Расчет расхода и стоимости топлива и смазочных материалов
Расчет расхода топлива для работы автомобилей и его стоимости производится по каждому виду перевозок и марке автомобиля. Используются три вида линейных норм расхода топлива, кроме этого учитываются ряд эксплуатационных факторов, путем установления поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или понижения исходного значения нормы.
Линейные нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:
- работа в зимнее время (п. 6.6);
- работа в горных местностях при высоте над уровнем моря:
от 500 до 1500 метров – на 5 процентов;
от 1501 до 2000 метров – на 10 процентов;
от 2001 до 3000 метров – на 15 процентов;
и выше 3000 метров – на 20 процентов;
- работа автотранспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м, т.е. на 100 км пути не менее 501 поворота) - до 10%;
- работа в городах с населением свыше 2,5 миллионов человек - до 20%;
- работа в городах с населением от 0,5 до 2,5 миллионов человек - до 15%;
- работа в городах с населением до 0,5 миллиона человек - до 10%;
- работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой (в среднем более, чем одна остановка на один километр пробега – маршрутные автобусы, автомобили по очистке почтовых ящиков, инкассация денег и т.п.) – до 10 процентов;
- перевозка крупногабаритных, взрывоопасных и т.п. грузов, требующих пониженных скоростей движения автомобилей (до 20 км/час), - до 10 процентов;
- при пробеге первой тысячи километров автомобилями вышедшими из капитального ремонта и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии – до 10 процентов; при перегоне в спаренном состоянии или строенном – до 20 процентов;
- почасовая работа грузовых бортовых автомобилей или их постоянная работа в качестве технологического транспорта, или в качестве грузовых таксомоторов – до 10 процентов;
- работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали) до 20 процентов;
- работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов – до 35 процентов на срок не более одного месяца;
- - при учебной езде – до 20 процентов.
Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях:
- при работе на загородных дорогах с усовершенствованным покрытием, находящимся в удовлетворительном состоянии, - до 15 процентов;
- при эксплуатации заказных и ведомственных автобусов, не работающих на постоянных маршрутах – до 10 процентов.
При необходимости применения нескольких надбавок, линейная норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
6.1 Расход топлива бортовых грузовых автомобилей
Для грузовых бортовых автомобилей норма расхода жидкого топлива слагается из основной нормы на пробег и дополнительной нормы на транспортную работу. Основная норма установлена на 100 км пробега в зависимости от марки автомобиля. Дополнительная норма на транспортную работу установлена на каждые 100 т-км в зависимости от типа двигателя.
m =Lобщ* Нl / 100 + Р * Нр / 100 , (6.1)
где m - расход топлива на пробег и транспортную работу, л или куб. м;
Нl - линейная норма расхода топлива на 100 км пробега (Приложение В, таблица В.1) или [10],л;
Нр - дополнительная линейная норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т.км или куб.м/100 т.км [5].
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в т.км, дополнительные нормы на 100 т.км установлены в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах: бензин – 2 л; дизельное топливо – 1,3 л; сжиженный нефтяной газ (ГСН) – 2,5 л; сжатый природный газ (СПГ) – 2 куб. м; при газодизельном питании – 1,2 куб. м природного газа и 0,25 л дизельного топлива.
6.2 Для грузовых бортовых автомобилей, работающих с прицепами ,и автопоездов дополнительная норма расхода жидкого топлива на 100 т-км транспортной работы такая же, что и для бортовых автомобилей, работающих без прицепа, но распространяется на всю работу, выполненную автопоездом.
Основная норма на 100 км пробега (Нl) для бортовых автомобилей, работающих с прицепом, увеличивается по сравнению с нормой для одиночного автомобиля на дополнительную надбавку, установленную в зависимости от типа двигателя на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в следующих размерах: бензин – 2 л; дизельное топливо – 1,3 л; сжиженный нефтяной газ (ГСН) – 2,5 л; сжатый природный газ (СПГ) – 2 куб. м; при газодизельном питании – 1,2 куб. м природного газа и 0,25 л дизельного топлива.
6.3 Расход топлива автомобилей с самосвальным кузовом
Для автомобилей-самосвалов, кроме основной нормы на пробег установлена дополнительная норма на каждую ездку с грузом
m = Lобщ * Нl / 100 + nе.г* Нn , (6.2)
где nе.г -годовое количество ездок с грузом всех автомобилей данной марки;
Нn - дополнительная норма на каждую ездку с грузом [10] при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:
- 0,25 л жидкого топлива (0,25 куб. м природного газа) на каждую единицу самосвального подвижного состава;
- 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива при газодизельном питании двигателя;
- 1 л дизельного топлива для большегрузных автомобилей-самосвалов БелАЗ.
6.4 Расход топлива автопоезда, состоящего из автомобиля-самосвала и прицепа с самосвальным кузовом
В этом случае норма расхода жидкого топлива на 100 км пробега (Нl) увеличивается по сравнению с нормой для автомобиля-самосвала на дополнительную надбавку, установленную в зависимости от типа двигателя, на каждую тонну собственной массы прицепа и половину номинальной грузоподъемности прицепа.
Дополнительная норма на ездку с грузом по величине та же, что и для автомобиля-самосвала.
6.5 Расход топлива грузовых автомобилей, работающих из почасового расчета, автобусов и легковых автомобилей
Для грузовых автомобилей, работа которых не учитывается в тоннах и тонно-километрах, автобусов и легковых автомобилей по обслуживанию предприятий и организаций и автомобилей-такси потребность в топливе определяется на основании норм, установленных на 100 км (Приложение В, таблица В.1) или [10].
m = Lобщ * Нl / 100 (6.3)
Норма расхода топлива на 100 км пробега для маршрутных автобусов, работающих в черте города и имеющих частные остановки, увеличиваются на 10%. Увеличение расхода топлива в других случаях определяется согласно рекомендациям, изложенным выше.
6.6 Дополнительный расход топлива в зимний период
Кроме указанных норм расход топлива может быть повышен при работе автомобилей в зимнее время в зависимости от района, где расположено предприятие, а также при работе на дорогах в горных местностях, со сложным планом и т.д. [10].
mз = m* Kз * с/ 12*100 , (6.4)
где mз - расход топлива в зимний период, л;
Kз -количество зимних месяцев в году, мес.;
с - процент дополнительного расхода топлива в зимнее время (Приложение В, таблица В.3).
При использовании независимых отопителей для обогрева салонов в зимнее время необходимо предусмотреть соответствующий расход топлива (Приложение В, таблица В.4) или [10] на весь период работы автобусов и автомобилей в зимних условиях.
6.7.Расход топлива на внутригаражные нужды
Расход топлива на внутригаражные нужды АТП (техосмотр, регулировочные работы, приработка деталей двигателя и автомобиля после ремонта и др.) принимается в процентах к суммарному расходу топлива и не должен превышать 0,5 процента от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием [10].
6.8 Расчет стоимости топлива
Стоимость топлива по каждой марке автомобилей определяется на основании рассчитанного расхода топлива по каждому виду и оптовых цен на автомобильное топливо (Приложение В, таблица В.5). Цены на топливо в курсовой работе могут быть установлены также по данным действующих АЗС на момент выполнения работы.
6.9 Расчет стоимости смазочных и прочих эксплуатационных материалов
Расчет потребности в смазочных материалах производится на основании установленных норм, которые определены на 100 литров (куб. м СПГ) общего расхода топлива (Приложение В, таблица В.2) или [10]. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 литров (куб. м СПГ) расхода топлива, нормы расхода смазок соответственно в килограммах на 100 литров (куб. м СПГ) расхода топлива.
Нормы расхода масел и смазок снижаются на 50 % для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации до трех лет (кроме ВАЗ и легковых автомобилей иностранных марок). Нормы увеличиваются до 20 процентов для автомобилей находящихся в эксплуатации более восьми лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.
Расход керосина устанавливается в размере 0,5% от нормального расхода жидкого топлива по массе. Расход обтирочных материалов планируется в размере 25-36 кг на один списочный автомобиль в год. Стоимость смазочных материалов определяется на основании расхода смазочных материалов в весовом выражении и оптовых цен с учетом коэффициента удорожания стоимости материалов на момент выполнения курсовой работы (Приложение В, таблица В.5) или [11].