Назначение, устройство и работа системы охлаждения автомобиля КАМАЗ-4310

Система охлаждения служит для отвода теплоты от нагретых деталей и поддержания нормального температурного режима работа­ющего двигателя, что достигается искусственным охлаждением с помощью жидкости (жидкостное охлаждение).

Схема работы. В процессе работы стенки цилиндра, пор­шня и головки цилиндров нагреваются газами. Если двигатель не ох­лаждать, то сгорит масляная пленка между трущимися деталями, в ре­зультате чего повысится износ деталей, может возникнуть заклинива­ние поршней из-за их расширения и другие неисправности. Излиш­ний отвод теплоты (переохлаждение) приводит к снижению мощно­сти и экономичности двигателя вследствие ухудшения процесса сме­сеобразования. При этом увеличиваются потери на трение, так как свойства масла ухудшаются. Пониженный тепловой режим двигате­ля вызывает неполное сгорание топлива, отчего на стенках камеры сго­рания образуется большой слой нагара. Происходит залегание порш­невых колец в канавках поршня, возможно зависание клапанов. Для нормальной работы двигателя температура охлаждающей жидкости должна быть 80... 95 °С. Изучаемые двигатели имеют жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости. Жидкостная система охлаждения включает в себя водяные рубаш­ки и охлаждения блока и головки цилиндров, радиатор, жидкостный насоси венти­лятор, а также вспомогатель­ные устройства (термостат, соединительные шланги, кра­ники ислива, термометр). Во время работы двигателя принудительная циркуляция воды в системе охлаждения со­здается центробежным жид­костным насосом, который забирает воду из нижнего бака радиатора и нагнетает ее под давлением в водяную рубаш­ку, где она охлаждает стенки цилиндров. Далее вода направ­ляется через отверстия и кана­лы в водяную рубашку голов­ки цилиндров. В холодном двигателе вода направляется термоста­том из водяной рубашки к жидкостному насосу(по ма­лому кругу), минуя радиатор, а в прогретом — в верхний бак радиатора(по большому кругу). Проходя из верхнего бака радиа­тора в нижний по многочисленным трубкам, вода охлаждается по­током воздуха, создаваемым вентилятором и поступающим меж­ду трубками. Из нижнего бака радиатора вода вновь нагнетается на­сосом в водяную рубашку двигателя. Благодаря высокой скоро­сти движения разность температур воды, выходящей из рубашки охлаждения и входящей в нее, небольшая (4 ...7 °С), что создает бла­гоприятные условия для равномерного охлаждения двигателя. На изучаемых двигателях применяют закрытую систему охлаждения, которая характеризуется тем, что радиатор герме­тически закрыт, только при повышенном или пониженном давле­нии открывается паровоздушный клапан, смонтированный в проб­ке радиатора. В закрытой системе охлаждения умень­шается потеря жидкости в процессе испарения.

Проверить уровень электролита в аккумуляторе.

Вывернуть пробку, опустить стеклянную трубку в отверстие пробки аккумулятора до упора. Закрыть отверстие трубка пальцем и вынуть трубку, сохраняя вертикальное положение. По рискам на трубке определить уровень электролита, который должен находиться в пределах 10-15 мм выше пластин. Закончить проверку и установить все на место в обратной последовательности.

Запустить двигатель с помощью пускового подогревателя на автомобиле УРАЛ-4320.

Проверить уровень охлаждающей жидкости, при необходимости долить (в системе охлаждения двигателя низкозамерзающая охлаждающая жидкость)

Включить выключатель батарей автомобиля. Установить ручку выключателя подогревателя в положении 1.

Продуть газопровод котла, выключить на 10-15 сек. Электродвигатель насоса.

Проверить наличие топлива в топливном бачке подогревателя, открыть краник бачка и заполнить топливную систему ручным топливо подкачивающим насосом.

Установить ручку включателя подогревателя в положение 3 на время примерно 60 сек. Перевести ручку включателя в положении 1 и удерживать ее 30 сек до появления в котле характерного гула, указывающего на то, что топливо в горелки воспламенилось. Отпустить рычаг включателя, который автоматически займет положение 2, продолжающийся ровный гул в котле свидетельствует о том, что подогреватель вошел в режим устойчивой работы. При неудавшемся пуске привести выключатель в положении 0 и через 1 мин. повторить пуск.

Билет 19

1.Назначение, устройство и работа аккумуляторной батареи, ее неисправности.

Аккумуляторная батарея (АКБ) предназна­чена для питания током потребителей, когда двигатель не работает или работает на малой частоте вращения коленчатого вала, и состо­ит из нескольких одинаковых по устройству аккумуляторов, соеди­ненных последовательно.

Действие аккумулятора основано на последовательном превра­щении электрической энергии в химическую (зарядка) и обратно — химической энергии в электрическую (разрядка). На автомобилях устанавливают свинцовые кислотные аккумуляторные батареи.

Простейший свинцовый аккумулятор состоит из пластмассовой банки, в которую залит электролит (раствор серной, кислоты в дистиллированной воде), и двух свинцовых пластин.

Обязательное условие для работы аккумулятора — зарядка, т. е. пропускание через него электрического тока.

Аккумуляторная батарея автомобиля состоит из бака, разделенного внутри перегородками на отделения. В каждом отделении (банке) помещается один аккумулятор. Номи­нальное напряжение одного заряженного аккумулятора — 2 В. Бак изготавливают из кислостойкой пластмассы или эбонита. Он име­ет на дне ребра, на которые опираются пластины.

На перемычках, соединяющих отдельные аккумуляторы, указа­ны дата изготовления и марка батареи, например 6СТ-90ЭМ. Мар­ку батареи расшифровывают следующим образом. Первая цифра (6) указывает на число последовательно соединенных аккумулято­ров, определяющее номинальное напряжение батареи (12 В). Буквы, следующие за первой цифрой, означают, что батарея стартерная. Цифра 90 указывает на номинальную емкость батареи в ампер-часах при двадцатичасовой разрядке определенной силой тока. Пер­вая буква (Э) после цифр характеризует материал бака — эбонит, вторая — материал сепараторов: микропористая пластмасса (М). Сухозаряженные батареи имеют в конце маркировки букву З.

Электролит составляют с учетом климатических условий. Для центральных районов с зимней температурой до -30 °С плотность электролита у полностью заряженного аккумулятора должна быть 1,27. В условиях низких температур она должна быть выше, а в южных районах — ниже.

К неисправностям аккумуляторных батарей, возникающих при их эксплуатации, следует отнести: трещины баков и крышек; повреждения и износ полюсных выводов; повышенный саморазряд; короткое замыкание внутри аккумуляторов; обрыв электрической цепи.

Наши рекомендации