Назначение, устройство и работа системы охлаждения автомобиля КАМАЗ-4310
Система охлаждения служит для отвода теплоты от нагретых деталей и поддержания нормального температурного режима работающего двигателя, что достигается искусственным охлаждением с помощью жидкости (жидкостное охлаждение).
Схема работы. В процессе работы стенки цилиндра, поршня и головки цилиндров нагреваются газами. Если двигатель не охлаждать, то сгорит масляная пленка между трущимися деталями, в результате чего повысится износ деталей, может возникнуть заклинивание поршней из-за их расширения и другие неисправности. Излишний отвод теплоты (переохлаждение) приводит к снижению мощности и экономичности двигателя вследствие ухудшения процесса смесеобразования. При этом увеличиваются потери на трение, так как свойства масла ухудшаются. Пониженный тепловой режим двигателя вызывает неполное сгорание топлива, отчего на стенках камеры сгорания образуется большой слой нагара. Происходит залегание поршневых колец в канавках поршня, возможно зависание клапанов. Для нормальной работы двигателя температура охлаждающей жидкости должна быть 80... 95 °С. Изучаемые двигатели имеют жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости. Жидкостная система охлаждения включает в себя водяные рубашки и охлаждения блока и головки цилиндров, радиатор, жидкостный насоси вентилятор, а также вспомогательные устройства (термостат, соединительные шланги, краники ислива, термометр). Во время работы двигателя принудительная циркуляция воды в системе охлаждения создается центробежным жидкостным насосом, который забирает воду из нижнего бака радиатора и нагнетает ее под давлением в водяную рубашку, где она охлаждает стенки цилиндров. Далее вода направляется через отверстия и каналы в водяную рубашку головки цилиндров. В холодном двигателе вода направляется термостатом из водяной рубашки к жидкостному насосу(по малому кругу), минуя радиатор, а в прогретом — в верхний бак радиатора(по большому кругу). Проходя из верхнего бака радиатора в нижний по многочисленным трубкам, вода охлаждается потоком воздуха, создаваемым вентилятором и поступающим между трубками. Из нижнего бака радиатора вода вновь нагнетается насосом в водяную рубашку двигателя. Благодаря высокой скорости движения разность температур воды, выходящей из рубашки охлаждения и входящей в нее, небольшая (4 ...7 °С), что создает благоприятные условия для равномерного охлаждения двигателя. На изучаемых двигателях применяют закрытую систему охлаждения, которая характеризуется тем, что радиатор герметически закрыт, только при повышенном или пониженном давлении открывается паровоздушный клапан, смонтированный в пробке радиатора. В закрытой системе охлаждения уменьшается потеря жидкости в процессе испарения.
Проверить уровень электролита в аккумуляторе.
Вывернуть пробку, опустить стеклянную трубку в отверстие пробки аккумулятора до упора. Закрыть отверстие трубка пальцем и вынуть трубку, сохраняя вертикальное положение. По рискам на трубке определить уровень электролита, который должен находиться в пределах 10-15 мм выше пластин. Закончить проверку и установить все на место в обратной последовательности.
Запустить двигатель с помощью пускового подогревателя на автомобиле УРАЛ-4320.
Проверить уровень охлаждающей жидкости, при необходимости долить (в системе охлаждения двигателя низкозамерзающая охлаждающая жидкость)
Включить выключатель батарей автомобиля. Установить ручку выключателя подогревателя в положении 1.
Продуть газопровод котла, выключить на 10-15 сек. Электродвигатель насоса.
Проверить наличие топлива в топливном бачке подогревателя, открыть краник бачка и заполнить топливную систему ручным топливо подкачивающим насосом.
Установить ручку включателя подогревателя в положение 3 на время примерно 60 сек. Перевести ручку включателя в положении 1 и удерживать ее 30 сек до появления в котле характерного гула, указывающего на то, что топливо в горелки воспламенилось. Отпустить рычаг включателя, который автоматически займет положение 2, продолжающийся ровный гул в котле свидетельствует о том, что подогреватель вошел в режим устойчивой работы. При неудавшемся пуске привести выключатель в положении 0 и через 1 мин. повторить пуск.
Билет 19
1.Назначение, устройство и работа аккумуляторной батареи, ее неисправности.
Аккумуляторная батарея (АКБ) предназначена для питания током потребителей, когда двигатель не работает или работает на малой частоте вращения коленчатого вала, и состоит из нескольких одинаковых по устройству аккумуляторов, соединенных последовательно.
Действие аккумулятора основано на последовательном превращении электрической энергии в химическую (зарядка) и обратно — химической энергии в электрическую (разрядка). На автомобилях устанавливают свинцовые кислотные аккумуляторные батареи.
Простейший свинцовый аккумулятор состоит из пластмассовой банки, в которую залит электролит (раствор серной, кислоты в дистиллированной воде), и двух свинцовых пластин.
Обязательное условие для работы аккумулятора — зарядка, т. е. пропускание через него электрического тока.
Аккумуляторная батарея автомобиля состоит из бака, разделенного внутри перегородками на отделения. В каждом отделении (банке) помещается один аккумулятор. Номинальное напряжение одного заряженного аккумулятора — 2 В. Бак изготавливают из кислостойкой пластмассы или эбонита. Он имеет на дне ребра, на которые опираются пластины.
На перемычках, соединяющих отдельные аккумуляторы, указаны дата изготовления и марка батареи, например 6СТ-90ЭМ. Марку батареи расшифровывают следующим образом. Первая цифра (6) указывает на число последовательно соединенных аккумуляторов, определяющее номинальное напряжение батареи (12 В). Буквы, следующие за первой цифрой, означают, что батарея стартерная. Цифра 90 указывает на номинальную емкость батареи в ампер-часах при двадцатичасовой разрядке определенной силой тока. Первая буква (Э) после цифр характеризует материал бака — эбонит, вторая — материал сепараторов: микропористая пластмасса (М). Сухозаряженные батареи имеют в конце маркировки букву З.
Электролит составляют с учетом климатических условий. Для центральных районов с зимней температурой до -30 °С плотность электролита у полностью заряженного аккумулятора должна быть 1,27. В условиях низких температур она должна быть выше, а в южных районах — ниже.
К неисправностям аккумуляторных батарей, возникающих при их эксплуатации, следует отнести: трещины баков и крышек; повреждения и износ полюсных выводов; повышенный саморазряд; короткое замыкание внутри аккумуляторов; обрыв электрической цепи.