Системы регулирования давления воздуха в шинах
Система регулирования давления воздуха в шинах предназначена:
- для повышения опорной проходимости автомобиля в тяжелых дорожных условиях и при движении по бездорожью за счет снижения давления воздуха в шинах. При снижении давления воздуха в шинах увеличивается площадь пятна их контакта с опорной поверхностью, что приводит к снижению удельной нагрузки на опорную поверхность и повышению силы тяги на ведущих колесах;
- для сохранения подвижности автомобиля в случае прокола (проколов) шины за счет постоянной ее подкачки во время движения и поддержания давления воздуха в шине в требуемых пределах. Условием сохранения подвижности автомобиля является достаточная для восполнения утечки воздуха из поврежденной шины производительность компрессора и диаметр проходного сечения вентиля;
- для постоянного контроля давления воздуха в шинах и поддержания его в заданных пределах во время движения.
Система регулирования давления воздуха в шинах автомобилей с пневматическим или пневмогидравлическим приводом тормозов включается в общую систему пневмооборудования автомобиля параллельно от тройного защитного клапана пневмосистемы тормозов через клапан-ограничитель понижения давления воздуха в пневмосистеме. На автомобилях ЗИЛ-131Н и КамАЗ-4310, например, этот клапан прекращает доступ воздуха к шинам при давлении в пневмосистеме ниже 0,55 МПа (5,5 кгс/см2).
Управление системой осуществляется из кабины водителя рычагом, воздействующим на кран управления давлением воздуха в шинах (рисунок 1.15), что позволяет производить постоянный контроль давления воздуха в шинах по манометру 38 и поддержание его в заданных пределах во время движения.
Рисунок 1.15 – Работа крана управления давлением воздуха в шинах при накачке шин и выпуске воздуха в атмосферу
Кран управления –золотникового типа. Золотник 6 перемещается в корпусе 8 и уплотняется сальниками. Находящееся на золотнике замочное кольцо 23 ограничивает крайние пределы хода золотника. Когда давление воздуха в пневмосистеме выше ограничиваемого клапаном-ограничителем 11, диафрагма 10 открывает доступ воздуха из воздушного баллона 35 в корпус 8 через седло 19.
Для накачивания шин золотник 6 рычагом управления перемещается внутрь корпуса 8 и через его проточку и трубки (штуцер 9) воздух поступает в шины и к манометру. Для понижения давления воздуха в шинах рычаг управления перемещается в положение «Выпуск». Утолщенная концевая часть золотника 6 плотно входит в сальник 21 крана, подача воздуха из воздушного баллона 35 прекращается, и воздух из шин через трубку (штуцер 14) выходит в атмосферу.
Рисунок 1.16 – Головка подвода воздуха |
Головки подвода воздуха (рисунок 1.16), установленные на полуосях ведущих мостов, состоят из корпуса 1 и двух резиновых манжет 3 (с пружинами 2), поджимаемых крышками с пружинными запорными кольцами 4, обеспечивающими герметичность подвижного соединения «головка – полуось». Воздух к головкам поступает через штуцеры, а из их полостей по каналам в полуосях – к кранам запора воздуха и далее по соединительным шлангам к шинам.
Краны запора воздуха (рисунок 1.17) установлены на каждом колесе. Они предназначены для отключения шин от системы (рисунок 1.17, б) при длительной стоянке автомобиля и в случае выхода из строя манжет головок подвода воздуха. Кран состоит из корпуса 2, в котором по резьбе перемещается пробка 1. Пробка уплотнена резиновым кольцом 4, которое поджимается гайкой 3 через резиновые шайбы. Уплотнение корпуса крана в гнезде полуоси обеспечивается резиновым кольцом 5.
А) б)
Рисунок 1.17 – Кран запора воздуха: а – открыт; б – закрыт
У автомобилей с гидравлическим приводом тормозов система регулирования давления воздуха в шинах выполняется автономной. Основные элементы и особенности работы системы аналогичны автомобилю с пневматическим приводом тормозов.