Определение путевого расхода топлива
Путевой расход топлива , л/100 км, определяют по формуле:
, (5.1)
где – средний эффективный расход топлива, г/кВт×ч; – средняя полная масса АТС на маршруте, кг; – плотность топлива, кг/л; – средний коэффициент общего дорожного сопротивления без учета скорости транспортного средства.
Средний эффективный расход топлива , г/кВт×ч, определяют по формуле:
, (5.2)
где – удельный расход топлива двигателем при максимальной мощности, г/кВт×ч; – средний коэффициент, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от степени использования мощности двигателя; – средний коэффициент, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Удельный расход топлива двигателем при максимальной мощности , г/кВт×ч, рассчитывают по формуле
, (5.3)
где – минимальный удельный расход топлива двигателем, г/кВт×ч.
Минимальный удельный расход топлива двигателем для бензина = 280 320 г/кВт×ч [1].
г/кВт×ч
Средний коэффициент, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от степени использования мощности двигателя , рассчитывают по формуле:
, (5.4)
где – средняя степень использования мощности двигателя; А, В, С – эмпирические коэффициенты.
Значения коэффициентов для дизеля А = 1,70; В = 2,63; С = 1,92 [1].
Среднюю степень использования мощности двигателя определяют по формуле
, (5.5)
где – средняя мощность, затраченная на преодоление сопротивления воздуха, кВт; – средняя мощность, затраченная на преодоление дорожного сопротивления, кВт; – средняя мощность двигателя по внешней скоростной характеристике, кВт.
Среднюю мощность, затраченную на преодоление сопротивления воздуха , кВт, рассчитывают по формуле
. (5.6)
кВт
Среднюю мощность, затраченную на преодоление дорожного сопротивления , кВт, рассчитывают по формуле
, (5.7)
Среднюю полную массу на маршруте , кг, для пассажирских АТС определяют по формулам:
; (5.8)
кг
Средний коэффициент общего дорожного сопротивления без учета скорости транспортного средства рассчитывают по формуле:
, (5.9)
кВт
Чтобы определить среднюю мощность двигателя по внешней скоростной характеристике, необходимо рассчитать среднюю эффективную частоту вращения коленчатого вала двигателя.
Среднюю эффективную частоту вращения коленчатого вала двигателя , об/мин, рассчитывают по формуле:
, (5.10)
где – среднее передаточное число коробки передач.
Среднее передаточное число коробки передач определяют по формуле:
. (5.11)
.
об/мин.
кВт.
.
.
г/кВт×ч.
Плотность дизеля – = 0825 кг/л [2].
л/100 км.