Скажи правильно".
Машина (Едет) поезд (гудит)

Самолет (летит) троллейбус, автобус (идет, сигналит)

Корабль (плывет) трамвай (звенит)

Чтение текста с наглядностью.

Л.: Прогуливаясь по заводу, я услышала удивительную историю, которая произошла здесь. Хотите послушать?

Мышка, Зайчик и Собачка сели в машину и поехали. Едут, едут. Наехали на камень. Бух! - и опрокинулись! Полетели кто куда! Сидят на земле. Плачут. Но ехать-то дальше надо! Тут Мышка и говорит: - А я машину подниму.
Стала поднимать, да никак не поднять! Зайчик говорит: -Дай-ка я подниму. Я посильнее.

Стал поднимать, да никак не поднять! А Собачка говорит: -Давайте-ка, ребята, все вместе поднимать. Стали поднимать все вместе. Раз! - и подняли!
Влезли на машину. А машина не идет: камень задние колеса не пускает.
Тут Мышка и говорит: -А я камень в сторону столкну.
Стала толкать, да никак не столкнуть! Зайчик говорит: -Дай-ка я столкну. Я посильнее. Стал толкать, да никак не столкнуть! А Собачка говорит: -А давайте-ка, ребята, все вместе толкать. Стали толкать все вместе. Раз!- и столкнули камень в сторонку. Влезли на машину и поехали. Едут, едут, едут и не опрокидываются. Вот как хорошо!

Словарная работа.

Л.: Как вы объясните слова и выражения "опрокинуться", "наехать на камень"

Ф/минутка "Машина"

Л.: Мы устали гулять, отдохнем немного.

Не летает не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Повторное чтение с установкой на пересказ по мнемотаблице

Пересказ детьми рассказа

(Если у ребенка возникают трудности при построении фразы для ответа, то применяется подсказка с помощью "Мышки - шептунишки"- это игрушка, которая поможет ребенку, подобрать нужное слово или предложение. Мышкой может подсказывать сильный ребенок).

Итог

Л.: Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться. До свидание!

Занятие 3.

ТЕМА:

Наши рекомендации